Статья для методического сборника по методике написания сочинений


Кобзарева Лариса Андреевна, МБОУ СОШ №4 (г.Радужный)

Учим писать сочинения
Одной из важных форм работы по развитию речи являются сочинения. Чаще всего работа по подготовке к сочинению, устному или письменному, проводится на уроке литературы, так как тексты художественных произведений дают для этого богатый материал. Именно тексты, рекомендуемые для прочтения учителем, читаемые в классе, а не те, которые выбираются самостоятельно (хочется верить, что большинство наших учеников все-таки читают, хотя, как показывает жизнь, совсем не то, что нужно), дают прекрасную возможность мыслить. А также позволяют учителю знакомить детей с особенностями языка художественных произведений, учить планировать, размышлять с учениками над логической стройностью текста, знакомить с некоторыми литературоведческими понятиями, необходимыми для анализа текста.
Конечно, для того чтобы написать работу, необходимо понимать тему. В таком случает понятие «знакомый материал» есть то, что понятно, что изучалось и разбиралось на уроках, над чем приходилось раздумывать самостоятельно… Темы могут быть связаны непосредственно с изучаемым произведением, а также должны выходить за рамки изучаемого текста, но непременно должна быть связь с пониманием историко-культурных и общественно значимых явлений, имеющих определённые традиции, но подверженных изменениям в процессе развития общества. Тогда уроки станут своего рода мостиком между реальной жизнью и литературой.
Наиболее интересны в развитии умений и навыков написания сочинений являются межпредметные области знаний: ведь это и возможность рассказать о своих читательских предпочтениях (с обоснованием своего выбора), поразмышлять о вечных проблемах бытия, нравственных нормах поведения (не об этом ли мы говорим на уроках социально-гуманитарных дисциплин?)… Кроме этого, подобный «знакомый материал» даст возможность школьнику раскрыть собственную творческую индивидуальность.
Для меня главное в потребности творчества - впечатление. Хочется говорить о том, что трогает душу, что пережито лично, что, может быть, даже перевернуло представление о чем-то важном. Несколько лет назад под впечатлением от документальных фильмов «О роли красоты в спасении мира» (АНО Точка зрения, 2004) и «Имя России. Федор Достоевский» («Первое поле» по заказу ВГТРК 2008 год) составила урок «Уроки Достоевского и современность» с просмотром видеофрагментов, ребят заинтересовал материал, а потом появились интересные тексты сочинений на эту тему (списать негде, поэтому и мысли приходилось формулировать самостоятельно). Важно объяснить ученикам, что оценивается не их позиция по отношению к проблеме, а умение рассуждать, только тогда можно ждать интересные работы. Удачные формулировки тем сочинений собираю и записываю годами: «Письмо папе/маме/сестре о вечных ценностях в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»», ««Всем народом навалиться хотят…» В какие моменты проявляется чувство единения людей?», ««Всем народом навалиться хотят…» Было ли в моей жизни чувство единения с другими?», «Какие традиции прежней русской жизни мне жаль? (после изучения романа Л.Н.Толстого)», «Русский характер! Поди-ка опиши его…(А.Толстой) – об особенностях характера русского человека, «Человек интересной судьбы» и др.
Для того чтобы «влияние литературных образцов» способствовало обучению навыкам письма, «совершенного правильного, гладкого и легкого со стороны слога», нужно отводить большее количество часов литературы на изучение стиля писателя. Современное преподавание литературы такую задачу, на мой взгляд, не ставит. Приемы изучения стиля достаточно разнообразны, но в современных условиях в большинстве своем невозможны: фрагментарно на это мы уделяем время, но задач перед современным литературным образованием на 6 часов в неделю в среднем звене, а не на 2-3 часа, которые отводятся на знакомство с программными текстами. Уроки, на которых мы вместе много читали, а только так можно наблюдать за стилем, остались в прошлом. Если этому не учить в среднем звене, то в старших классах умение наслаждаться словом настоящего мастера будет утеряно. «Влияние литературных образцов» все же существует: одаренные дети в области филологии много читают, подготовка к олимпиадам и творческим конкурсам, а много времени мы уделяем именно индивидуальному стилю поэтов и писателей, - все это довершает формирование того самого письма, «совершенного правильного, гладкого и легкого со стороны слога». Доказательством является и раннее творчество многих русских поэтов, носившее подражательный характер. Стоит вспомнить знаменитую тетрадь Н.А.Некрасова, с которой он отправился в Петербург.
Приемы изучения стиля, мне кажется, лучше применять на уроках, посвященных анализу поэтических текстов или эпических небольшого объема. Для этого подходит творчество А.П.Чехова. В пример можно привести работу с анализом рассказа «Размазня»: поделить текст на части и дать возможность «собрать» текст, затем понаблюдать за композиционными особенностями.
С этой точки зрения представляет интерес и произведение того же писателя «Моя «она» (1876). Текст читается с «остановками», угадывая тему, а затем предлагается написать собственный текст по подобию, если не ограничивать учеников во времени можно получить интересные работы о музыке, спорте, мечте, дружбе…
В сети Интернет много уроков, на которых работают с поэтическими текстами следующим образом: ученикам предлагается текст с пропусками средств художественной выразительности. Подобная работа выполняется с интересом, но все сводится к угадыванию слов, а в лучшем случае – запоминанию термина.
А вот работа с миниатюрами или отрывками о природе: анализ, выделении средств выразительности, а затем использование их в собственных текстах – дает эффект. Для этого можно использовать произведения К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина… Такие приемы работы дают возможность понять такое понятие, как авторский стиль, а затем, используя приемы автора, создать свой текст.