Конспект урока литературное чтение 1 класс Драгунский Заколдованная буква

Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
Учитель: Меньшова Л.М.
Тема: В. Драгунский «Заколдованная буква»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Образовательные: знакомство с рассказом и биографией В. Драгунского; совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение  ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.
УУД

Личностные положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений; развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные развивать навыки контроля, самоконтроля, прогнозирования

Познавательные понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; выявлять идею произведения

Коммуникативные согласовывать свои действия с партнёром; готовность
оказать помощь товарищу.
Предметные осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Понимать смысл произведения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь

Ход урока:

 І. Мотивация к учебной деятельности.

У: Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга, пожелаем мысленно себе удачи .А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями:

Тексты будем мы .., (читать)
Планы к текстам , (составлять)
Рифму к слову , (подбирать)
На вопросы , (отвечать)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ..! (развивать)

 Тихонечко присядем за парты.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел. Как он называется? (учимся читать)
- Сейчас проведём опрос по этому разделу.

Викторина

1.Что несла тётя Варя в авоське, в стихотворении В.Левина «Чудеса в Авоське»? (арбуз)
2. Кто перехитрил волка в сказке В.Заходера «Как волк песни пел»? (овцы)
3.Как называется рассказ В.Осеевой, где действие было в детском саду? (Сторож).
4.Кто написал стихотворение «Рыцари»? (А.Барто).
5. Что сломалось у старика в русской сказке «Самое дорогое»? (нож).
6. К какой сказке подходит пословица: «За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь»?

ІІІ. Речевая разминка (фонетическая зарядка)
-Нашу работу мы начинаем как всегда с речевой разминки.
- Для чего делаем речевую разминку? (готовим наш артикуляционный (речевой) аппарат.
У вас на партах лежат листочки.
Давайте проведём слоговую распевку (Под мелодию «В траве сидел кузнечик») по рядам. Вы внимательно прислушивайтесь друг к другу и отгадайте звуки, которыми ваши слоги отличаются:
1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме
2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме
3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хме
Все вместе: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы.
-Что вы заметили?
-Какими звуками отличались ваши слоги? (с, х, ф, )

-Это очень интересные звуки, ребята. А вот чем они так интересны, мы узнаем позже.

І V. Постановка проблемы и целей урока.

Ребята, когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим? (на обложку ). Какую информация несет в себе обложка? ( Мы можем найти автора и назвать его произведение
Посмотрите , ребята, я подготовила выставку книг.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О Викторе Драгунском).
А теперь давайте вспомним какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).
Вам эти звуки не о чём не говорят, а может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?
Ребята, давайте, внимательно прочитаем произведения и постараемся найти ответ. (Ребята ищут среди книг на выставке произведение, где могут скрываться данные звуки) «Заколдованная буква»

Попробуем сформулировать тему урока
Какую работу мы будем выполнять на уроке?
Тема урока:
Цель:
Познакомитьсяс биографией и произведением В.Драгунского;
Научиться .работать с текстом;
красиво и правильно говорить;
рассуждать о прочитанном
V. Открытие новых знаний

- Не читая его произведения, что можете сказать об авторе?
- Кому эти книги адресованы?
- Какие произведения пишет, веселые или грустные?
- Что вы о нем еще знаете?

Знакомство с биографией.
Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте. Включаю запись с биографией писателя.
- :
- Поднимете руки, кто смотрел фильмы, снятые по его сценариям?

Прочитайте название нашего произведения. (Заколдованная буква) На доску вышиваются таблички предположениями.
- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве)
Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (все выдумано)
- По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?
- Кто главные герои? (да, дети)
- Какого возраста они? (маленькие)
- Почему так решили?
Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением.
Работа со словами.
При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.
Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е
Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ
- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.
- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).
Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.
ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' Хором прочитаем.
- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)
Посмотрим. Маша прочитает значение этого слова.
ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ
У слова "шпиц" есть два значения.
1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.
2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.
- Какое нам из значений подходит? (2)
Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ
Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ
ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт".

ФИЗМИНУТКА

Чтобы дальше хорошо работать, активизируемся

4. Продолжение изучение нового материала

Теперь мы стали активными.
- У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.
Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
Слушаем. Включается запись рассказа.
После прослушивания.
- Какие ваши впечатления от рассказа? Сверим наши предположения. Обратите внимание на записи.
Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.
Осмысление прочитанного

у вас в учебнике есть этот рассказ. Откроем учебники на стр:.
Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановились возле елки. Достаточно.
Первая остановка
- О чем вы прочитали?
- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)
- Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?
- чем закончилась эта часть?
Продолжим.
Вторая остановка
Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
Какая большая часть, о чем здесь говориться?
- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка?( Хыхки)
- Чем закончилась эта часть?
- Почему они заплакали?
Продолжим.
Завершающий этап чтения
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.
- Как правильно надо сказать?
5. Работа с образными выражениями.

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело.
- А за счет чего? (смешных слов)
- Найдите смешные слова:
Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)
Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)
Воспаление мозга :.(болит голова)
Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица)
Давай реветь:::.(громко спорить)
Умру от смеха :. :
6. Игра на внимание.

Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, дет.площадка, елка, шишки, снеговик.
- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли "лишнее".
7. Беседа с элементами выборочного чтения.

- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный.
- Что еще не хватает в нашей книге? (иллюстраций) Верно. Давайте посмотрим на экран и найдем отрывки из текста к ним –
В какую часть эту иллюстрацию вставим?
8. Итог урока

Понравился урок? Чем? (Было смешно) почему было смешно? Кто плакал? Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)
- А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили? Выполнили?
9. Рефлексия.

 Предлагаю вам на листе впечатлений выразить свое отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.
Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке
Сегодня на уроке я..
- Мне понравилось, как вы работали на уроке.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.
Всем спасибо за урок. Урок окончен.









































·15