Конспект урока по литературному чтению М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква»(1 класс)


Обучение грамоте (чтение)
Урок № 17
Тема: М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква»
Цель: создать условия для формирования навыка чтения.
Задачи:
Образовательные: способствовать проверке знания алфавита и познакомить со стихотворением М. Карема «Растеряшка» и рассказом В. Драгунского «Заколдованная буква»;
Воспитательные: создать условия для ввода в круг детского чтения новые произведения; содействовать привитию любви к чтению, создать условия по воспитанию положительного отношения к предмету, создать условия по воспитанию культуры речи.
Развивающие: способствовать развитию любознательности, стремления к познанию нового. развитию навыков осознанного, выразительного чтения путем чтения по ролям;
Планируемые результаты:
Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Слушают текст, отвечают на вопросы по содержанию, определяют оттенки интонации в произведении (радость, грусть, печаль, тревогу) выделяют фамилию автора и заголовок.
Познавательные:
Учатся оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции, выбирают ответ на поставленный вопрос.
Развивается полноценное читательское восприятие: первичное чтение стихотворения, рассказа(читает учитель)
Выполняют задания в тетради и учебнике.
Регулятивные:
Характеризуют особенности прослушанного художественного произведения: определяют жанр, соотносят природу и жизнь героя.
Показывают авторскую позицию через выразительное чтение.
Моделируют обложку: заместители жанра и темы, фамилии автора и заглавия.
Определяют главную мысль.
Формируется полноценное читательское восприятие: первичное чтение под руководством учителя.
Коммуникативные:
Выражают свое отношение к произведению, героям и их поступкам; читают вслух плавно по слогам и целыми словами.
Выявляется духовно-нравственный опыт: выполнение заданий в учебнике и тетради.
Учатся работать в парах и группах.
Тип урока: комбинированный урок_
Форма проведения____урок-практикум___________________
Оборудование: учебник «Букварь»-25 штук, таблички с буквами, карточки
Этапы урока Ход урока
(деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД
I. Введение в тему урока.
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
Бывает, что дети вещи теряют,
Их растеряшами называют.
Если потеряна буква из слова,
Понять невозможно слова простого.
Познавательные УУД:
1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Работа по теме урока. II. Работа по теме урока.
− Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением М. Карема «Растеряшка» и рассказом В. Драгунского «Заколдованная буква».
1. Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка».
2. Беседа по вопросам учебника.

3. Чтение рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква».
− Сейчас мы прочитаем рассказ «Заколдованная буква». Подумайте, почему он так называется. В основе веселого рассказа лежит смешной случай из жизни Дениски.
Выразительное чтение рассказа учителем.
– Понравился рассказ? Что показалось вам смешным?
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙΙ. Применение нового знания III. Продолжение работы по теме.
4. Словарная работа (проводится по ходу чтения).
Домоуправление – контора, которая следит за состоянием наших домов и дворов.
Шпиц – остроконечный, конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания (здесь: елки.)
Заактировать – составить акт (документ).
5. Скороговорная минутка.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
6. Повторное чтение текста и беседа по содержанию.
– Где происходили события?
– Что произошло, когда дети гуляли во дворе?
– Прочитайте, как шофер с дворником выгружали елку.
– Какая была елка? Прочитайте.
– Почему Мишка стал смеяться над Аленкой?
– Правильно ли он поступил?
– Как вы оцениваете его поступок?
– Как смеялись мальчики?
– Прочитайте, чем закончилась эта история.
7. Беседа по вопросам к рассказу.
− Можно ли смеяться над человеком, если он не выговаривает какой-либо звук?
– Можно ли научиться произносить все звуки правильно?
8. Пересказ рассказа.
– Попробуйте пересказать рассказ от имени автора (не пользуясь прямой речью).
Дети по очереди пересказывают рассказ.
– По-прежнему рассказ остался смешным? (Нет, его делает смешным речь героев.)
– Как вы думаете, сам автор смеется над ребятами? (Они ему нравятся, кажутся забавными.)
– Какой это смех? (Добрый, без иронии.) Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
V. Итог
Рефлексия III. Итог урока.
– Что нового о вы узнали на уроке?
– О чем стихотворение М. Карема «Растеряшка» и рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква»?
− Дениска – это сын В. Драгунского. Автор написал о своем сыне около 90 рассказов. Герои Драгунского Мишка и Дениска – верные друзья. Их жизнь полна приключений, которые не дают скучать ни им, ни их родителям. Откройте книгу «Денискины рассказы» и войдите в этот веселый мир!
− Закончить урок хочу словами В. Драгунского: «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости…»
4
– Сейчас я (или читающий ученик) ещё раз прочитаем, чему мы должны научиться в первом классе.
– Предложение под цифрой 1. «Я могу рассказать, что и зачем будем делать на уроке».
– Кто сможет сказать, учились мы этому на уроке? Когда? (При составлении плана урока.)
– Предложение под цифрой 2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке». Кто сможет сказать?
– Предложение под цифрой 3. «Я могу наблюдать и делать выводы». Были ли у нас сегодня задания, когда мы наблюдали и делали выводы? Когда? (– Пригодятся ли нам эти умения на уроке, например, окружающего мира?)
– Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.