«Культура речи педагога. Использование сленга: плюсы и минусы»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Горбуновская средняя общеобразовательная школа
Выступление на творческую площадку №2
«Повышение профессиональной компетенции педагога: ориентация на профессиональный стандарт «педагог»
Дискуссионная площадка
«Кодекс профессиональной этики педагога. Нужен ли он?»
Тема выступления:
«Культура речи педагога. Использование сленга: плюсы и минусы»
Подготовил: учитель физики и математики
Лупачев Александр Николаевич
Рецензент: директор МКОУ Горбуновской СОШ
Колосова Ольга Анатольевна
с. Горбуново, 2015
Культура речи -  распространённое понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны, сленги и т. п.Сленг – набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и др.) Каждый день каждый из нас употребляет некоторые слова, к которым уже привыкли, и даже не подозревая о том, что это слово является сленгом. Например, копаться (медленно собираться, искать что- либо); разглагольствовать (рассказывать что-нибудь).
Достаточно много слов – сленгов заимствовано из английских слов, либо из перевода с английского на русский язык. Например винда- операционная система windows, лайф- жизнь, инет- интернет, пипл- человек, пиплы- люди. Эти и многие другие слова используются молодежью, в том числе и школьниками в повседневной жизни и при общении со сверстниками, а иногда и взрослыми.
Учениками применяется различные виды сленга, в основном это молодежный сленг, ведь школьный сленг не выделяют в отдельную группу. Молодежный сленг – представляет собой  лексикон  на  фонетической  и  грамматической  основе и отличается разговорной окраской. Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.
Мы учим детей и так же учимся у них. Необходимо знать хотя бы некоторые слова для того, чтобы понимать, о чем говорят дети. Так как наша с вами деятельность связана с подрастающим поколением, которое постоянно меняется, вследствие чего постоянно вводятся какие-то новшества, мы с вами должны шагать в ногу со временем. Молодёжный сленг активно развивается, пополняясь  новыми словами. Это связано со стремительным развитием жизни.
В своей деятельности я применяю некоторые сленговые слова, иногда для того чтобы дети лучше понимали меня, например вместо слова операционная система windows, можно сказать «винда». Ведь время не стоит на месте и не нужно останавливаться только на том уровне образования, который мы получили. Как говорил Лев Семенович Выгодский «развитие ведет за собой мышление», поэтому мы всегда должны развиваться.
Конечно, понимать молодёжный сленг нужно, особенно тем, кто непосредственно имеет дело с молодежью, - это облегчит процесс общения, взаимопонимания. Например, когда дети в классе говорят: «он не может догнать», что означает, он не может понять. Но можно понять эту фразу по-другому, например, отстал, решая примеры. Но нельзя допустить, чтобы сленг заменил «великий и могучий» русский язык.
Писатель Сергей Алексеев сказал: «Сегодня мы утрачиваем великий русский язык, а с утратой языка мы утрачиваем свою культуру, носителем которой является язык». Молодёжный сленг – это стремление уйти от обыденности, от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Сленг «живёт» среди молодёжи как островок естественности и свободы.
         Но задача современной школы – развивать связную речь учащихся, которая не может быть без богатого словарного запаса. Следовательно, в школе очень велика роль учителя русского языка и литературы, так как именно он должен научить детей выражать мысли литературным языком. Конечно, мы не должны с вами «свешивать» все на учителей русского языка и литературы. Каким бы вы учителем – предметником не были, на своем примере мы с вами должны прививать детям любовь к своему языку, стараться как можно меньше употреблять сленговые слова, если в этом нет, какой - либо необходимости. Каждый из нас должен учить детей выражать свои мысли литературными, научными словами, но, ни в коем случае не сленгами.