Конспект урока математики Угол. Прямой угол


План-конспект урока математики,
проведенного во 2А классе МБОУ «Гимназия № 33»
в рамках конкурса «Учитель года 2015»
учителем начальных классов Зелениной Альфией ИрековнойДата: 05.12.2014
Предмет: математика
Класс: 2
Тема: «Угол. Прямой угол.»Основные предметные цели:
1.Сфоримировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию углов, изображению и обозначению углов.
2. Тренировать способность к использованию правил порядка действий в выражениях, сложению и вычитанию трехзначных чисел.
3. Продолжить работу по классификации геометрических фигур по различным основаниям.
4. Развивать умение решать текстовые задачи разными способами
5.Продолжать работать над занимательными задачами (логические задачи, основанные на замене ложных высказываний истинными.)
Планируемые результаты:
Предметные: умеют письменно складывать и вычитать трехзначные числа с переходом через десяток, записывая их в столбик, а также читать, записывать двузначные числа от 10-100, имеют представление о десятичной системе счисления, решают задачи несколькими способами, знают компоненты действий сложения и вычитания, умеют определять истинное и ложное высказывание, решать уравнения.
Личностные: положительно относятся к учению, проявляют интерес к получению знаний, желание больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке.
Метапредметные (критерии сформированности УУД)
Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные: умеют находить нужную информацию в учебнике, наблюдать и делать выводы; находят закономерности, самостоятельно находят их по установленному правилу, отвечают на вопросы учителя и задают их сами, осваивают умения конструировать способ решения задачи.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устой и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение при работе в парах, в группе.
Оборудование и ресурсы:
Основные: Л.Г. Петерсон. Математика. 2 класс. Часть 2. Стр. 18-19
Дополнительные: - презентация к уроку
- оборудование для фокусов (волшебный сосуд, волчок, волшебная таблица), коробки с надписями
- карточки с задачами, карточки с заданиями
- тетради
- цветные карандаши
Ход урока:
I Мотивация к учебной деятельности (2 мин):
- Здравствуйте, ребята.
- Я рада приветствовать Вас на уроке математики. Зовут меня Альфия Ирековна, я тоже учу детей второго класса…
- Какие-то Вы очень напряженные??? Сейчас я Вам покажу, что-то очень необычное и интересное…(демонстрация волчка)
- Удивились???
- Интересно как же это работает? (проблема). Какие у вас возникают вопросы???
- А хотите узнать? А поиграть? (прохожу по рядам и показываю опыт). У вас будет такая возможность в конце урока.
- В мире, происходит огромное количество процессов и явлений, их изучает такая наука как физика, слышали о ней?
- Физика – наука очень сложная, однако учеными уже доказано, что дается она легче тем, кто прекрасно владеет математикой…
- А подружиться с ней сможет тот, у кого достаточно хорошо развиты математические умения…
- И сегодня на уроке у нас есть с Вами такая возможность …
- И сделать первый шаг к физике нам поможет, конечно же - математика…
- А кто сегодня удивит меня своей качественной работой, тот получит мои интересные сувенирчики.
II Устный счет (5 мин): фронтально
1.Распредели на группы:
- Посмотрите внимательно на выражения и распредели на группы? (числовые и буквенные)
15-9a+c7+4=11207+2716- b12-7+5х+34а<12
- Посмотрите внимательно на записи и выберите лишнее (есть записи, не являющиеся выражением)
2. Определи правильно ли выполнен порядок действий (выплывает неверный порядок действий с ошибкой)
1 2 1 2 3 1 3 4 2
(3+8)-24+7+(5-2)(72+13) – 47 - (94-76)
4. Игра «День-ночь» (считаем в уме): (на слайде много четырехугольников с разными числами, нажимаю верный ответ, карточка превращается в заколдованное слово)
- Посчитайте, найдите ответ…
15-7+2+10+5=25- КОЗЕРТО
10-8+20-12+50=60ЧУЛ
60-30+5-15-10+18=28 ЯАМЯРП
5. Выполните нужные операции: 16+40-52+26-20=50 (на карточках - проверка на слайде)
16
Х
-20 -26 +52 -40
-40
ЛОГУ
5. Работа с геометрическими фигурами (расшифруй)
КОЗЕРТОЧУЛЯАМЯРПЛОГУ
- Назови лишнее понятие? (нажимаем – 3 раз, вплывают правильные слова)
Нажимаем появляются фигуры…
II Целеполагание (проблема) (5 мин)
- А что такое угол? Как его начертить? Какими признаками он обладает?
- Что такое угол, как он образуется, как его начертить?
Это и есть наши основные вопросы урока.
III Актуализация и фиксация затруднения в деятельности
- Найдите лишнее (появляются фигуры):
- Как бы вы ЕЕ назвали? (фигура состоит из 2 частей)
- Она состоит из двух лучей?
- Это угол? (нет)

- Значит мы не закончили наше определение?
- Угол - это фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. (слайд)
(Возьмите ваши учебные принадлежности и попробуйте смоделировать угол сами…Как?) Расположить лучи, так чтобы они выходили из одной точки…
- Сделай те его больше, чем он есть, меньше, чем он есть…(Показываю)
- У кого получилось? (молодцы - похвалите себя за сообразительность)
- Докажите, что это угол?? (не могут) - надо узнать его признаки свойства.
СЛАЙД (два угла с обозначенными вершинами и сторонами)
-Точка, из которой выходят лучи - называется вершиной угла, два луча, которые образуют угол-называют сторонами угла…
- Сколько вершин у угла? (1)
- Сколько сторон?(2) Так из чего состоит угол? (из вершины и двух сторон).
- Как вы думаете есть ли у углов название или имена? (да)
- Прочитайте его имя в учебнике стр. 18.
- Что интересного заметили при чтении имен угла? (буква, которая называет вершину пишется в середине)
- Еще у него есть специальный значок, который используется в математике.
- Я показываю, а вы называете…
- А теперь, используя Ваши письменные принадлежности попробуем начертить угол в тетради и дадим ему название.
- Пока остальные заканчивают, еще раз повторим, что такое угол.
- Еще вчера Вы этого не знали, а сегодня уже знаете, что это за фигура и умеете его строить.
IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(2 мин):
- Звучит музыка, вы двигаетесь, музыка останавливается и вы находите пару и проговариваете соседу, что такое угол…(сначала на слайде - потом убираем)
- то проговори, ручки «домиком»
- Сели, те, кто доволен своей работой…
V Открытие (продолжение) нового знания (5 мин):
- Сравните угол свой и вашего соседа. Можно сказать, что они одинаковы по величине? (нет)
- Оказывается ребята, углы можно еще и сравнивать…
- Какой больше, какой меньше?
- Чтобы узнать какой из них больше или меньше их надо наложить друг на друга (показываю на моделях): вы можете сравнить угол тетради и уголок на парте
- Среди них есть еще один угол - он особенный, почему, мы поймем, после того как смоделируем его…
На столах у вас листы бумаги различной формы…(ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА):
-Сложите кусочки пополам, проведи пальчиком по сгибу, еще раз сложите…
-Что получилось? (модель угла) – это прямой угол
- Поработайте в паре (наложили - сравнили, что заметили?)- углы одинаковые…
- Если открыть лист бумаги, мы увидим еще 4 таких угла(показываю)
- Сравните с остальными (отличается…) Чем?
- Проведите линии линейкой по сгибам, раскрасьте разным цветом, отметьте точку пересечения.
( это вершина всех углов) – такие углы называют прямыми, а линии - перпендикулярными.
VI Применяем новое знание:
1.Найдите прямые углы в комнате??
- Как доказать что они прямые? Математика-наука точная , она любит точность в измерениях и вычислениях: будем использовать чертежный инструмент-угольник или (наложением мерки на угол)
- Прямые углы удобнее строить и находить при помощи угольника. Или нашей меркой.
- Давайте научимся…(уч. стр. 19, №5)- самостоятельно находят прямые углы
( Т.с. 11, № 3)
АЛГОРИТМ (на слайде)
Совместить вершину прямого угла чертежного угольника и вершину угла.
Совместить одну из сторон чертежного угольника и сторону угла.
Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.
2. Групповая работа – раздаем по группам по 2 фигуры, одна из которых с прямым углом, сзади на фигурах с прямым углом буквы ФОКУСЫ…
- Та группа, которая быстрее определит фигуру с прямым углом, будет иметь возможность разгадать ребус для нашего следующего задания
- Переверните фигуру, один представитель группы выходит к доске, а теперь все вместе составьте слово.
3.ОПЫТ с волшебным сосудом (2 мин)
- Опять удивились?? Что это фокус? Какие возникли вопросы? (почему поднялась жидкость)
- Вот сейчас для Вас это ФОКУС, а потом на уроках физики, Вы сможете объяснить суть этого явления или процесса, как сегодня мы объяснили с Вами суть новой геометрической фигуры -УГОЛ, а возможно и проделывать такие опыты сами…
- Чем лучше вы будете развивать математические способности и умения, тем легче Вам будет понять и усвоить такую сложную и интересную науку - как физика…
- Вы прекрасно справились с заданиями, так что некоторые вполне могут рассчитывать на доброжелательные отношения с физикой…
- Кто любит выполнять домашнее задание? Такое… Вам выполнить точно захочется, если вы его конечно найдете…Поиграем?
- Найти подсказку Вы сможете, не вставая с места (у каждого под партой)
VII Д/З №8, №7, тетр. стр. 20 (на выбор)
VIII Итог урока (5мин):
- Спасибо, вам огромное за работу, ну что же, теперь Вы достойны сувениров…
- Пожалуйста берите…осталось только угадать, где они?
- Перед Вами 3 коробки, помните, в конце урока, я обещала раскрыть секрет нашего опыта?
- Я сдержу слово, если вы его найдете…
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
Я вам приготовила смайлики за урок, сувениры на память о нашем уроке и сладкие слова благодарности за вашу отличную работу. Все надписи ложные. Попробуйте разгадать, где сувениры?
Конфеты ЗДЕСЬ
ЗДЕСЬ
НЕ смайлики
ЗДЕСЬ
СУВЕНИРЫ


Решение:
красная зеленая синяя
Сувениры - + -
Конфеты + - -
Смайлики - - +
- В красной - не сувениры, в зеленой- не конфеты, в синей - смайлики.
- Раз конфеты не зеленой и не в синей, значит они в красной?
- Раз в синей смайлики, а в- красной конфеты, где же тогда сувениры???( в зеленой)
- Я отдаю Ваши сувениры педагогу, она их вам обязательно раздаст?
- А конфеты интересно, кому? (членам жюри)
- А смайлы? Кому бы Вы подарили? (Вашей учительнице, она будет использовать их на других уроках и оценивать Вашу работу)
Итак, сегодня на уроке:
Я узнал…(что физика дружит с математикой)
Я запомнил …(определение угла)
Я научился (строить и определять прямые углы)…
Я смог…(решать логические задачи)
Как Вы думаете, пригодятся Вам знания и опыты в вашей жизни? (будем вспоминать, было интересно)
- Если я и мой урок вам понравился встаньте, улыбнитесь мне и попрощайтесь с гостями.
Урок окончен, спасибо за работу.