Плюсы и минусы в подготовке и проведении уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Девицкая основная общеобразовательная школа




ДОКЛАД
по физической культуре
«Плюсы и минусы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе»



Автор:
Волкова Надежда Васильевна
учитель физической культуры
I квалификационной категории

2017 год


Проблема
Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов.
В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, затрудняет оказание методической помощи учителю, лишает школу помощников в проведении культурно-массовой и спортивной работы с детьми, снижает воспитательное влияние на школьников учреждений культуры.
При организации учебного процесса необходимо учитывать условия сельского общества, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы.
Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся.
Приступая к планированию учебной работы, я учитываю: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, где находится школа, для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытом помещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает наша школа; личный опыт. Важное условие планирования соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.
В классе сельской малочисленной школы, где обучается от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов.
Учитель малокомплектной школы работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов (IIV). Кроме того, в большинстве таких школ нет физкультурных залов или если они есть, то они не соответствуют стандартам. Например в нашей школе спортзал имеет следующие размеры ( длина 11,5 м., ширина – 5,2 м., высота 3,2 м. ). Это естественно, затрудняет проведение полноценных уроков. Например, в волейбол мешает играть деревянная балка на потолке, размером 40 см., поэтому игру в волейбол я заменила пионерболом.
Сколько классов целесообразно объединять? Как спланировать работу детей на таком уроке? Как организовать и стимулировать совместные занятия детей разного возраста. С этими и другими вопросами регулярно сталкиваются учителя малокомплектных школ.

Средства решения сформулированной проблемы.
Конечно же с одной стороны в условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. В процессе такой деятельности и тесного общения учащихся с товарищами, у них развиваются такие качества, таких как дружелюбие, взаимопомощь, отзывчивость. Малочисленность класса создаёт условия для привития на уроках физической культуры каждому учащемуся любви к конкретному виду спорта. Зачастую в малокомплектных школах многие ученики становятся «спортсменами-универсалами», защищая честь школы на соревнованиях муниципального, регионального и даже всероссийского уровней. Малая наполняемость предоставляет учителю такую возможность, и, естественно, он должен использовать её полностью.
Основная идея.
Работа учителя – это творческий по природе труд. Она требует от него определённого заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям.
Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает школа.
Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания.
Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения.
Технология.
Уроки физической культуры я провожу по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.
Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.
В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.
При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения я стараюсь найти способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.
Как правило, это использование единого комплекса гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны. Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.
В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения
выполняются первым потоком с участием детей 3-4 классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста.
Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока, но проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно. Предложенные варианты игры (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.
Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.
В содержание заключительной части урока, задачей которой является приведение организма детей в спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т.д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно.








Опыт осуществляемой деятельности.
Девицкая основная школа находится в Острогожском районе, в 50 км. от районного центра. На период 2016-2017 учебного года в школе обучается 32 человека.
Радиус разбросанности деревень и школ, входящих в наш северный округ составляет от 8 до 25 км. Школьного автобуса нет.
В школе работают 8 педагогов. В классах обучается от 2х до 6и человек.
Уроки физической культуры являются обязательным для всех практически здоровых учащихся. На уроки физической культуры в неделю отведено 3 часа.
Из всего начального звена в 2016-2017 учебном году в школе обучается 14 человек, а в старшем звене 5-9 классы - 18. Поэтому для проведения уроков физкультуры классы объединяют в группы. Первая группа – это 1-й и 2-й классы, вторая – 3-4-е классы, третья – 5,6,7 классы и 4-я группа - 8-9 классы.
Уроки физкультуры проводятся в спортзале и на улице, на спортивной площадке. В зимнее время, если позволяют погодные условия, провожу уроки лыжной подготовки, в основном для учащихся 5- 9-х классов (т.к. размеры ботинок начинаются с 37 размера обуви). Проведение уроков на улице, исходя их опыта многих школ, очень благотворно влияет на здоровье учащихся. В то же время создаются отдельные трудности в изучении некоторых видов упражнений. В школе очень мало спортивного инвентаря, все мячи, которыми дети играют на уроках, в большинстве приобретены школой за участие в сборе макулатуры. Основными спортивными играми являются пионербол и футбол, в 3-ей четверти баскетбол. В младшем звене ребят обучаю игре в лапту.
У меня существует своя программа по физическому воспитанию, которую я разработала исходя из уровня физического развития учащихся, а также от оборудования, которым располагает наша школа.
При подготовке к урокам я опираюсь на поурочный четвертной план: уточняю сформулированные в нём учебно-воспитательные и оздоровительные задачи, разрабатываю содержание урока с учётом результатов предыдущих занятий, выбираю методы и методические приёмы, подбираю необходимый инвентарь и оборудование.
Готовясь к уроку, я подбираю соответствующий программный материал для всех частей урока: вводной, основной, заключительной. Сначала подбираю материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной.
Урок физической культуры во всех классах начинается с построения и приветствия учащихся, сообщения задач урока. Обязательным в каждом классе является ежеурочная проверка знаний строевых упражнений: построений перестроений, различные варианты передвижений.
Проведение общеразвивающих упражнений носят оздоровительный и воспитательный характер. Все физические упражнения, рассчитанные на укрепление мышц, способствуют формированию осанки. Проведение упражнений способствуют воспитанию чувства товарищества и коллективизма.
На каждом уроке я использую помощь наиболее подготовленных учащихся (физоргов): они демонстрируют упражнения, оказывают страховку, подготавливают необходимый инвентарь.
Подвижные игры являются обязательным компонентом почти каждого урока. Игры повышают положительный эмоциональный тонус всех классов. Обычно первую игру я предлагаю сама, а вторую выбирают дети.
Из-за отсутствия транспорта и удаленности от районного центра, участие школы в районных соревнованиях затруднено. Но по возможности два раза в год стараемся вывезти детей на соревнования по спортивному ориентированию «Золотая Осень» и «Ландыш», а также каждый учебный год школа ездит на соревнования по спортивно-
туристскому многоборью в рамках передвижного палаточного лагеря «Школа безопасности»
Мы тщательно готовимся ко всем предстоящим соревнованиям. Провожу инструктаж детей по правилам соревнований, технике безопасности, учу не волноваться во время проведения соревнований.
В каждом классе есть от одного до трёх ребят-спортсменов разных видов спорта. (Учитывая, что самый маленький класс состоит из двух человек!!!). Причинами такой физической подготовленности ребят являются: жизнь в сельской местности, природные данные ребят и мастерство учителя. Результатом тщательной подготовки к каждому соревнованию является то, что ребята практически всегда занимают призовые места.
Организация учебных занятий в Девицкой школе направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей, а также на воспитание чувства товарищества.








13PAGE 15