Использование кейс-метода в начальной школе


Использование кейс-метода в начальной школе.
(Слайд 1) Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения и воспитания детей.
Стратегия нашей школы ориентирована на то, чтобы современный воспитательный процесс сочетался с отечественными традициями, современным опытом, достижениями общественных наук, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к развитию личности каждого ученика нашей школы.
Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других вышеперечисленных требований, на мой взгляд, возможна с помощью кейс-метода.
(Слайд 2) Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в конце XX- начале XXI века. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки. В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
(Слайд 3) В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
(слайд 4) Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Работа с кейсом.
Подготовительный этап. Учитель составляет кейс, (Слайд 5) т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем.
Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
(Слайд6) Основной этап. Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. (Слайд 7) Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений. Результаты исследования могут быть оформлены в виде презентации, проекта.
Заключительный этап. Учащиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников.
Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.
Учитель, впервые начинающий работать с кейсами, из-за боязни потерять контроль над аудиторией порой завершает занятие, не перейдя к групповой дискуссии, а ограничивается лишь итоговыми групповыми презентациями. Такой вариант тоже возможен и, безусловно, полезен. Но именно межгрупповая дискуссия, являясь естественным завершением работы с конкретной ситуацией, содержит в себе исключительно высокий развивающий потенциал. При этом учитель не должен активно участвовать в обсуждении. Акцент в дискуссии смещается с преподавателя на учащихся. Он подводит итог всей дискуссии. Объяснение нового материала начинается с работы с терминами, с заполнения таблиц. Для достижения наибольшего эффекта используются плакаты, презентация, тематическая выставка. Во время объяснения учащиеся выполняют задания на рабочих листах. Поиск информации, его проработка и выбор необходимого и верного ещё раз способствуют развитию познавательной активности, интересу к учебе и данному предмету. Результаты работы групп ученики представляют во время защиты проектов.
Оценка проекта. На уроке представляются различные проекты – информационные, коммуникационные, исследовательские.
В конце урока в качестве рефлексии даётся возможность учащимся и всем присутствующим осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.
(Слайд8) Кейс-технология не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями и методами и приемами обучения.
Не стоит считать, что это оправдано на каждом уроке.
Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает, продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться в дальнейшем.
Кейс-технология развивает следующие навыки: (Слайд9)
Аналитические: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.