Библиотечный урок «Экскурсия в библиотеку. Правила пользования библиотекой»


Тема занятия:
«Экскурсия в библиотеку.
Правила пользования библиотекой»
(Эта экскурсия проводится для учащихся 1 класса во втором полугодии, когда ребята уже самостоятельно читают)
Цели:
Познакомить учащихся с основными понятиями ББГ – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.
 
Оборудование:
Выставка книг «Вам, первоклассники»,
 
Библиотекарь:
«Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой». Меня зовут Татьяна Владимировна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Позвольте представить моих помощников: мальчик - Читай-ка и очень умныleft0й и начитанный Совенок, они сегодня будут помогать мне. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище.
- А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (выслушать предположительные ответы)
- Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!
Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? (ответы детей)
- Книги!»
- А зачем нужно читать книги? (ответы детей)right0
 
Мальчик - Читай-ка:
«Молодцы, ребята! Я убедился, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Давайте послушаем стихотворение В. Берестова «Кто чему научится!»
Чему первым делом научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом научится птица?
- Летать!
Чему первым делом научится школьник?
- Читать!
Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их папы и мамы не знают
Кем станут, кем вырастут дети!
 
 
Библиотекарь:
 
•         Итак, библиотека – это дом книги.
•         В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом.
•         Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру.
•         В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.
(библиотекарь рассказывает как расставлены книги, что такое
читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги)
 
Совенок:
А сейчас детишки-ребятишки я проведу с вами игру «Правильно подберите ответ». Тема: правила пользования абонементом». Например: абонемент – это……, а вы выбираете правильный ответ из трех предлагаемых вам ответов.
Абонемент – это
•         игровая комната
•         место для занятия спортом
•         место, где выдают книги на дом
После того, как книга выбрана читателем, ее записывают
•         в дневник
•         в учебник
•         в читательский формуляр
После того, как книга прочитана
•         ее оставляют дома
•         дарят другу
•         возвращают в библиотеку
Молодцы детишки-ребятишки! Я запомнил, кто из вас был самый активный!
Мальчик - Читай-ка выразительно читает стихотворение
Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!
 
Совенок:
Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».
Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе выполняем действия: Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Надуваем щечки,
И друг другу даже
Языки покажем.
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3 –
Все с гримасами замри!
 
Совенок: Какие очаровательные мартышки!
Библиотекарь:
У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда в читальном зале.
Мальчик - Читай-ка:
Ребята я прочитаю вам стихотворение
 
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.
 
Так что же такое читальный зал? (ответы учащихся)
 
Библиотекарь:
Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!
 
Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
•         Нельзя книги перегибать
•         Нельзя загибать книжные страницы
•         Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
•         Нельзя писать и рисовать в книгах
•         Нельзя читать книги во время еды
 
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
 

 
Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим
читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие
читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10
дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно,
чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной
библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы
их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту
книгу для другого ученика.
 
Библиотекарь:
Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой.
 
Мальчик - Читай-ка:
Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами.
Совенок: Надеемся, вы все это хорошо запомните!
 
Библиотекарь:
Самые активные участники занятия награждаются призами.
Мы ждем вас на абонементе с 9.00 до 12.30 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Суббота и воскресенье – выходные дни.
Все вместе: До свидания, ребята!