Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе.


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра начального общего образования
«Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе»
Исполнитель:
учитель начальных классов
Ногина Наталия Игоревна
ГБОУ СОШ №37 г. Севастополя,
электронная почта nogina_ni@mail.ru
Кемерово 2016
Содержание работы
I.Введение ............................................................................................................. 3
II. Основная часть
1.Суть технологии проблемно-диалогического обучения.................................................................................................................... 3-6 2.Приёмы создания проблемных ситуаций ........................................................ 6-12 3.Результаты применения технологии ................................................................12-13
III. Заключение ................................................................................................... 13-15
Литература ............................................................................................................ 15-16
Введение
В связи с реализацией требований ФГОС, необходимостью   личностно-ориентированного  обучения  младших школьников  остро  стала  проблема  развития  творческого мышления учащихся и их познавательных процессов. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В современной образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.
1.Суть технологии проблемного диалога.

Технология проблемно – диалогового обучения предполагает разработку системы уроков, на которых учитель становится организатором, а позднее координатором, всего происходящего в классе. Учитель умело организует работу детей по выявлению и формулированию проблемы, учит самостоятельно находить решения проблемы путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в интернете, путём эксперимента и т.д.) Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие действия.
Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми».
Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, разработчик образовательной системы «Школа 2100» Елена Леонидовна Мельникова. Основу этой технологии составляет специально организованный педагогом диалог, обеспечивающий творческое усвоение знаний.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».
В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.
Продуктом научного творчества являются новые знания о мире. Продуктом технического творчества являются новые механизмы. Продуктом художественного творчества является новое видение мира. Получается, история человечества – это история научных открытий, технических изобретений, художественных прозрений.
В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество.
Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
Затем нужна мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Запускается второе звено творчества – поиск решения. Только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. в новое знание.
Мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Это может быть устное выступление для классной аудитории. Иначе говоря, последний этап творчества – реализация продукта.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.
Структура урока с применением проблемно - диалогической технологии:
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Структура урока может быть подвижной.
2.Приёмы создания проблемных ситуаций
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В образовательной системе предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы
Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой.
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено
Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики по теме: «Умножение на двузначное число».
Работа в группах. Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 =
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения
(каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная
56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая
Как проверить , какой из двух способов верный?
Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176
Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящими к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9 – 4 + 3 = 8
2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:
9 – 4 + 3 = 2
Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?
Какое действие выполняли первым? А вторым?
Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.
Приём 3. Подводящий к теме диалог.
Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)
Медвежья разъезд
Вьюга объявление
Веселье подъезд
Ружьё подъём
Муравьи разъяснил
Что заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)
Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?
Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?
Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.
Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Окружающий мир 2 класс.
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят верх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)
Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?)
Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)
Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»
1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика 2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.
2 + 2 + 2 + 2 = 8
Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.
Тема урока: Знакомство с умножением.
2.Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные». 4 класс.
Учитель даёт невыполнимое задание
Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен)
Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).
Приём 6. «Задание на ошибку».
Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»
В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.
А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)
Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).
Приём 7. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.
Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.
На доске изображение прямоугольника. 5 см
4 см
5 см
4 смсмсмссм

Найдите его площадь.
И в том и в другом случае у детей получается следующее:
S = 5 х 4 = 20 кв.см S = 5 х 4 = 20 кв.см
Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.
Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.
3.Результаты применения технологии.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание материала, продуктивные задания. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко.
Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Познавательные действия: Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Заключение.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных ФГОС - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же этих способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать те условия, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций. При использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Рекомендации по использованию учебных проблем в качестве средства создания проблемных ситуаций:
При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.
Литература:
1.Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007г.
2. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/ Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
3.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- 2-е изд. – М.:Просвещение, 2009.-39с.С.7.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проект. – 2009.-42с.
5.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.- 48с. С.39
6.Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно- диалогического метода в начальной и основной школе // Журнал Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2003 г., № 6, с. 9-13.
7.Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие. Калининград, 1998г.- с.49