Обмен опытом по внедрению метода проектов в организации внеурочной деятельности школьников


Учебный проект как метод
реализации деятельности школьников
в рамках ФГОС
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. В арсенале инновационных педагогических средств особое место занимает проектная деятельность.
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного процесса. Этот метод интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Технология процесса
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
зачем?
для чего (кого)?
как?
Первое требование – это наличие социально значимой проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, а с помощью различных приемов, средств наглядности обучающиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.
Второе требование: ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов привлекательным для системы образования.
Третья – его самостоятельность, которая определяется с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Классификация проектов
По способу преобладающей деятельности обучающихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.
Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.
Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.
Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т. д.
В практике сельской школы № 32 имеет место применение учебных практико - ориентированных и исследовательских проектов.
Практико – ориентированный проект
Школьное лето 2015
Исполнители: группа учащихся МКОУ – Сосновской СОШ № 32
Актуальность темы
Прекрасны бескрайние просторы Западно – Сибирской низменности - одной из величайших равнин мира. Великолепен сосновый бор, раскинувшийся вдоль правого берега величавой и спокойной реки Обь. Совсем недалеко, в пяти километрах от Оби, появилось небольшое поселение, позже названное Сосновка. За 110 лет произошло очень много перемен. Поселок рос вширь, достиг определенных размеров. В настоящее время происходит уплотненная застройка его территории. Растет численность жителей в нем. Быстро изменяется его облик. Мы, школьники, отмечаем, что за последние 2 года появилось много новых великолепных усадьб. Теперь уже все меньше остается тех небольших лесных уголков, где мы собирали грибы и ягоды, где мы совершали прогулки, играли и просто отдыхали. Возникает порой непривлекательная картина: то пни, то коряги торчат вместо леса. А там, где проживают престарелые жители, территории улиц захламляются мусором. Анализ сложившейся ситуации показал, что мы, школьники, можем своими силами сделать добрые дела на пользу родного села. Решили начать себя изменять и свою школу преображать.
Цель нашего проекта: Формирование экологической культуры у школьников путем привлечения к общественно – значимой и полезной деятельности.
Задачи:
1. Организация содержательного досуга школьников.
2. Создание условий для творческой деятельности школьников.
3. Содействие воспитанию экономической самостоятельности школьника и реализации права на труд несовершеннолетних граждан.
4. Поиск экологических проблем в родном поселке Сосновка и путей их решения.
5 . Оказание добровольной посильной помощи в наведении порядка в помещениях школьного здания и чистоты на улицах п. Сосновка.
Механизм реализации проекта по направлениям
№1.«Знания - основа успеха!»
Посещение сельской библиотеки ДК «Восход» для знакомства с историей села (посёлка) Сосновка.
Создание групп детей по интересам, увлечениям и личной значимости для определения вида занятости:
в творческих делах,
общественно – полезном труде,
трудовой бригаде,
в активном отдыхе,
в занятиях спортом
Наблюдения в окружающей природе.
Фотографирование интересных фактов для любителей фиксировать то, что не заметят другие
Поиск необычного и проблемного в окружающем мире для оказания возможной срочной трудовой помощи№2.«Знания и труд - рядом идут!»
организация и проведение практической работы по ремонту школьной мебели
косметический ремонт школьных помещений
благоустройство пришкольного участка
благоустройство пришкольного двора
уход за зеленой зоной школьной территории
наведение чистоты на отдельных участках п. Сосновка
№ 3. «Окончил дело – отдыхай умело!»
- путешествия к родным водоемам
- игры и прогулки для души пешком и на велосипедах
Целевые группы – подростки
Трудовая бригада, состоящая из подростков, при МКОУ - СОШ № 32 создана с целью:
обеспечения временным трудоустройством подростков 14-17 лет;
содействия воспитанию у подрастающего поколения гражданственности;
предоставления учащимся школы возможности на практике принять участие в деятельности по улучшению окружающей среды;
внесению личного вклада в благоустройство пришкольного участка;
оказания посильной помощи в ремонте школы и поддержании в чистоте её территории:
зеленой зоны,
спортивного комплекса,
зоны отдыха,
цветника,
учебно-опытного участка.
Группа энтузиастов – добровольцев, состоящая из подростков:
а) участвовавших в организации интересного досуга у младших школьников, отдыхавших в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания;
б) участвовавших в трудовых десантах по наведению чистоты на территории посёлка;в) участвовавших в наблюдениях, фотографировании, поисковых операциях за необычным в окружающей их природе
Полученные результаты
Солнечными летними деньками мы в природе наблюдали и фотографировали всё то, что нас было красиво, дорого и мило:
домашних любимцев
домашних кормильцев
насекомых – опылителей
санитаров леса
пернатых друзей
скромно цветущих растений
лекарственных дикорастущих растений.
Красоту создавали, высаживая и ухаживая за цветами на клумбах.
Уют наводили на школьном дворе, подбелив основания стволов 52 сосен и 18 елей.
Школьный двор благоустроен: спортивная площадка облагорожена, удалена лишняя поросль кустарников и тополей, достроена деревянная изгородь вдоль цветника и окрашена.
Проведен косметический ремонт школьных помещений и мебели.
Заготовлены посадочные ямы для посадки многолетних декоративно – цветковых растений в зеленой зоне школьного двора и посажены флоксы и лилии.. Приятно путешествовали и отдыхали на берегах родных рек Барлак и Обь.
Грамотно пользовались дарами природы.
Наводили порядок в отдельных уголках сельских улиц путем экологического десанта.
Наблюдали, любовались, отдыхали.
Возмущались, обсуждая обнаруженные экологических проблемы, вели совместный поиск путей их решения.
Выводы и перспективы работы
Оказалось, что летними деньками отдыхая, можно делать добрые дела для родного села даже очень просто и при этом особо не напрягаясь. Главное здесь доброе желание и дружеское понимание. К нам подключались даже взрослые сельчане. Благодарили школьников. Было очень приятно.
Созданная красота и чистота радовала всех – и детей и взрослых.
Наша школа подготовлена к новому учебному году общими усилиями – это замечательно (надо учесть тот поток талой и дождевой воды, лившейся с потолков и по стенам, что создало много проблем для наших школьных помещений). Теперь наша школа – красавица, розовым цветом окрашенная.
Собранные фотоматериалы и факты, станут пособиями для уроков, прежде всего экологии и биологии. Это материал для работы юным натуралистам и исследователям экологических проблем родного посёлка. Мы будем продолжать заботиться о родном крае.