Мастер-класс «Ситуативный анализ с применением Кейс- метода на уроках литературного чтения в начальной школе»


МКОУ «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР
Мастер-класс
«Ситуативный анализ с применением Кейс- метода
на уроках литературного чтения в начальной школе»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Букина А.В
высшая кв. категория
.
Январь - 2017
ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА
Тема: «Ситуативный анализ с применением Кейс- метода на уроках литературного чтения в начальной школе».
Предмет – литературное чтение. «Сила благородного поступка. Рассказ В.К.Железникова «Рыцарь»».
Класс – 3
Цель мастер – класса: показать эффективность применения кейс- технологий при анализе литературного текста.
Для реализации данной цели мастер – класса мы будем решать следующие задачи:
Дидактические: овладение активными методами обучения для умения производить совместный анализ текста и конкретной ситуации, находить положительные и отрицательных стороны события.
Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Воспитательные: формирование самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма и определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению, прояснение общего интереса, общих ценностей и смыслов.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о методе «Кейс-стади», способах его использования на уроках в начальной школе, овладеют теорией «6 шляп мышления»; смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике, сопоставят свой уровень и формы работы с формами, представленными на мастер-классе.
Алгоритм технологии мастер – класса
1.Презентация метода Кейс-стади как метода анализа конкретных ситуаций.
2.Проведение имитационной игры:
- учебное занятие со слушателями;
- демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися;
- обсуждение и консультирование по итогам работы слушателей.
3.Рефлексия:
- дискуссия по результатам совместной деятельности учителя - мастера и слушателей.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, «кейсы» с текстом рассказа, вопросами и заданиями для каждой группы, памятки и иллюстративный материал, раздаточный материал для презентации продукта мастер-класса.
Вступительное слово:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на своем мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, познавательным, и вы останетесь довольны проведённой работой.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии, научился видеть проблемы и противоречия и находить способы их решения.
Современные темпы развития общества, экономики, образования вызывают необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Метод Кейс-стади, или как его принято называть метод кейсов, как нельзя лучше подходит для решения этой задачи образования, так как в его основе лежит анализ конкретных случаев.
А. Долгоруков дает следующее определение: «Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)»
В начальной школе использование кейс – технологий встречается не часто, учителя объясняют это недостаточным жизненным опытом учащихся. Но я считаю, что выстраивать индивидуальную траекторию обучения на основе кейс-метода необходимо с начальной школы, это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем. Убеждена, что именно через решение заданий высокого уровня сложности происходит развитие ребенка и приобретения опыта и способов решения конкретной познавательной задачи, который впоследствии можно применить в любой жизненной ситуации.
Сценарий мастер- класса
Постановка цели. Используем приём «доскажи предложение».
Я хочу узнать…
Мне интересно …
Я бы хотел(а) научиться …
Чтобы достичь цели надо…
- Сегодняшнее занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы будете одновременно играть роли учащихся экспериментального класса и экспертов.
Учитель предлагает присутствующим разноцветные шляпы
- Вы сами, того не подозревая, разделились на группы по цвету шляп.
Сегодня анализировать ситуацию мы будем, используя прием «6 шляп мышления», то есть с разных точек зрения, последовательно и независимо друг то друга, при этом не споря и отстаивая свое суждение, а дополняя друг друга и создавая полную картину видения ситуации.
Белая шляпа — объективные факты и цифры
Красная шляпа — эмоции и чувства
Чёрная шляпа - критический анализ проблемы (ошибки, риски, опасности)
Жёлтая шляпа – оптимизм, позитивный взгляд на проблему
Зелёная шляпа – отвечает за творчество, креатив
Синяя шляпа — рефлексивное мышление, мышление о мышлении, выводы.
8820153619500

- Сегодня мы будем рассматривать ситуацию, описанную в рассказе
В. К. Железникова «Рыцарь» и отвечать на вопрос «В чем сила благородного поступка?» с точки зрения фактов, чувств, эмоций, критического анализа, собственного отношения к ситуации и попробуем сделать объективные выводы.
У вас на столах лежат кейсы, в которых находится инструментарий к уроку: текст рассказа В. К. Железникова «Рыцарь», проблемный вопрос, памятки по составлению синквейна и кластера, творческие задания для групп.
Следует сказать, что в кейсе для подготовки к уроку находился текст, тема урока «Сила благородного поступка», слова - понятия «совесть», «благородство», «ответственность», «рыцарь».
Вам всем предстоит ответить на вопрос «В чем сила благородного поступка?», анализируя ситуацию, описанную в рассказе, и выполнить творческие задания, исходя из особенностей цвета вашей шляпы.
Задания по группам:
Белая шляпа – отвечает на вопрос, используя только факты, описанные в рассказе. Задание для презентации: составить кластер по теме «Благородный поступок», исходя из информации в тексте.
Красная шляпа – отвечает на вопрос с точки зрения эмоций и чувств.
Задание для презентации – составить монолог героя (бабушки или шофера, или Саши)
Черная шляпа – ответ на вопрос с точки зрения критического анализа (Ошибки, опасности, проблемы).
Презентация – памятка «Как избежать нежелательных последствий»
Желтая шляпа – ответ на вопрос с точки зрения позитива, оптимизма.
Презентация. Продолжение рассказа, где Саша по-настоящему подружился с шофером. Начните со слов: «Через несколько дней…»
Зеленая шляпа – ответить на вопрос креативно, творчески.
Презентация в виде СМС - сообщения Саше (стих, кричалка, плакат и т.д.)
Синяя шляпа – подвести итог, сделать вывод. Презентация в виде синквейна со словами «благородство» («совесть»).
На выполнение заданий вам отводится пять минут, затем вы должны представить презентацию творческих продуктов, исходя их особенностей ваших заданий.
По мере выполнения задания учитель координирует их выполнение, наблюдает за взаимодействием участников групп, предлагает помощь, если задание вызывает затруднения у участников мастер-класса.
4205605494030Понимание материала
00Понимание материала
30003755892800
000
По окончанию защиты групп, проводится рефлексия с применением приема «Мишень».
34290002901955
005
29203661397000-133364445Настроение на
мастер-классе
00Настроение на
мастер-классе

center24066510
0010

399669010160Желание использовать увиденное в своей практике
00Желание использовать увиденное в своей практике
192024012445900
left8255Ваш вклад в работу группы
00Ваш вклад в работу группы

Заключение:
Безусловно, кейс-технологии отвечают государственному стандарту нового поколения, отличительной особенностью которого является компетентностно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. И именно кейс-технологии способствуют достижению этих целей.
Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; а кейс - метод готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.
Спасибо за внимание!
Список использованных источников
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
http://www.educ . sfu. ca/case
http://www.casemethod.ru 5. http://www.infourok.ru