Дипломная работа по теме Использование деятельностного метода на уроках математики в начальной школе


Министерство образования и науки Российской Федерации
ГАОУ СПО Новосибирской области
«Болотнинский педагогический колледж»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Использование технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе





Выполнена студенткой: Кашталап Екатериной
45 группы
Отделения начальных классов
и дошкольного образования
Специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Руководитель: Давыдова Эльвина Васильевна



Болотное, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..3
1 Теоретические основы использования технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе....7
1.1 Особенности учебного занятия в начальных классах в свете ФГОС НОО..7
1.2 Использование технологии деятельностного метода в начальной школе..10
1.2.1 Структура технологии деятельностного метода...10
1.2.2 Принципы как составная часть деятельностного метода....14
1.3 Реализация технологии деятельностного метода на уроках различной направленности..15
2 Практические основы использования технологии деятельностного метода на уроке математики в начальной школе22
2.1 Планирование исследования по использованию технологии деятельностного метода....22
2.2 Особенности использования технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе...28
2.3 Анализ опыта работы учителя по использованию технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе32
ЗАКЛЮЧЕНЕНИЕ36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ






Введение
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления, ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, которая связана не с условием и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Определяется такое развитие характером организации деятельности детей, в первую очередь учебной. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психолого-педагогической концепции, разработанной в отечественных трудах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, рассматривающих основные закономерности личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития детей. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность – это активное воздействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели.
В психологии обучения основополагающим является тезис: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.  Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Проблема исследования: большинство учителей осознают эффективность технологии деятельностного метода, понимают ее важность, но не достаточно владеют методическим инструментарием.
Данная проблема побудила к выбору темы выпускной квалификационной работы: « Использование технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе»
Объект исследования: процесс обучения математики в начальных классах.
Предмет исследования: использование технологии деятельностного метода на уроках математике в начальной школе
Цель: педагогически обосновать использование технологии деятельностного метода на уроках математики в начальных классах.
Задачи:
1 Изучить особенности урока математики в начальных классах в свете ФГОС начального образования.
2 Проанализировать использование технологии деятельностного метода на уроках математике в начальной школе.
3 Обобщить опыт учителей начальной школы по использованию технологии деятельностного метода и составить подборку методических рекомендаций.
Гипотеза: использование технологии деятельностного метода предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся, повышает самостоятельность обучающихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование и наблюдение.
























1 Теоретические основы использования технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
1.1 Особенности учебного занятия в начальных классах в свете ФГОС НОО
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. [3]
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. [2]
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дадим характеристику изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
 по поиску и обработке информации;
 обобщению способов действия;
 постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио


Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. [2]


1.2 Использование технологии деятельностного метода в начальной школе
1.2.1 Структура технологии деятельностого метода
В педагогике, методологии и психологии в последние годы идея формирования у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, получила правовое обоснование.
Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:
1) формирования мышления через обучение деятельности, а именно: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты(рефлексии);
2) формирование системы ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
3) формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Изменение парадигмы образования связано, с приоритетностью деятельностных целей, что требует новых подходов к организации образовательного пространства школ, новой структуры взаимодействия между учителем и учеником в процессе обучения.
Анализ известных психолго-педагогических теорий (Л.С. Выготсктий, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно:
1) включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;
2) все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;
3) во всех теориях развивающего обучения отмечается ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;
4) все авторы отмечают важность реализации идей педагогики сотрудничества.[3]
В мире деятельности существует всего три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) ее выполнения: самоопределение(«хочу» и «могу» выполнить данную норму деятельности), нормореализация(выполняю норму) и нормотворчество(составляю новую норму).
Самоопределение предлагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма) деятельности с актуальным уровнем способностей(«могу») и системой ценностей(«хочу»). Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным.
Нормореализация(исполнительская деятельность) предлагает построение новой нормы деятельности на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Под самореализацией понимается процесс нормореализации в условиях выполнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса(невыполнимости) известной нормы, а под саморазвитием – процесс самоопределения и самореализации. [2]
Таким образом, понятийный инструментарий, разработанный в российской методологической школе, позволяет не только однозначно трактовать значение понятий самоопределения, самореализации и саморазвития личности, но и вскрывает их технологическую структуру. В свою очередь, знание этой структуры позволяет построить интегративную технологию организации учебного процесса, направленного на формирование готовности к саморазвитию.
В соответствии со структурой основных видов деятельности, описанной в методологии, технология организации учебного процесса в деятельностной парадигме включает в себя следующие этапы:
Шаг 1. Организационный момент.
Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой – на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.
Шаг 2. Самостоятельная деятельность по известной норме.
На этом этапе актуализированная в сознании обучающегося известная норма деятельности N переводится в конкретное действие. Завершение этого этапа связанно с появлением в деятельности затруднения.
Задача педагога на этом этапе процесса обучения – организация затруднения в деятельности обучаемого.
Шаг 3. Реконструкция деятельности по известной норме N.
На этом этапе происходит соотнесение действий с нормой N, кризис который зафиксирован учеником. При этом норма (или необходимый и достаточный набор норм) фиксируется как вербально, так и знаково.
Педагог, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы (или нескольких норм).
Шаг 4. Критика известной нормы N.
На этом этапе выявляется причина кризиса известной нормы N. Иными словами, устанавливается отличие ситуации, вызвавшей затруднение, от ранее известных ситуаций. Это отличие фиксируется вербально и объявляется учителем как тема урока.
Шаг 5. Построение новой нормы деятельности N1.
На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации. Обсуждаются различные предложения, и выбирается один алгоритм, который фиксируется как новая норма деятельности N1.
Шаг 6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение.
На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.
Шаг 7.Фиксирование нормы N1 в языке.
На этом этапе происходит фиксирование нормы N1 как вербально, так и знаково. В результате происходит оформление новой нормы, что создает понятийную основу для развития способностей к новому виду деятельности (т.е. к деятельности по норме N1).
Шаг 8. Использование нормы N1 в типовых условиях.
На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет правильность решения.
Шаг 9. Этап включения нормы N1 в систему понятий.
На этом этапе обучения выполняются границы применимости нового понятия и выполняются границы применимости нового понятия и выполняются задания, в которых использование нормы N1 предусматривается как промежуточный этап.
Шаг 10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение).
На этом этапе выполняются как задания, предполагающие применение нормы N1, так и задания, тренирующие способность к использованию ранее изученных понятий. При организации этого этапа обучающий подбирает тренировочные задания, имеющие методическую ценность для введения в последующем новых норм деятельности.
Шаг 11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке.
На этом этапе анализируются деятельностные шаги, выполненные учеником, и используемый при этом понятийный инструментарий. Структура деятельности и ее результаты фиксируются в языке (вербально, знаково).
Шаг 12. Этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование корректирующих действий.
На этом этапе соотносятся цели урока и результаты деятельности, фиксируется степень их соответствия, планируются дальнейшие действия по коррекции возникших затруднений, намечаются новые пути развития.
Таким образом, предложенная последовательность деятельностных шагов включает все виды деятельности – самоопределение, нормореализацию и нормотворчество, - сформированность которых в сознании выпускника обеспечит достижение деятельностных целей. Эту последовательность деятельностных шагов мы назовем технологией деятельностного метода.




1.2.2 Принципы как составная часть деятельностного метода
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
принцип субъективности воспитания;
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип учета сензитивных периодов развития;
принцип со – трансформации;
принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.


1.3 Реализация технологии деятельностного метода на уроках различной направленности
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.

Представим основные особенности урока «открытия» нового знания.
Технология деятельностного метода обучения включает в себя последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
На данном этапе учитель организовывает положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте); предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу.
В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Данный этап длится 4-5 мин и предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Данный этап длится 4-5 мин. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)
Учитель организовывает коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Используется метод постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации и подводящий к теме диалог.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).(7-8 мин.)
Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организовывает коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.)
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще надо поработать?
Проанализируем особенности организации урока рефлексии. На уроках рефлексии деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
а) выявление индивидуальных затруднений (фиксирование недостижения цели при выполнении определенного вида учебной деятельности);
б) локализация места затруднения;
в) выявление причины затруднения;
г) самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
д) анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.
Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
а) написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
б) сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
в) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различают следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику и самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности самооценки происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником.
Педагогический контроль развивающие направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Ученик выполняет контрольную работу и отдает выполненный вариант учителю, после чего учитель передает ему эталон. Ученик имеет возможность сопоставить свой вариант с эталоном и оценить свою работу в соответствии с оговоренными критериями. Педагогический контроль развивающей направленности с технической точки зрения является наиболее сложным, так как предполагает значительные временные затраты со стороны учителя, но при правильной организации достаточно эффективен.
Уроки контроля развивающей направленности проводятся в соответствии с технологией деятельностного подхода.
Организационный момент посвящается сообщению учащимся темы контроля и формы контроля.
Актуализация знаний предполагает повторение основных алгоритмов и понятий теме и связывающего их метода.
Написание учеником контрольной и самостоятельной работы аналогично этапу постановки проблемы. Завершение этого этапа связано с предъявлением ученику в той или иной форме эталонного варианта.
Этап самоконтроля аналогичен этапу «открытия» нового знания.
Этап согласования оценок аналогичен этапу первичного закрепления и при необходимости проводится после получения учащимися проверенного варианта собственных работ. Этот этап может быть вынесен за пределы урока в индивидуальную беседу.
Следующий этап – этап повторного самоконтроля – предполагает переоценку учеником собственной деятельности после согласования вариантов оценок и происходит после урока.
При проведении итогов урока проговаривается механизм деятельности по контролю для формирования способностей к выполнению контрольной функции, то есть учащийся должен осознать, что контроль осуществляется по следующему алгоритму:
а) предъявление контролируемого варианта;
б) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
в) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
г) оценка результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Контроль, проводимый по другому алгоритму, не является теоретически обоснованным.
Следует отметить, что в практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способности к контролю и самоконтролю.

Вывод по первой главе.
Обобщая психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы отмечаем, что технология деятельностного метода – это использование в обучении приемов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В структуре урока деятельностного метода выделяют следующие этапы: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, постановка учебных задач, «открытие» нового знания (построение выхода из затруднения), первичное закрепление, самостоятельная работа с проверкой по эталону, включение нового знания в систему знаний и повторения, рефлексия деятельности (итог урока).
Основные типы уроков в технологи деятельностного метода: уроки «открытия» нового знания, уроки рефлексии, общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля.


















2 Практические основы использования технологии деятельностного метода на уроке математики в начальной школе
2.1 Планирование исследования по использованию технологии деятельностного метода
База наблюдения:
Место наблюдения: Станционно – Ояшинская СОШ
Класс: 2 «а»
Возраст детей: 9 – 10 лет
Учитель: Хасаншина Евгения Александровна, I квалификационная категория.
Период наблюдения: сентябрь – апрель 2014 – 2015 учебного года
Цель исследования: обобщить опыт работы учителей начальной школы по использованию технологии деятельностного метода и осуществить подборку методических рекомендаций.
В начале нашего исследования мы выяснили, что учитель использует элементы технологии деятельностного метода. В течение учебного года перед преддипломной практикой нами были посещены два показательных урока и проведено анкетирование учителей начальных классов.
Нами было проведено наблюдение за деятельностью учителя Хасаншиной Е.А. по использованию технологии деятельностного метода. Мы посетили 2 показательных урока в I и III четвертях по теме: «Однозначные и двузначные числа» и «Вычитание чисел с переходом через разряд».

Наблюдение 1.
Дата: 18 сентября 2014 г.
Тема: Однозначные и двузначные числа (Приложение №1)

Этапы
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Актуализация знаний.
Повторение изученного материала необходимого для изучения нового; выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
Спрашивает, что было пройдено, чему они уже научились.
Вспоминают, что узнали и чему научились

2.
Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в деятельность.
Работают над пословицей «Не говори – не умею, а говори – научусь!»
Высказывают свое мнение

3.
Постановка учебных задач
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
Называет цели и задачи урока. Подводит детей к новым терминам или говорит их сам. На стенде открывается карточка с темой урока.
Слушают. Стараются узнать новые термины

4.
«Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения).
Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
Объяснение темы урока с помощью наводящих вопросов
Стараются понять новую тему

5.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Дает задание в учебнике
Выполняют задание

6.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельная работа. Для проверки к доске вызывается ученик.
Самопроверка. Выясняются трудности. Разбор и исправление ошибок.

7.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Выполнение заданий, в которых новые знания используются вместе с изученным ранее.
Учащиеся под руководством учителя выполняют задания.

Проверка. Выясняются трудности. Разбор и исправление ошибок.


8.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель задает вопросы. Просит привести примеры однозначных и двузначных чисел.
Оценивание работы.
Отвечают на вопросы. Приводят примеры однозначных и двузначных чисел. Самостоятельно оценивают свою работу на уроке


На данном открытом уроке мы увидели использование технологии деятельностного метода. Структура урока была выдержана. На этапе актуализации знаний учитель зафиксировал затруднение в деятельности. Учитель организовал коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемы в форме эвристической беседы.
Завершение этапа было связанно с постановкой цели и формулировкой темы урока. Учащиеся разрешали проблемные ситуации, выдвигали гипотезу. Формы работ индивидуальные и парные. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону.
Эмоциональная направленность состояла в организации ситуации успеха, способствующая включению учащихся в познавательную деятельность.
Таким образом, урок был построен в соответствии с заявленной технологией. Учитель выступал не в роли информатора, а как организатор поисковой деятельности учащихся. Дети работали с интересом, творчески подходили к решению математических задач.

Наблюдение 2.
Дата:
Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. (Приложение №2)

Этапы
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Актуализация знаний.
Повторение изученного материала необходимого для изучения нового; выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
Начинает урок с устного счета. Затем подобраны примеры ближе к теме урока, чтобы подвести детей к теме.
Считают устно.
Выполняют задания, которые им дает учитель

2.
Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в деятельность.
При проверке решения выставляется алгоритм вычитания двузначных чисел
Для одного – двух примеров алгоритм вычитания двузначных чисел проговаривается вслух. Создается проблемная ситуация
При решении последнего примера дети испытывают затруднение: возможны различные ответы, некоторые дети не смогут найти ответ.

3.
Постановка учебных задач
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
Помогает разобраться с затруднениями, называет цели и задачи урока, а так же и тему урока
Слушают.

4.
«Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения).
Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
Задает наводящие вопросы, помогает учащимся в объяснение нового материала
Отвечают на вопросы, стараются самостоятельно объяснить новый материал

5.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Задает задание в учебнике
Работают парами. Решение примеров по выбору с последующим комментированием

6.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Предлагает списать с доски в столбик только те примеры, в которых встречаются новый вычислительный прием. Показывает образцы решения.
Дети записывают в тетради в примеры, а затем проверяют по готовому образцу. Затем самостоятельно решают эти примеры. Сами проверяют, отмечают верно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки.

7.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Выполнение заданий, в которых новые знания используются вместе с изученным ранее.
Задает задание для повторения нового знания
Выполняют задание

8.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Задает вопросы, домашнее задание. Оценивание
Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.


На данном уроке мы увидели использование технологии деятельностного метода. Структура урока была выдержана. На этапе актуализации знаний учитель зафиксировал затруднения в деятельности. Так же учитель организовал коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемы в форме беседы.
Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Учащиеся разрешили проблемную ситуацию. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с самопроверкой. Эмоциональная направленность состояла в организации ситуации успеха, способствующая включению в познавательную деятельность учащихся.
Урок был построен в соответствии с технологией. Учитель выступал не в роли информатора, а как организатор поисковой деятельности учащихся. Дети работали с интересом, творчески подходили к решению математических задач.
Наблюдение показало, что учащиеся работали самостоятельно, открывая новые знания, выдвигали предположения, обобщали учебный материал, давали самооценку своей деятельности. Некоторые учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном открытии новых знаний.
Перед выходом на преддипломную практику нами было проведено анкетирование с целью уточнения отношения учителей к использованию технологии деятельностного метода. (Приложение №3). В анкете участвовало 6 учителей. Из анкетирования мы выяснили, что в целом все учителя имеют представление о данной технологии. Учителя отмечают, что при использовании на уроке технологии деятельностного метода возрастает самостоятельность учащихся, цель урока выводят сами дети, обучающиеся владеют приемами самооценки
Из анкетирования мы выявили, что учителя данной школы не всегда применяют технологию деятельностного метода на уроке математики или использует ее элементы. Считают, что сегодняшние обучающиеся – «слабые» и использовать целиком технологию деятельностного подхода не целесообразно.
Таким образом, проведенная подготовительная работа показала, что технология деятельностного метода актуальна на современном этапе, но существуют определенные проблемы в применении (как показывает анкетирование). Поэтому работу по применению данной технологии мы продолжили на преддипломной практике.


2.2 Особенности использования технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
На преддипломной практике мы провели два урока, построенных в технологии деятельностного метода и сравнили их с проведенными традиционными уроками.
Проанализируем деятельность учителя и учащихся на данных учебных занятиях.

Наблюдение 3
Дата: 6 апреля 2015 год
Тема: Конкретный смысл действия деления (Решение задач на деление на равные части). (Приложение №4)

Этапы
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Актуализация знаний.
Повторение изученного материала необходимого для изучения нового; выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
Проводится устный счет, так же проводятся задания направленные на изучения нового материала
Считают устно.

2.
Постановка учебных задач
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
Ставятся цели урока
Слушают

3.
Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в деятельность.
Подводит детей к решению задач нового вида


4.
«Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения).
Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
Знакомство с задачами нового вида. Задаются вспомогательные вопросы. Работа по учебнику
Решают задачу, отвечают на вопросы и работают по учебнику.

5.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Работа по учебнику для закрепления изученного материала.
Выполняют задание

6.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельная работа по учебнику
Работают самостоятельно

7.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Выполнение заданий, в которых новые знания используются вместе с изученным ранее.
Задает задание для повторения.
Работают по заданному заданию

8.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Работа по учебнику на странице «Проверь себя». Оценивание.
Работают по учебнику и оценивают себя

На данном уроке была использована технология деятельностного метода. Структура урока была выдержана. На этапе актуализации знаний было зафиксировано затруднение в деятельности. Так же была организована коммуникативная деятельность учеников по исследованию возникшей проблемы в форме беседы.
Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Учащиеся разрешили проблемную ситуацию. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с самопроверкой. Эмоциональная направленность состояла в организации ситуации успеха, способствующая включению в познавательную деятельность учащихся.
Урок был построен в соответствии с технологией. Дети работали с интересом, творчески подходили к решению математических задач.

Наблюдение 4.
Дата: 27 апреля 2015 год
Тема: Умножения 2 и на 2. (Приложение №5)

Этапы
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.
Актуализация знаний.
Повторение изученного материала необходимого для изучения нового; выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
Проводится устный счет, так же проводятся задания направленные на изучения нового материала
Считают устно.

2.
Постановка учебных задач
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
Ставятся цели урока
Слушают

3.
Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в деятельность.
Подводит детей к изучению таблицы умножения


4.
«Открытие» нового знания (построение выхода из затруднения).
Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
Составление таблицы умножения. Работа по учебнику.
Составляют с помощью учителя таблицу умножения

5.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Чтение таблицы умножения 2 и на 2.
Все вместе читают таблицу умножения.

6.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельная работа по учебнику
Работают самостоятельно

7.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Выполнение заданий, в которых новые знания используются вместе с изученным ранее.
Работа над таблицей умножения.
С интересом работают над таблицей

8.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Работа по учебнику «Проверь себя», оценивание.
Вопросы о том, что запомнилось и понравилось на уроке.
Выполняют задание и отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

На данном уроке была использована технология деятельностного метода. Структура урока была выдержана. На этапе актуализации знаний было зафиксировано затруднение в деятельности. Так же была организована коммуникативная деятельность учеников по исследованию возникшей проблемы в форме беседы.
Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Учащиеся разрешили проблемную ситуацию. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с самопроверкой. Эмоциональная направленность состояла в организации ситуации успеха, способствующая включению в познавательную деятельность учащихся.
Урок был построен в соответствии с технологией. Дети работали с интересом, творчески подходили к решению математических задач.
Анализ описанных уроков математики показал ведущую роль самостоятельной работы учащихся как метода обучении. Учащиеся осуществляют самоконтроль. У них формируются умения планировать, анализировать, делать обобщения. Учитель чаще организует индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Во время проведения урока обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, повышается интерес к учению.
Сравнив уроки, построенные в технологии деятельностного метода с традиционными занятиями, можно отметить, что деятельностная технология повышает эффективность урока математики. Учащиеся с интересом включаются в учебный процесс. Проблемные ситуации активизируют мыслительные операции. Дети анализируют свои высказывания, вступают в диалог с учителем, высказывают гипотезы. Система заданий на закреплении развивает самоконтроль и самооценку учащихся. На этапе рефлексии обучающиеся оценивают свою деятельность, учатся делать выводы.


2.3 Анализ опыта работы учителей по использованию технологии деятельностного метода на уроках математике в начальной школе
Первое наше знакомство с технологией деятельностного метода началось на 2 курсе на занятиях междисциплинарных курсов профессионального модуля «Преподавание по программам начального обучения». На занятиях по ТОНКМ с методикой преподавания математики мы знакомились с данной технологией. Итогом работы стал семинар студентов по обобщению технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе. ( Приложение №6)
Проанализируем работу студентов на семинаре «Использование технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе» (из опыта преподавателя методики математики ГАОУ СПО НСО Болотнинского педагогического колледжа Давыдовой Э.В)
Вступительное слово преподавателя
Презентация студентки «Особенности деятельностного метода» (Приложение №7)
Раскрытие технологии деятельностного метода на этапах
-Самоопределение к деятельности
-Актуализация знаний
-Постановка учебной проблемы
-«Открытия» нового знания
-Первичное закрепление
-Самоконтроль и самооценка
-Повторение и закрепление ранее изученного
-Рефлексия деятельности
и ее применение при изучение математического материала
4. Обобщение структуры урока, построенного в технологии деятельностного метода.
5. Инсценирование студентами методической сказки «Теремок – проблемный урок».
6. Проектирование урока математики на тему: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» и демонстрация фрагментов урока студентами.
7. Заключительное слово преподавателя. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
В результате работы на данном семинаре студенты обобщили теоретический материал по технологии деятельностного метода, получили рекомендации по ее практическому использованию на уроке математики в начальной школе.

В период преддипломной практики мы посетили семинар учителей начальных классов Станционно – Ояшинской СОШ на тему «Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников».
Цель данного семинара: показать роль деятельностного подхода в повышении качества образования.
В первой части семинарского занятия выступили учителя с докладами о деятельностном подходе в обучение в условии в видения ФГОС НОО. Были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся принципов технологии, структуры проведения урока, построенного в деятельностном ключе.
Практическую часть семинара (мастер - класс) проводила учитель Хасаншина Евгения Александровна на тему «Технология деятельностного метода обучения на уроке математики при решении задач»
Цель: создание условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках математики при решении задач.
Задачи: 1) показать способы применения деятельностного метода обучения; 2) отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.
Разделившись на группы, участники мастер – класса проводили исследование при решение задач на движение, изучаемые в 4 классе. Учитель показал владение технологии деятельностного метода, раскрыв ее особенности в решение задач на этапе открытия нового знания.
В заключение семинара были проведены рефлексия и обмен мнениями. Материалы семинара приведены в приложение №8
Данные семинары выявили главные особенности технологии деятельностного метода. Мы отмечаем разнообразие форм, методов и приемы обучения, повышающих степень активности учащихся на уроке. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учащиеся учатся строить диалог, ставить и адресовать вопросы друг другу. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие, оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Таким образом, технология деятельностного метода актуальна и ее практическое использование необходимо на современном этапе.
Обобщенный материал по данной проблеме был представлен в сборнике «Методические материалы по использованию технологии деятельностного метода в начальной школе»



Выводы по 2 главе.
В ходе проведенного исследования нам удалось обобщить опыт работы учителей по использованию технологии деятельностного метода и составить подборку методических рекомендаций. Мы отмечаем, что на практике в школе технология деятельностного подхода дает положительный результат. Безусловно, необходима система в работе учителя, для того, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новые знания, строили гипотезы, разрешали проблемные ситуации. Технология деятельностного метода позволяет включать в учебный процесс учеников с различным уровнем подготовки. На практике мы проанализировали деятельность учителя и учащихся на уроках, построенных в деятельностном ключе и получили положительные результаты.
Действительно, использование технологии деятельностного метода активизацию познавательной деятельности учащихся, повышает их самостоятельность. Что подтверждает нашу гипотезу.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остается за учителем. Но по заданию учителя учащиеся сами могут сделать многое : определить и выделить главное, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мысли учителя по схемам, моделям и другим опорным сигналам. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал свой собственный рост.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.
В результате проведенного исследования мы отмечаем, что технология системно-деятельностного подхода – это использование в обучении приемов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Перед преддипломной практикой мы проанализировали уроки математики в деятельностном ключе, проведенными учителем начальной школы. Преддипломная практика подтвердила правильность выбранной технологии, которая дала положительный результат.
С помощью проведенного исследования нам удалось обобщить опыт работы учителей по использованию технологии деятельностного метода и составить подборку методических рекомендаций. Наше исследование показало, что технология деятельностного метода позволяет включать в учебный процесс учеников с различным уровнем подготовки. Действительно, использование технологии деятельностного метода дает активизацию познавательной деятельности учащихся, повышает их самостоятельность. Что подтверждает нашу гипотезу.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенова Е.В. Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
2.Бабанский, Ю.К.: Методы обучения в современной общеобразовательной школе, «Просвещение», Москва, 2003
3.Бабанский, Ю.К.: Методы обучения в школе, «Просвещение», Москва, 2006
4.Бантова, М.А. Методика преподавания в начальных классах / М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, «Просвещение», 1984, - 335 с.
5.Белошистая, А.В.: Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. «Владос», Москва, 2007
6.Белошистая, А.В.: Обучение математике в начальной школе. Методическое пособие. «Academia», Москва, 2006
7.Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998.
8.Гусева, В.А.: Психолого-педагогические основы обучения математике, «Просвещение», Москва,2003
9.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986
10.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
11.Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000” Москва. 2004 г.
12.Дорофеев, Г.В. План - конспект по учебнику «Математика 1 класс» / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова
13.Жакулина И.В. Деятельностного метода обучения: сущность и принципы
14.Занков, Л.В.: Наглядность и активизация учащихся в обучение, «Знание», Москва, 1960.-162с.
15.Ильина, Т.А.: Педагогика, «Просвещение», Москва, 1984.-496с.
16.Майтанова, Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной деятельности младших школьников: педагогическое исследование/ Н.Е. Майтанова, С.Н. Муканова, К.Ж. Туребаева, 2004.-42-49с.
17.Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. Вып.3. – М.: УМЦ «Школа 2000», 2000
18.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения / / Школа 2100. образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. –М.,Баласс, 1999. – С. 85-93
19.Моро М. И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс (2часть), М.: Просвещение 2014.
20.Петерсон Л.Г. «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» Москва, УМЦ «Школа 2000», 2007
21.Поурочные разработки для учителя для 2 класса Е.П.Фифилова, М.: «ВАКО» 2009.
22.Пидкасистый, П.И.: Педагогика, «Российское агенство», Москва, 1995.-637.
23.Попова Н.П. «Деятельностный способ обучения» ОАОУ НИРО,2011
24.Савин, Н. В.: Педагогика, «Просвещение», Москва, 1978 г.
25.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
26.Эльконин, Д.Б.: Психология обучения младшего школьника, «Знание», Москва, 1974. -230с.





















13PAGE 15


13PAGE 14215




15