ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Г.А. Быкова
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51 г. Оренбурга
Аннотация. Статья раскрывает особенности современного интерактивного обучения школьников на уроках географии. Описывает эффективность применения и возможности использования кейс – технологии для активизации образовательного процесса.Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать “над собой”, самосовершенствоваться. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Учителем информатики в школе работаю более 17 лет. Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.
На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома. Если такая работа не имеет определённой организации, то это может привести к нежелательным последствиям:
– у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на “ты”. Практический опыт показывает, что ученики часто путают назначение предметов “Информатика” и “ИКТ”. Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;
– если назначение знаний и умений, полученные на уроках ИКТ очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики не всегда видят. Нет достаточной уверенности в том, что “Информатика и ИКТ” – это “инструмент”, который можно использовать в любой предметной сфере;
– учащиеся одной возрастной категории имеют разный уровень психологической готовности и уверенности при работе на компьютере.
Проведя анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, в практике обучения информатике можно выделить следующие направления:
развивающее – акцент делается на развитии алгоритмического, логического и системного мышления школьников;
технологическое – основное внимание уделяется формированию у школьников умений работать за компьютером;
информационное – большая часть заданий ориентирована на обработку и преобразование информации в виде текстов.
Особенностью курса информатики является систематическое использование работы школьников на компьютере. На уроках информатики в компьютерном классе можно часто наблюдать, что объяснение и показ действий товарищем более эффективен, чем учителем. Я использую этот феномен при организации обучения на уроках. Одним из методов обучения, который я использую – это кейс-метод.
Кейс – это небольшой чемодан с бумагами. Технология эта пришла из бизнеса, с помощью которой обучают менеджеров решать реальные жизненные проблемы. В школьном обучении эти технологии помогут реализовать основные принципы ФГОС «учить учиться».
Кейс-технология современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В кейс-методе формирование проблемы и путей её решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
Цель кейс-метода научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной  задачи,
выявлять главные  проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
 выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Ограничения на использование кейс-метод: 
Кейс-метод неэффективен в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. 
В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-метод требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Кейс-метод можно применять при изучении различных тем из курса «Информатики и ИКТ», например:
Текстовой редактор, 8класс;
Поисковые системы сети Интернет, 9 класс;
Конфигурация компьютера, 10 класс.
Пример применения кейс-метода на уроке информатике. Тема «Выбор конфигурации компьютера» 10 класс.
Учитель предлагает учащимся стать на время представителями фирмы по сборке компьютеров на заказ и ставит перед ними следующую задачу: В нашу фирму поступили заказы. Заказчики просят собрать компьютеры и уложится в ту сумму которые они готовы заплатить. Ваша задача помочь заказчикам в определении конфигурации компьютера, т.е. подобрать согласно требований заказчиков процессор, материнскую плату, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок, цифровой камеры и т.п.
Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, если работник фирмы считает что, какой-то предмет нужен надо также толково и убедительно доказать заказчику, что ему понадобится именно этот предмет.
Ученики делятся на группы по 2-3 человека, каждая группа получает свой кейс в состав которого входит: список комплектующих компьютера и их цена, необходимая справочная информация по отдельным устройствам и их совместимости, и описание назначения компьютера который хочет получить заказчик (например: домашний компьютер, предназначенный для работы с документами, обработки фотографий, для создания фонограмм и с выходом в Интернет через выделенную линию связи. Сумма заказа 35000 рублей. ). Группы организуются таким образом, что бы над одним вариантом конфигурации компьютера (заказа) работали две группы.
1 этап. Работа учащихся начинается со знакомства со справочной литературой. Учащиеся самостоятельно в течение 5-7 минут анализируют содержание кейса. В результате у каждого ученика должно сложиться целостное впечатление устройствах персонального компьютера и их основных технических характеристиках. Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Учитель оценивает степень понимания ситуации, подводит итоги обсуждения и учащиеся приступают непосредственно к выбору конфигурации компьютера.
2 этап. Группы делятся на работников фирмы и заказчиков. Работники фирмы представляют вариант конфигурации компьютера на заданную сумму, поясняя свой выбор и убеждая заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации. Заказчик при необходимости выставляет свои требования. В конце представления конфигурации компьютера заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
Учащиеся работающие над другими заказами также могут высказывать свое мнение по конфигурации обсуждаемого компьютера.
3 этап. Учитель дает общую оценку всем участникам и каждому в отдельности; разбирает весь ход урока, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
4 этап Рефлексия.
Достоинства использования кейс-метода:
Естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащегося.
Легко достигается уровневая дифференциация обучения.
Урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций.
Работа с кейсом приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
Увеличивается количество тренировочных заданий.
Недостатки использования кейсовой технологии:
Трудность данной технологии в создании кейса. Много времени тратится на подбор как теоретической, так и практической части.
При создании кейса нельзя учесть особенностей конкретной группы обучающихся, поэтому крайне важна роль преподавателя.
Диалог с кейсом лишен эмоциональности и, как правило, однообразен.
Таким образом метод «кейс» придерживается общих целей обучения: усвоение содержания и обработка навыков на необходимом уровне, личностное развитие ученика, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способности выслушать и понять альтернативную точку зрения, умения принимать обобщающее решение с учетом альтернатив, планировать свои действия и предусматривать их последствия.
Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные интерактивные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Литература:
«Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru
Михайлова Э.А. Кейс и кейс-метод. – М.: Центр Марк.исслед.и менежд., 1999
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие – Иц «Академия», 2009.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К.. Практикум информатика и ИКТ 10-11 класс. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Сурмин, Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1