Статья Инновационные технологии как фактор повышения качества процесса обучения


Инновационные технологии как фактор повышения
качества процесса обучения
В наше время значительно меняется роль образования в жизни общества и меняются подходы к обучению. Роль преподавателя уже не является центральной в учебном процессе, новое время выдвигает на первое место личность обучающегося, его интересы и потребности. В соответствии с этим необходимо обновлять содержание и методику преподавания, технологии, используемые в обучении, методы оценки деятельности учащихся.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе, могу назвать следующие:
- личностно-ориентированное обучение;
- деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
- использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
- учет потребностей учащегося;
- мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверность информации;
- формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы (автономия обучающегося).
В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение технологии интерактивного обучения. Одним из примеров данной технологии является - модерация.
Модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Применение данной технологии обеспечивает эффективное управление группой в процессе урока, максимально полное вовлечение всех студентов в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока и потенциала студентов и преподавателя. (Электронный курс «Технология интерактивного обучения» / режим доступа http://edu-reforma.ru/index/0-49).
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Преподаватель и студенты являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Учащийся перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
- эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
- мотивация всех участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательного процесса;
- рефлексия педагога и обучающихся;
- анализ деятельности участников и оценка результатов.
Принцип «воспитание через предмет» в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Независимо от того, какой предмет преподает преподаватель, в процессе урока обучающиеся имеют возможность достигать и цели изучения предмета, и цели воспитания, развития и социализации. И все эти цели, а также пути их достижения планируются и реализовываются на каждом уроке.
Урок с применением данной технологии строится следующим образом:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учащихся (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки - на любом этапе урока по усмотрению преподавателя).
Эффективность зависит не только от структуры урока, но и от методов обучения. Данная технология предполагает использование активных методов обучения на всех этапах урока.
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. (Электронный курс «Активные методы обучения»/ режим доступа: http://edu-reforma.ru/index/0-44).
Данные методы помогают формировать жизненно важные сегодня и завтра умения, навыки и качества, в том числе универсальные учебные действия - надпредметные умения или компетенции, обеспечивающие учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.С целью выяснить зависимость прочности усвоения языкового материала от методов обучения и режимов взаимодействия учащихся мною был проведен эксперимент в 3-х группах 1 курса. Всем группам были даны одинаковые задания, но методы обучения и режимы взаимодействия были различны, затем проводились контрольные срезы, причем студенты о проведении контрольных срезов не предупреждались, установки на механическое запоминание языкового материала не было.
Результаты не только подтвердили, что применение активных методов способствует лучшему усвоению материала, но и показали, что традиционные способы и приемы работы не способствуют приросту новых знаний.
Технология интерактивного обучения Модерация позволяет органично применять целый комплекс современных образовательных технологий: проектное обучение, развитие критического мышления, приемы игровой деятельности, обучение в сотрудничестве. Она нацелена на формирование у учащегося умения учиться самостоятельно и быть ответственным за результаты обучения.
Применение активных методов обучения и технологий интерактивного обучения позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающий потенциал урока английского языка. Эффективная организация урока, учитывающая психофизиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому, обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Это обеспечивается тем, что учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки строятся таким образом, что не требуют от организма человека высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
Элементами здоровьесбережения на уроке английского языка выступают и сама структура урока, приемы подачи нового материала и техники его отработки, современные обучающие технологии, в том числе интегративное обучение, использование физкультминуток и минуток-релаксаций, дыхательная гимнастика, создание ситуации успеха на уроке.
Я стараюсь, чтобы каждый урок, развивая и обучая студента, повышая его учебную мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах и укреплял его здоровье.
Следующий важный аспект, которому я уделяю постоянное внимание на уроках и во внеурочное время - использование информационно-коммуникационных технологий. Их применение на уроках английского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии.
ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать обучение. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого студента, вызывает у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
В своей практике я использую различные обучающие программы по английскому языку, мультимедиа-презентации и учебные Интернет-ресурсы. Эти цифровые образовательные ресурсы обладают большим обучающим потенциалом, повышают коммуникативную культуру учащихся, обеспечивая тем самым новый уровень качества образования.
Также активно я пользуюсь мультимедиа-презентациями, созданными в программе PowerPoint. Они просты в изготовлении и позволяют создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Кроме того, созданные самими учащимися презентации являются отличной наглядной опорой для формирования и развития навыков устной речи.
Широким образовательным потенциалом обладают ресурсы сети Интернет. Они позволяют организовать комплексное развитие иноязычной речевой компетенции через различные виды деятельности, в том числе проектную и исследовательскую, способствуют формированию умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы.
Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не означает быстрого и качественного образования, в том числе и языкового. Поэтому я создаю собственные образовательные Интернет-ресурсы, использую их в своей педагогической практике и обучаю своих студентов умению критически оценивать достоверность информации, полученной в сети. Собственные образовательные интернет-ресурсы я использую и на уроках, и для организации проектной работы учащихся, и в качестве домашнего задания.
Интересные возможности предоставляют интернет-ресурсы для организации профильного и профориентационного обучения Career Planning Websites http://cacareerzone.org/index.html и http://nycareerzone.org. ,что дает возможность учащимся выяснить собственные профессиональные предпочтения, провести диагностику своих личностных качеств и особенностей
Кроме того, работа с этими сайтами позволяет использовать активные формы организации занятий, деловую игру и проектные работы, способствует совершенствованию речевых и коммуникативных навыков.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий и с учетом психофизиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов учебной деятельности.
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений к системе образования - это на сегодняшний день требование времени. Я считаю, что именно от преподавателя в первую очередь зависит то, каким будет наше образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее.