Конспект урока чтения В.Драгунский Заколдованная буква


ГБОУ СОШ №22 им. Н.Острякова

Конспект урока
литературного чтения
по теме
«Юмористические произведения.
В.Драгунский
«Заколдованная буква»
Разработан учителем начальных классов
Куприенко Ольгой Владимировной
г.Севастополь
Учитель: Куприенко О. В.
Класс: 2 «Б»
Предмет: литературное чтение
Тема учебного занятия: Юмористические рассказы. В.Драгунский «Заколдованная буква»
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цели: 1. Формировать навык выразительного и осознанного чтения. Закреплять представление о юмористическом рассказе. Умение видеть реплики героев и слова автора, читать произведения по ролям, передавая настроение и эмоции героев, отношение автора. Умение выделять в тексте слова, смысл которых не ясен и уметь объяснять их значение, пользуясь различными источниками.
2. Развивать грамотную, эмоциональную речь, память, внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
3. Воспитывать любовь и интерес к чтению, умение работать самостоятельно, в паре, в группе.
Оборудование:
- слайды (презентация);
- портретВ.Драгунского
- учебник О. В. Кубасовой «Любимые странички»;
- песня В. Шаинского «Улыбка».
Ход учебного занятия:
Организационный этап – 1 мин.
Цель этапа: Ввести учащихся в урок, настроить на работу.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения словесный фронтальный Слайд 1.
Организация внимания и внутренней готовности Умение организовываться Деятельность учителя Деятельность ученика
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё…
- Наши ушки внимательно слушают и всё…
- Наши язычки четко и громко…
- Наши головки хорошо и быстро…
- Кто собирается поработать на «4» и «5»? Желаю вам удачи!
…видят.
…слышат.
…говорят.
…думают.
Мы молодцы!
Формирование положительной установки.
Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе - 3 мин.
Цель этапа: Подготовить дыхательно -речевой аппарат к работе, актуализировать знания детей о юморе и юмористических произведениях.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Словесный
Репродуктивный
фронтальная Слайд 2, 3.
Понятия «юмор», «юмористические произведения» Умение читать с заданным настроением, интонацией. Деятельность учителя Деятельность ученика
1). Дыхательно- речевая разминка:
- Какие звуки будем отрабатывать?
- Прочитайте 1, 2 строчку:
громко и медленно
быстро и тихо;
- Прочитайте 3, 4 строчку по разному ставя логические ударение
- Прочитайте 5, 6 строчку: задумчиво, удивленно, испуганно, весело…
- Сами задайте настроение.
- Прочитайте 7, 8 строчку, а мы попробуем определить ваше настроение.
2). Какое стихотворение по характеру?
- Что такое «юмор»?
- Произведения каких жанров могут быть юмористическими?
«Цветок», «Одуванчик», «Лошадка».
Хоровое чтение стихотворения:
Придумать хочу я
Такие машинки,
Чтоб делать умели
Живые смешинки.
Чтоб эти смешинки
Повсюду спешили,
Чтоб самых угрюмых
Они рассмешили.
Задание по выразительному чтению дети выполняют индивидуально, парами, группами и хором.
- Песенки, потешки, прибаутки, шутки, стихотворения, рассказы.
Вывод: - Юмористическое произведение – это произведение веселое, смешное, которое вызывает улыбку.
Этап проверки выполнения домашнего задания-- 5 мин.
Цель этапа: Проверить выполнение домашнего задания.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Творческая работа
Словесный Фронтальная Слайд 4
Знание содержания сказки Умение рассказывать самостоятельно составленный текст
Деятельность учителя Деятельность ученика
- Какое задание вы выполняли?
-Назовите персонажей сказки?
-Найти и прочитать о том, как орёл оказался в гостях у Мэри?
-Что произошло во время ужина?
-Какие слова помогают понять ,что сказка нерусская?
Физминутка под песню В. Шаинского «Улыбка».
Нужно было прочитать сказку «Орёл и овечка»
Выслушивается по 1-2 ученика на вопрос
Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе – 7 мин.
Цель этапа: Выяснить, над каким произведением будем работать и подготовить к его восприятию.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Словесный
Частично-поисковый
Репродуктивный
Упражнения Фронтальная
Групповая
Индивидуальная Слайд 5, 6.
Знание признаков по которым можно сгруппировать
Умение выбирать лишнее по определенным признакам. Умение работать самостоятельно. Умение работать с толковым словарем
Деятельность учителя Деятельность ученика
1).- Я за вами наблюдала во время физминутки – вы улыбались. А когда человек улыбается?
- В каких ситуациях нельзя улыбаться?
- Как называется такой смех?
- А как называется добрый смех?
- Сегодня мы будем опять читать юмористическое произведение, а какое, определите сами.
- В каждой группе слов найдите лишнее слово (слайд 5) :
Б. Заходер
А. Барто
В.Драгунский
С. Михалков
Темп
Рассказ
Громкость
Тон
Большая
Огромная
Заколдованная
громадная

Три
Два
Буква
восемь
- Что получилось?
2). Краткое знакомство с биографией писателя, тематикой произведений.
Демонстрация портрета писателя.
_- Что запомнили о писателе? Что можете дополнить?
- Какие рассказы Виктора Драгунского вы знаете? О чем он писал?
3.Словарная работа
Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя.
Итог этапа.
Физминутка.
- Когда весело, смешно, хорошее настроение, слышишь веселую песню и т. д.
- Когда другим плохо, смеяться над чужими неприятностями, над старыми или малышами и т. д.
- «Злой» смех.
- Юмор.
В каждой группе слов находят лишнее и получают название произведения.
Вывод:в.Драгунский «Заколдованная буква»».
Ученик рассказывает о В.Драгунском.
Дети говорят, что запомнили из рассказа о жизни писателя.
Ученик работает с толковым словарём.
Домоуправление……
Заактировать……
Поставить на попа….
Обломаешь шпиц…..
Подготовительные упражнения.

Этап усвоения новых знаний – 25 мин.
Цель этапа: Познакомить с произведением, определение его эмоциональной окраски, умение передать чувства героя при чтении с помощью различных средств выразительности. Прочитать отрывок по ролям.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Репродуктивный Частично-поисковый
Работа с книгой Творческая работа Групповая
Фронт.
Инд. Знание способов чтения Работать самостоятельно, в паре и группе. Умение передать настроение через интонацию.
Деятельность учителя Деятельность ученика
1). Первичное чтение. Задания перед чтением:
- Прослушайте запись рассказа в исполнении самого автора.Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
Слушаем. Включается запись рассказа.
2). Проверка понимания прочитанного:
- Какое настроение вызвал рассказ? Почему?
- Какие эпизоды показались особенно смешными?
- От какого лица ведется рассказ?
- Значения каких слов были непонятны?
-
3). Повторное чтение:
Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.
Читать будем по частям.
Первая остановка
О чем вы прочитали?
- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили?
Почему они так говорили?
Кто исправит ошибки?
- Чем закончилась эта часть?
Физминутка
Вторая остановка
Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
Какая большая часть, о чем здесь говориться?
- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"?
- Как назвала Алёнка?
Как назвал Мишка?
- Чем закончилась эта часть?
- Почему они заплакали?
Продолжим.
4) Завершающий этап чтения
Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?
Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.
Характеризуется.
- Чьё чтение оказалось наиболее удачным? Почему? Что можно посоветовать?
5. Работа с образными выражениями.
Найдите смешные слова:
Итог этапа
Первичное чтение.
а) Работают с карандашом в руках, подчеркивают слова, значение которых осталось непонятным
б). Готовятся отвечать на вопрос : Ваши впечатления от рассказа?»
Работа со словарем настроений
- Юмористический.
Повторное чтение
Первым начнет: до слов: А мы остановились возле елки. Достаточно.
(левея, правея, становь)
( не учились в школе)
Сыски
Хыхки
Я немножко поднажал:.Прибавил мощь
Поддавал жару:: делал ситуацию напряжённой
Воспаление мозга :.болит голова
Полезло на ухо…..выражение лица
Умру от смеха…
.
Этап контроля и самоконтроля 2 мин
Цель этапа: Проверить понимание содержания прочитанного рассказа и его эмоциональной окраски.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Практический
Частично-поисковый Индивидуальная Знание содержания произведения Умение определить свой уровень заданий.
Умение работать с книгой.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Игра на внимание.
Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, дет.площадка, елка, шишки, снеговик.
- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли "лишнее".
Итог этапа.
Проверка.
Самооценка.
Этап информации о домашнем задании – 1 мин.
Цель этапа: Получить информацию о содержании и способах выполнения домашнего задания.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Словесный Инд. Знание содержания дом. задания Владение способами его выполнения Деятельность учителя Деятельность ученика
Информирует о содержании и способах выполнения домашнего задания.
Попробуйте прочитать по ролям. Дифференцированное задание
1 ряд- - чтение по ролям отрывка к иллюстрации
2 ряд - чтение по ролям без слов автора
3 ряд - наизусть одну из ролей.
Этап подведения итогов занятия -1 мин.
Цель этапа: Подвести итог занятия.
Компетенции методы формы ЦОР
знания умения Словесный
Наглядный Фронтальная Слайд 7.
Содержание рассказа, понятие «юмор». Умение обобщить материал урока. Деятельность учителя Деятельность ученика
1)Понравился урок? Чем? (Было смешно) почему было смешно? Кто плакал? Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами?
2).
Предлагаю вам на листе впечатлений выразить свое отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.
Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке
Сегодня на уроке я………..
- Мне понравилось, как вы работали на уроке.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать. Не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)
Обобщают работу урока.
Изображают своё настроение на конец урока.