Использование метода Кейс-stadu на уроках географии.


Использование метода «Кейс-«stadu» на уроках географии.
Требованиями современного общества к школе является подготовка выпускников, умеющих отстаивать свою точку зрения, решать жизненные проблемы и разбираться в людях, строить успешные взаимоотношения с окружающими, быть способными к самообразованию и саморазвитию. Новые формы сдачи экзаменов на уровнях В и С также требуют от обучающихся уметь грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть информационной компетентностью. Такие требования формируют новый подход в образовательном процессе к формированию ключевых компетенций и развитию критического мышления обучающихся, приобщения к системе социальных связей. Поэтому на современном этапе развития образования главной задачей учителя является выработка системы развивающих занятий, направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности, способствующих формированию учебно-интеллектуальных, коммуникативных, информационных, исследовательских действий и развитию аналитико-статистических способностей путём сравнения, поиска закономерностей, классификации, обобщения.
Одним из решений данной задачи является применение современной технологии обучения «кейс-стади». Кейс (от англ.  саsе – случай) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная способность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты. Кейсы могут  быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности). Кейс-метод - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод «кейс-stadu» способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Таким образом, наличие проблемной ситуации, умение найти необходимую информацию, коллективно выработанное решение, возможность нескольких вариантов решения проблемы, высокая степень активности, а также управляемый эмоциональный фон отличают кейс-технологии от других и способствуют формированию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора, развитию критического мышления, а также активизации всего педагогического процесса.
Основная функция метода – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Требования к кейсу:
Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
Случай должен содержать проблемы и конфликты.
Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей учащихся.
Случай должен допускать различные варианты решения.
Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.
Критерии для разработки кейса:–    соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины;–    определение тем учебной дисциплины, использующихся или предваряющихся данным кейсом;–    достаточный уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации;–    наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации.
Ограничения на использование кейс-технологии:1).   Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.2).   В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Что необходимо помнить при организации?
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;
успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:
Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется  за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со  вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Виды и типология кейсов:
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему. На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями. Например, для изучения социально-экономического развития России можно предложить учащимся статью: «Динамика уровня безработицы в России в 2014 и 2015 годы» из Евразийского научного журнала №11 2015 года: «Уровень безработицы в России в 2014 году составил 5.2% или 3.9 миллиона человек экономически активного населения. С начала 2014 года безработица снизилась с 5.6% до 5.3% к концу года. Процент безработицы в январе 2014 года (5.6%) был равен декабрьскому показателю 2013 года. Уровень безработицы плавно снижался до середины года. С середины лета до конца года наблюдался рост безработицы в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и сокращением персонала.
В сентябре 2015 года численность экономически активного населения (76 958 тыс. человек) уменьшилась на 400 тыс. человек, или на 0,6%, численность безработных - на 35 тыс.человек, или на 0,9%. По сравнению с сентябрем 2014 численность занятого населения уменьшилась на 79 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных - увеличилась на 244 тыс. человек, или на 6,6%.  В конце сентября 2015 в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 919 тыс. человек, что на 3,9% меньше по сравнению с августом 2015 и на 14,7% больше по сравнению с сентябрем 2014 г..
По данным Росстата численность экономически активного населения  в июле 2015 г. составила 77 200 тыс. человек, или 53% от общей численности населения страны, в их числе 73 100 тыс.человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4 100 тыс. человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные)»
Вопросы к тексту:
- В чем заключается проблема?
- Как государство решает эту проблему?
- Какие способы решения данной проблемы вы можете предложить?
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. Например в теме Агропромышленный комплекс России можно рассмотреть следующую ситуацию:
«Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600 ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.
Кроме текста документа обучающиеся получают вопросы к нему:
- В чем заключается проблема?
- Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием, учитывая её агроклиматические особенности? (используйте «Климатическую карту России», карты "Животноводство” и "Растениеводство”)- Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
- Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
- Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
- Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?
- Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Работа с кейсом может быть организованна в 3 этапа:
1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности.
2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.
Этапы работы с кейсом Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста. Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы.
О какой проблеме идет речь в тексте? Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.
6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»). Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):
сочинение-миниатюра;
опорный контекст;
схема;
таблица;
мультимедийная презентация. Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
8. Презентация итогов работы.  
9. При анализе текста возможно выделение альтернативной метапредметной проблемы, тесно связанной с изучаемой темой, решение которой предлагается обучающимся взять на дом в качестве творческой самостоятельной работы. 3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Учет возрастных особенностей обучающихся в применении метода:
Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса. В связи, с чем в 5,6 классах, где согласно учебному плану на изучение биологии и географии отведено по одному часу, доминирующей технологией является проблемное обучение, которое подготавливает к решению кейсов, а их активное использование приходится на 7-9 классы, что позволяет и объем учебного времени (по 2 часа в неделю).
В данный возрастной период развития основной сферой интересов подростков становится общение со сверстниками (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).
Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса, сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.
Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, уважении их стремления к естественным потребностям: во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха.
С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. 
Методика способствует развитию различных практических навыков. Все вместе, они могут быть описаны одной фразой - творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.
Навыки, которые развивает метод кейсов: 
- Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
- Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.
- Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
- Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные навыки вырабатываются в ходе обсуждения кейса: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
- Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у школьников умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы и позволяет решитьследующие противоречия в развитии личности подростков:
Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребности в общении со сверстниками.
Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:- Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.- Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов. - Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.- У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.- Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.- В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.- Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.- Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Материалы кейса для учащихся 8 класса содержат небольшие тексты — 1—2 страницы, а также иллюстрации.  Работа учащихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий. Кейс может быть представлен в письменной или устной форме. Содержание учебного материала предмета географии позволяет использовать разные типы ситуаций. В ходе лекций в 10 классах используются иллюстративные ситуации (например, тема «Политическая карта мира», проблема изменения карты мира); нормативные ситуации для контроля теоретических знаний по темам «Воспроизводство населения», «Национальный состав населения», «Расселение и урбанизация» в 8 классе, «Топливно-энергетический комплекс» в 9 классе; стратегические ситуации в курсе «Коммерческая география» (например, решение проблемы перспектив развития Российского Севера, моделирование свободной экономической зоны на территории Омской области).

 Примеры учебных ситуаций для 9 класса
Ситуация № 1. Стратегическая ситуация.
Руководство Уральского федерального округа запланировало реконструкцию доменных печей в г. Первоуральске. В каком направлении возможна реконструкция? Оцените условия для реконструкции. Предложите свой вариант решения проблемы.
Средства решения проблемы: карты Урала, статьи Интернет-СМИ, информация об экологической ситуации на Урале, статистические материалы по населению Среднего Урала.
 Ситуация № 2. Case-Study-Method – скрытые проблемы
Вы – команда управления алюминиевого завода в г. Братске. Как вы будете распределять полученную на предприятии прибыль в условиях сегодняшнего экономического кризиса? На какие цели и в каких пропорциях она будет израсходована и почему?Средства: карты Красноярского края, Интернет-ресурсы (финансовые отчеты о прибыли предприятия за последний год, состав и характеристика выпускаемой продукции, кадровый состав предприятия, социальная составляющая деятельности предприятия, его роль в городе и крае и т.д.).
Ситуация № 3. Функциональная ситуация. Некоторые экологи считают, что если мы хотим сохранить жизнь на Земле, то должны заставить себя согласиться на меньшее количество продуктов питания и услуг, в том числе и электроэнергии. Актуально ли данное утверждение для нашей страны? Обоснуйте свою точку зрения.Средства: данные ежемесячного расхода электроэнергии каждой семьи (анализ семейных расходов – домашняя заготовка), отчет РАО ЕЭС о расходовании электроэнергии в России за 2008 год (Интернет), карта «Электроэнергетика России».
Шаблон для работы
Проблема № 1: _______________________________________________________________
Проблема № 2: _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
_________________             ________________________            _________________________________________             ________________________            _________________________________________             ________________________            _________________________________________             ________________________            ________________________
Идеальное состояние: _________________________________________________________                                         _________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
и д.р.