Доклад по теме «Использование метода проектов в начальной школе»


ГОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕРТАНОВО»
Доклад по теме:
«Использование метода проектов в начальной школе »
Учителя начальных классов
ГОУ «Центр образования «Чертаново»»
Гусевой Юлии Витальевны
Москва 2009-2010; 2010-2011 учебные года
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1. Проектно – исследовательская деятельность младших школьников.
Из истории возникновения метода проектов.
Современные подходы к проектно – исследовательской деятельности учащихся.
Глава 2. Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Метод проектов как педагогическая технология.
Основные требования к использованию метода проектов.
Структура и циклограмма учебного проекта.
Классификация проектов.
Роль учителя в проектной деятельности учащихся.
Виды презентаций проектов.
Из опыта работы школ по использованию метода проектов в урочной деятельности младших школьников и во внеклассной работе.
Приложение (ученические проекты).
Введение.
Перемены в экономическом и общественно – политическом строе России предполагают, что современная школа пересмотрит прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, умело добывать и применять полученные знания, тщательно обдумывать и принимать взвешенные решения и четко планировать свои действия. Воспитание коммуникативных навыков, толерантности, планетарного мышления становится актуальной задачей современного образования.
В книге Н.А.Бердяева «Самопознание» в главе «В начале моей жизни» русский философ так определяет свой учебный потенциал: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном, творческом состоянии..». Эти слова не могут не привлечь внимание современного учителя, потому что проблема активного творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой.
Возможно, это высказывание в какой-то мере дает ответ на вопрос, как сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Это предполагает знакомство с принципиально новым кругом представлений, понятий и форм учебной теории и практики, существенно зависящих от научно – технологических достижений и перспектив 21 века. Так, например, на сегодняшний день владение компьютером как инструментом приема, преобразования и передачи всех видов информации, используемых в ходе учебы, - одно из требований, предъявляемых к учащимся начальных классов. Мир компьютерных технологий, прочно завоевавший свое место в процессе обучения, помогает оперативно и квалифицированно ориентироваться в информационном пространстве, формирует умения быстро реагировать на изменяющиеся жизненные условия и решать нестандартные задачи, обеспечивая творческий подход к любому делу. Ведь социальный заказ общества – подготовить выпускников школы к реалиям жизни и труда в высокотехнологизированном 21 веке. Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов для создания активного творческого пространства.
Интерес к методу проектов со стороны школ сегодня очень велик. И это не дань моде или увлечению инновационными технологиями в образовании. Пожалуй, это дань времени: понятие «проект» вернулось в нашу жизнь как хорошо забытое старое, и оказалось востребованным не только в педагогике. Что ни день, мы слышим о проектах коммерческих, научных и т.д.
ГЛАВА 1.
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Из истории возникновения проектного метода.
Зарождение проектной методики приходится на начало 20 века, когда после первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались иные методы обучения, развивающие самостоятельность мышления, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности.
В энциклопедическом словаре МЕТОД (от греч. – путь исследования или познания, теория, учение) рассматривается как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненной решению конкретной задачи. Анализ научной литературы показывает, что существует несколько подходов к понятию «метод обучения». С общедидактической точки зрения МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей образования (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.). М.И.Махмутов определяет метод обучения как совокупность приемов учебной работы. Е.И.Машбиц и Г.С.Костюк трактуют метод обучения как способ организации работы учащихся с учебным материалом. Мы под МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ будем понимать способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на освоение знаний и способов учения.
Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании ПРОЕКТОМ называют все, что задумывается или планируется. Понятие «МЕТОД ПРОЕКТОВ» является неоднозначным. Анализ работ российских и зарубежных исследователей (О.Н.Аринина, Л.И.Богомолова, В.В.Гузеев, Д.Питт, Г.К.Селевко), рассматривающих обучение методом проектов, свидетельствуют о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок. Ретроспективный анализ показывает, что теория и практика метода проектов активно развивалась параллельно в России и за рубежом в конце 19 – начале 20 веков в виде отдельных методических приемов или их совокупности – метода проектов. Но подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были разными.
Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ – прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником «метода проектов» в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
«…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе…» (Из книги Д.Дьюи «Школа и общество»)
Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
У.Х.Килпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении проблем оставалось за учителем.
У.Х.Килпатрик выделял 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения), проект-упражнение. Использование этих проектов, по мнению ученого, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
А американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури писал: «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем», предложил первую в мире классификацию учебных проектов и выделил 4 группы:
«ПРОЕКТЫ ИГР» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народны танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.
«ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.
«КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака и др.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
В СССР метод проектов применялся в 1923 – 32 годах. Понимание сущности этого метода советскими педагогами (Е.Г.Кагаров, Т.Д.Корнейчик, Н.К.Крупская, Л.Левин, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, Е.Н.Янжул) отличалось от американского варианта прежде всего тем, что делался принципиальный упор на общественно – полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов, уделяя познавательной деятельности мало внимания. Отечественные психологи и педагоги рассматривали метод проектов как подготовку к профессиональной деятельности, к самостоятельной трудовой жизни, «всестороннее упражнение ума», развитие творческих способностей. Множество трактовок метода проектов отразилось на многообразии его определений и названий – «метод проблем», «метод собственных открытий», «метод целевого действия», «активный метод», «гуманный метод», «жизненный метод», каждое из которых акцентировало внимание на той или иной стороне метода обучения.
Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.
Современные подходы к проектно – исследовательской деятельности учащихся.
В последние годы все чаще на совещаниях различного уровня поднимается вопрос о творческой проектной и научно – исследовательской деятельности учащихся. Было рекомендовано попробовать данный вид творчества и в начальной школе. Учителя стали задаваться вопросом: что же представляет собой проектная и исследовательская деятельность учащихся в наше время применительно к образовательной школе?
В специализированных школах, гимназиях, колледжах и других подобных заведениях таким видом деятельности занимаются давно и довольно успешно. Но как применить все это в условиях обычной средней школы, в какой форме: на уроках, в кружковой деятельности, на факультативных занятиях или как-то по-другому?
Этот и другие вопросы, волнующие педагогов, обсуждались на организационной научно – практической конференции учащихся Москвы и Московской области в октябре 2001 года, которая была проведена под руководством Московского Комитета Образования в Доме Научно – Технического Творчества Молодежи на Донской и была посвящена научно – исследовательской и проектной деятельности школьников. Состоялись «круглые столы» по различным направлениям. Конечно, основное внимание уделялось средней и старшей школе.
На «круглом столе» по начальной школе высказывались очень разноречивые мнения по поводу данного вида творчества детей. Некоторые педагоги, правда, пытались рассказать об опыте своей работы, которую они ведут уже не первый год. По мнению остальных участников обсуждения, творческая проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно – исследовательская – практически невозможна.
Причинами чаще всего называли:
Физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
Отсутствие необходимых для творческой проектной и научно – исследовательской деятельности общих знаний у учащихся начальной школы;
Отсутствие самостоятельности в выборе темы и работе над ней;
Недостаточный уровень системного аналитического мышления;
Трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов;
Неумение аргументировано строить доказательства;
Слабое владение техническими средствами по обработке информации (или не владение ими).
Да, далеко не все учащиеся начальных классов готовы сразу же заниматься таким видом творчества, но чаще всего не по перечисленным выше причинам. Детям нужен неравнодушный творческий человек, который научил бы их любить то, что любит сам. Он должен иметь определенную степень свободы в своей работе и незакомплексованное, нестандартное мышление. Ведь существовали же традиции проведения уроков наблюдения в природе! Такая работа не называлась проектной или исследовательской деятельностью. Просто умный и любящий свою работу, детей и природу учитель вел учащихся на экскурсию, рассказывал им об окружающем мире в естественных условиях. Дети собирали образцы растений, делали зарисовки, позже – гербарии, поделки из природного материала, писали сочинения и рассказы по впечатлениям экскурсии. И такие наблюдения проходили не 1 раз в год, а регулярно, возможно – каждую неделю. Дети с любовью и вниманием слушали учителя, привыкали самостоятельно познавать мир. Велись специальные тетради, существовали стенды, где отмечались изменения погоды, явления природы. Заполнялись, наконец, дневники наблюдений.
Почему же мы говорим о проектной и исследовательской деятельности (имея ввиду младших школьников), как о чем-то новом, неизвестном, и боимся подступиться к ней, сделать что-то не так, как требуется? Ведь все это – естественный процесс познания. Маленький ребенок с момента рождения уже начинает изучать мир. Значит, детство – самое подходящее время, чтобы начать готовить исследователя? Или, во всяком случае, помочь ему увидеть то, что «не лежит на поверхности» и помочь сохранить способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми глазами.
Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Подведем итоги. В российской педагогике все чаще звучит слово «проект». Многими учителями начальных классов понятие еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природы проекта и урока – принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативной классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое – ценностно – смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
Проект – это педагогическая технология, которая в настоящее время понимается как «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Любая педагогическая технология планируется с учетом того, что она может быть воспроизведена любым педагогом и обеспечит достижение намеченных результатов всеми учащимися».
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Проектно – исследовательская деятельность обучающихся является перспективным фактором развития московского образования, который позволяет комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности в современном образовательном процессе. В московской образовательной системе наработан значительный опыт организации и развития проектно – исследовательской деятельности учащихся в различных формах и на базе образовательных учреждений различного типа, что является одним из важнейших источников развития столичной образовательной системы и обеспечивает лидерство Москвы в образовательном пространстве России и реализацию Москвой столичных функций.
Проектно – исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, отвечающей целям и задачам модернизации образования и направленной на удовлетворение индивидуальных запросов, развитие творческих способностей личности, обеспечение интеллектуального лидерства России в будущем.
Метод проектов как педагогическая технология.
Долгое время в традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило за счет эксплуатации памяти. В настоящее время основная цель обучения формулируется как развитие личности, формирование критического и творческого мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую – что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализом, сопоставлением, синтезом, прогнозированием. Но, главное он рассчитан на умение работать с различными источниками информации.
Метод проектов - отнюдь не универсальный способ разом решить все сложные дидактические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно -ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве. Следует заранее согласовать сроки реализации проектов, их очередность. Как показала практика, наибольшие сложности у учителей вызывает формулировка проблемы и умение подвести учащихся к ее «самостоятельному» определению. Проблема при этом зачастую подменяется темой обсуждения. Разница же между ними в том, что проблема всегда строится на противоречии и требует исследования возможных способов, вариантов ее решения. Здесь всегда есть противоречие, которое можно решать по-разному, для чего и необходимо организованное исследование, в ходе которого проверяется целесообразность, рациональность использования тех или иных способов решения.
Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие социально или лично значимой в исследовательском, информационном или практическом плане проблемы. Проблема может быть выдвинута перед проектной группой внешним заказчиком.
Планирование деятельности по реализации проекта с указанием конкретных действий, поэтапных сроков и результатов,
Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) исследовательская деятельность учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы (участником проекта).
Наличие конкретного продукта деятельности – результата работы над проектом.
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта. Иными словами, презентация продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.
Структура и циклограмма учебного проекта.
Структура:
Проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.
Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:
№ п/п Этапы деятельности учащихся Сроки
1 Постановка проблемы. Сентябрь – октябрь
Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы
2 Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. 3 Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. Октябрь
Составление развернутого плана работы.
4 Подготовка продукта. Сбор информации. Ноябрь – декабрь
5 Структурирование информации. Декабрь – февраль
Проведение исследования
6 Изготовление продукта. 7 Оформление продукта. Март
Подготовка чистового варианта
8 Выбор формы презентации. Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада
9 Подготовка презентации. 10 Презентация. Май
Защита проекта
11 Самооценка и самоанализ. Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:
№ п/п Этапы деятельности учащихся Сроки
1 Постановка проблемы. До начала проектной недели
2 Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. 3 Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. 1- ый день
4 Подготовка продукта. Сбор информации. 5 Структурирование информации. 2 – 3 дни
6 Изготовление продукта. 7 Оформление продукта. 3 – 4 дни
8 Выбор формы презентации. 9 Подготовка презентации. 10 Презентация. 5 день
11 Самооценка и самоанализ. Циклограмма проекта, выполняемого на уроках:
№ п/п Этапы деятельности учащихся Сроки
1 Постановка проблемы. 1- ый урок
2 Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. 3 Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. 4 Подготовка продукта. Сбор информации. Неделя между 1-м и 2-м уроками
5 Структурирование информации. 2-ой урок
6 Изготовление продукта. 7 Оформление продукта. Одна – три недели между 2-м и 3-4-м уроками
8 Выбор формы презентации. 9 Подготовка презентации. 10 Презентация. 3-4 уроки (спаренные)
11 Самооценка и самоанализ. Циклограмма мини - проекта:
№ п/п Этапы деятельности учащихся Сроки
1 Постановка проблемы. 1-ый урок (в числе двух спаренных) 0 – 20-ая минуты
2 Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. 3 Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. 4 Подготовка продукта. Сбор информации. 1-2 уроки
20 – 50 минуты
5 Структурирование информации. 6 Изготовление продукта. 7 Оформление продукта. 8 Выбор формы презентации. 9 Подготовка презентации. 10 Презентация. 2 урок ( в числе двух спаренных)
11 Самооценка и самоанализ. ОТДЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: КАЖДЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СВОЙ КОНКРЕТНЫЙ ПРОДУКТ.
Классификация проектов.
По продолжительности проекты делятся на:
Мини – проекты (укладываются в один урок или часть урока; работа ведется в группах)
Краткосрочные (как правило, проводятся на нескольких уроках с привлечением внеклассной деятельности для сбора информации, изготовления продукта и подготовки презентации; обычно это проекты по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из различных наук).
Проекты средней продолжительности (продолжительность от недели до месяца).
Долгосрочные (направленные на решение крупной проблемы или нескольких взаимосвязанных проблем; продолжительность от одного до нескольких месяцев; весь цикл проекта выполняется во внеурочное время).
По количественному составу различают индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
Практико – ориентированный проект. Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
По комплектности (предметно – содержательной области) проекты подразделяют на:
Монопроект. Как правило, монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и видов деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель – предметник, консультантами – учителя других дисциплин. Подобные проекты требуют тщательной структуризации, четкого обозначения не только цели, задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
Межпредметный проект. Как правило, это достаточно продолжительные, объемные проекты, планирующие решить ту или иную сложную проблему, требующую знаний из различных областей наук. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп, если проект носит групповой характер.
Надпредметный проект.
По характеру контактов различают внутриклассные, внутришкольные, региональные и международные проекты.
По характеру координации выделяют следующие проекты:
Непосредственный (жесткий, гибкий);
Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из этих типов.
Роль учителя в проектной деятельности учащихся.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний.
Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта:
Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
Консультант, организующий доступ к информационным ресурсам;
Руководитель;
«человек, который задает вопросы» - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
Координатор группового процесса;
Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.
Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе «учащиеся + учитель» проводится по принципу «скрытой координации».
Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно – урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.
Формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов.
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего его выбор – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.
Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.
Презентации учебных проектов могут быть приведены в виде: деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчета исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнования, спектакля, спортивной игры, телепередачи, экскурсии.
Критерием оценки проекта выступает качество проекта в целом и его презентация.
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
Полнота раскрытия темы.
Самостоятельность работы над проектом.
Оригинальность решения проблемы.
Качество выполнения продукта.
Раскрытие содержания проекта на презентации.
Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.
Артистизм и выразительность выступления.
Из опыта работы школ по использованию метода проектов в урочной деятельности младших школьников и во внеклассной работе.
Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.
Такими умениями и навыками являются:
1. Рефлексивные умения.
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения.
Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.
Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение устанавливать причинно – следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве.
Навыки коллективного планирования.
Умение взаимодействовать с любым партнером.
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Навыки делового партнерского общения.
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки.
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения.
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Презентационные умения и навыки.
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Артистические умения.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно – операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно – оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).