Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Виктор Драгунский «Заколдованная буква»


СТРУКТУРА УРОКА
Дата: 29.01.13
Предмет: Чтение
Класс: 1 Б
Тема: Морис Карем «Растеряшка», Виктор Драгунский «Заколдованная буква»Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить со стихотворением М. Карема «Растеряшка» и рассказом В. Драгунского «Заколдованная буква»; развивать навыки осознанного, выразительного чтения; воспитывать культуру речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: умеют читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; ориентироваться в заданиях учебника4 отличать стихотворный текст от прозаического; получают возможность научиться выражать чувства, передавать настроение в стихотворении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ –понимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
КОММУНИКАТИВНЫЕ –уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
ЛИЧНОСТНЫЕ: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявляют терпение и доброжелательность в споре(дискуссии).
Оборудование: Пословица, таблички со словами, напёрсток, портрет В.ДрагунскогоЛитература: Поурочное планирование. Начальная школа. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс. Система уроков по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой “Букварь”/ Автор-составитель И.Г.Смирнова. – Волгоград: 2012
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. Садитесь.
- Какой у нас сейчас урок?
- Что должно быть готово к уроку чтения? (учебник, знание, желание, умение читать, речевой аппарат)
- А что вы делаете на уроках, чтобы развивать речевой аппарат (чтение стихов, пословиц)
- Вот и сегодня мы с вами разовьем наш речевой аппарат, читая скороговорку.
- А что такое скороговорка? (предложение, в котором есть звуки, которые читаются трудно, а мы должны научиться быстро их проговаривать) Воспринимают и выражают своё отношение к …
2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой.
- Давайте хором медленно прочитаем по указке скороговорку.
СМЕШНЫЕ ШУТКИ У САШИ И МИШУТКИ.
- Теперь чуть-чуть быстрее.
- А теперь быстро.
- Кто хочет отдельно прочитать? ( 4 человека)
- Молодцы, с первой задачей мы справились,
Язычок развили.
Формулируют …
Составляют план …
Пересказывают …
Выразительно читают …
Знакомство со стихотворением Мориса Карема «Растеряшка» и рассказом
В. Драгунского «Заколдованная буква».
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с двумя произведениями сразу.
- Откройте страницу 57(ю). В полголоса самостоятельно прочитайте название произведения.
- Как вы понимаете значение слова «Растеряшка»?
- О чем же будет идти речь?
- А можем по странице учебника, не читая текст, определить о ком будет идти речь?
- А как вы думаете смешная эта история или грустная?
Читаю стихотворение.
- Внимательно слушайте, чтобы правильно ответить на мои вопросы.
- Ребята, вы правильно угадали о ком эта история?
- Кто оказался растеряшкой?
- А она сама знает кто она такая?
- Кто может найти строчку, где девочка знает, что она растеряшка.
- Я всё время говорила рассказ, произведение, а что же это такое? (стихотворение)
- Давайте, обратим внимание на выделенные слова.
Напёрсток - колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголки при шитье. (раньше пальцы называли перстами, поэтому и назвали напёрсток)
Невезенье - все не так, неудача.
- Кто помнит, какое невезенье было у девочки?
Кармашек – карман
– Что это обозначает?
- А почему кармашек? (маленький)
-Как еще можно сказать?
- Какое слово еще выделено в тексте (прочно - крепко)
- Кто мне прочитает последнюю фразу стихотворения?
- Как вы понимаете слово прочно?
- Обратите внимание на вопросительные и восклицательные предложения,
С какой интонацией мы прочитаем эти предложения?
- Теперь вы точно прочитаете все слова правильно.
- Прочитайте стихотворение по парам. И поставьте друг другу оценки.
- Поднимите руки, кто поставил своему собеседнику 5?
Чтение уч-ся по 2 строчки (2-3 раза)
- Кто лучше всех прочитал?
- Кто передал голосом интонации?
ФизминуткаЯ возьму шар большой,
подниму над головой,
Выгну спину — шарик кину.
Гуси серые летели.
На полянку тихо сели.
Походили -
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — плечи шире,
Пять, шесть — можно сесть.
Я нашла еще одно маленькое стихотворение, оно поможет познакомиться нам еще с одним произведением.
Бывает, что дети вещи теряют,
Их растеряшками называют.
Если потеряна буква из слова,
Понять невозможно слова простого.
Откройте страницу 55
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением
Виктора Драгунского «Заколдованная буква».
Я очень люблю читать рассказы Виктора Драгунского, он очень интересно пишет.
- Подумайте, почему так называется этот рассказ?
В основе этого рассказа лежит смешной случай из жизни Дениски.
− Дениска – это сын Виктора Драгунского. Автор написал о своем сыне около 90 рассказов. Герои Драгунского Мишка и Дениска – верные друзья. Их жизнь полна приключений.
- Может кто-нибудь читал книгу «Денискины рассказы»?
Выставка книг, прочитайте названия книг.
- Как вы думаете, что потерял герой рассказа «Заколдованная буква»?
Чтение рассказа.
- Мы угадали, что потерял герой?
- почему так называется рассказ?
- Понравился вам рассказ?
- Что показалось вам смешным?
- Где происходили события?
- Какое событие произошло, когда ребята гуляли во дворе?
- Прочитайте предложение, кто выгружал ёлку?
- Прочитайте предложение, в котором описана эта ёлка.
– Почему Мишка стал смеяться над Аленкой?
– Правильно ли он поступил?
– Как вы оцениваете его поступок? (плохо, некрасиво поступил)
– Как смеялись мальчики?
– Прочитайте, чем закончилась эта история.
Откройте страницу 57(ю), ответим на вопросы.
- Можно ли смеяться над человеком, если он не выговаривает какой-либо звук.
(Это обидит человека)
- Можно ли научиться произносить все звуки правильно? (надо стараться)
Выполняют практическую работу..Группируют …
Сравнивают…
Проектируют …
Конструируют …
Анализируют …
Ориентируются …
Исследуют …
Дают характеристику …
Осваивают …
Описывают …
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что это за произведение? (рассказ)
– Как вы думаете, сам автор смеется над ребятами? (Они ему нравятся, кажутся забавными.)
– Какой это смех? (Добрый, без иронии.)
- Как он называется, если он смешной? (юмористический).
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что вы запомнили?
- Поднимите руку, кому из вас понравилась собственная работа на уроке.
Вы сегодня получаете звания умнички, молодчинки.

Домашнее задание – пересказ
Контролируют…
Делают выводы…
Прогнозируют…
Заучивают наизусть…
Читают вслух…
Выполняют краткую запись…
Планируют…
Оценивают…
Устанавливают закономерность…