Памятка для учащихся 10-11 классов по написанию сочинения /задание 25 ЕГЭ/


-619760-58420Готовимся к написанию сочинения /что-то вроде памятки/
Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой
старт, но можно стартовать сейчас и изменить
свой финиш…
Как писать сочинение?/ Да разве об этом расскажешь?!
п о п л а н у!
Композиция сочинения – рассуждения
0. Вступление.
1. Проблема, над которой размышляет автор. 2. Комментарий. 3. Авторская позиция
4. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 5. Первый аргумент. 6. Второй аргумент. 7. Вывод (заключение).
1.Оформление вступление
Вступление должно перекликаться с заключением!
Задачи, которые мы должны решить во вступлении:
•вступить в контакт с читателем /экспертом/;
•подготовить его к восприятию своего текста;
•подвести к формулировке проблемы.
- О чем мы можем написать во вступлении?
•сообщение о теме (о чем текст);
•сообщение об авторе (если знаем);
•привести цитату, связанную с проблематикой темы;
•задать риторический вопрос, восклицание, именительный темы.
Объем вступления – 1,2 предложения.
Если вы затрудняетесь со вступлением, можно сразу начать с формулировки проблемы.
2.Формулировка проблемы
Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.
Чтобы выделить проблему, можно задать вопросы: Зачем? Почему? С какой целью? Для чего написан текст?
Помните, что в одном тексте может быть несколько проблем, но нужно сформулировать только одну.
Верная формулировка проблемы – залог получения высокого балла, «а кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». 
Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает из нее определенные выводы.
Проблему можно определить как трудную, важную, серьезную, глубокую, актуальную, злободневную, назревшую…Способы формулировки проблемы:
•Проблема какая: например, автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора жизненного пути.
•Формулировка в виде вопроса: например, что важнее – закон или совесть? Этой сложной проблеме посвящен текст …
Для формулировки проблемы можно использовать следующие конструкции:
•Прочитанное заставило меня задуматься над проблемой…
•Автор затрагивает очень важную проблему…
•Автора текста волнует проблема…
•Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
•Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
Помните: неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение.
Объем данной части – 1,2 предложения.
3. Комментирование проблемы.
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Задачи комментария:
•разъяснить, охарактеризовать проблему;
•показать ее актуальность;
•объяснить интерес автора к проблеме;
•показать ход мыслей автора.
Прокомментировать проблему можно опираясь на следующие вопросы:
•Почему данная проблема актуальна?
Что я знаю об этой проблеме?
•Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
•На чем заостряет внимание?
•Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
•Как выражено отношение автора к изображаемому?
Нужно помнить, что комментарий не пересказ, комментируя, мы говорим о том, что делает автор, а не герои.
В работе можно использовать следующие конструкции:
•Автор раскрывает проблему на примере…
•В центре внимания автора…
•Автор обращает внимание на…
•Автор особо подчеркивает, что…
•Желая рассказать о проблеме, автор приводит в пример…
Помните: комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
Комментируя свое мнение, можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых. Это поможет вам четко и последовательно подтвердить свою позицию.
Объем данной части – 5-8 предложений.
4.Позиция автора.
Читая текст, мы должны понять мнение автора о данной проблеме и четко сформулировать вывод, к которому он приходит.
В этой части можно и нужно использовать цитаты. Для этого в тексте нужно выделить предложение, в котором выражена основная мысль.
Чтобы не ошибиться, вернитесь к формулировке проблемы и задайте ее в виде вопроса. Если вы правильно определили позицию автора, то она будет ответом на поставленный вопрос.
5. Формулировка собственной позиции.
Авторы текстов, высказывая свое мнение, выражают всеми признанные истины, поэтому спорить с ними нелогично (Экзамен не место для экспериментов!), поэтому мы будем ориентироваться на аргументы «за». Для этого нам нужно согласиться с мнением автора, т.е., используя синонимические конструкции, выразить свое мнение о проблеме и подкрепить его двумя аргументами.
Для того чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы:
- Я с интересом прочитал(а) …
- Я убежден (часто думал, с удовольствием понял, искренне заинтересовался)…
- Можно согласиться с автором в том, что…
- Мне показалось интересным (актуальным, значимым)…
- Вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как…
- Нельзя оставаться равнодушным, так как..Помним, что
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли; совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо.
Аргумент – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис. Цель аргументации – убедить в чем-либо, укрепить свое мнение.
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения:
•тезис (положение, которое надо доказать);
•аргументация (доказательство, доводы);
•вывод (общий итог). Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, чтобы не потерять балл.
6.Заключение.
Заключение должно быть обязательно.
Цели заключения:
•подвести итог,
•оставить хорошее впечатление.
Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения
Первый прием - «отклик».
Схема приема:
1. Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.
«Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать)…»
«Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…»
2. Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.
«… что мало говорить о защите природы, надо, чтобы каждый человек осознал свою ответственность перед будущим. Все мы должны понять, что случайно сорванный цветок отнимает частичку Природы, разрушает Жизнь. Все мы должны понять, что от нас зависит, какой будет Земля – мертвой звездой или цветущим садом».
Второй прием для эффектного завершения сочинения-рассуждения, называется «цитата».
Схема приема:
1. Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста.
«Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», - писал К. Батюшков.
2. Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту.
«Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста ________. Действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением».
Цитата может быть взята из исходного текста, и тогда ее использование будет аналогично «ниточке».
Цитата может быть приготовлена заранее, представлять собой емкое и выразительное изречение авторитетного человека. В любом случае она должна заключать в себе итоговое суждение и отражать главную мысль текста.
Сочинение, Семён, Саша и Володя, пишите аккуратно, разборчивым почерком!
708660716915000
/на всякий случай/ Тематика предлагаемых на экзамене произведений не велика
ТЕМЫ ПРОБЛЕМЫ
Человек и природа 1.Проблема безответственного /равнодушного, жестокого/ отношение человека к природе;
2.Проблема неспособности многих людей замечать красоту природы;
3.Проблема бездушного отношения к природе /или её уничтожения/, ведущего к гибели человечества;
4.Проблема влияния научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы
5.Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?
Человек и общество 1.Нравственные проблемы
2.Проблемы отцов и детей
3. Проблемы воспитания современной молодёжи
4.Проблемы материнства
Человек и история 1.Проблема исторической памяти /Почему люди не должны забывать уроки Истории?/
2.Проблема ответственности человека перед будущими поколениями.
Человек и культура 1.Проблема небрежного отношения к русскому языку – основе нации.
2. Проблема сохранения культуры и традиций русского народа.
3.Проблема истинной духовности.
Человек и литература 1.Какова роль книги в современном обществе?
2.Проблема воздействия литературы на судьбы людей.
Человек и искусство 1.Проблема влияния искусства на душу человека.
2. Что даёт человеку общение с искусством? /духовные силы!/
Человек и родина 1.Проблема патриотизма /Что такое патриотизм? Как воспитать патриота?/
2.Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе.
3.С чего начинается настоящий патриотизм?
Личностные качества человека 1.Проблема чести /благородства, душевности, милосердия/ в современном мире.
2.Проблема трусости /зависти, предательства/.
Взаимоотношения людей 1.Проблема любви, дружбы, ненависти, верности.
2.Проблема этикета
3.Что такое талант общения? На чём он основывается?