Урок-размышление на тему: «Поэма А.Ахматовой «Реквием» как выражение личного и народного горя» (11 класс)

Урок-размышление на тему:
«Поэма А.Ахматовой «Реквием» как выражение
личного и народного горя» (11 класс)

Цели урока:
осознание обучающимися величайшей гражданской и поэтической миссии поэта в обществе;
формирование у старшеклассников нравственных ориентиров и национального самосознания.
Задачи урока:
1.Подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения, помочь глубже понять и почувствовать эпоху, создавшую поэму.
2.Развивать навыки анализа лиро-эпического текста, соотнесения его с историческим, биографическим и культурным контекстом и своими внутренними представлениями.
3.Вырабатывать умения осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст мировой художественной культуры.
4.Воспитывать патриотизм, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Методы и приемы:
комментированное чтение;
культурологический комментарий текста;
аналитическая беседа;
смешанная интеграция;
смыслопоисковый диалог.
Оборудование: текст поэмы А.Ахматовой «Реквием», аудиозапись («Реквием» Моцарта), репродукции картин: В.Сурикова «Утро стрелецкой казни», А. Врубеля «Богородица с младенцем»; цитата из «Откровения Иоанна Богослова»: «И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, и остров двинулись с мест своих», метроном

1.Мотивационное начало урока (пролог).
(звучит аудиозапись «Реквием» Моцарта)
-Фрагмент какого музыкального произведения мы прослушали?
Задумаемся, что может объединять музыкальное произведение Моцарта и прочитанное вами художественное творение А.Ахматовой? Что обозначает слово «реквием»?
(Реквием переводится как заупокойная месса, католическое богослужение по умершему. Одновременно – это обозначение траурного музыкального произведения)
-Как бы вы определили тему поэмы А.Ахматовой «Реквием»?
(работа по формулировке темы урока)
В поэме «Реквием» Ахматова раскрывает тему личного и народного горя, страдания и скорби. И сегодня на уроке мы проследим, как поэтесса раскрывает тему, попробуем осмыслить это величайшее произведение мировой художественной литературы в разных контекстах: историческом, биографическом, культурном и общечеловеческом; соотнести поэму со своими внутренними представлениями, осознать великую гражданскую и поэтическую миссию, выпавшую на долю поэтессы.
Выявление читательских впечатлений и истории создания поэмы.
-Каковы ваши впечатления, чувства, мысли от поэмы? Легко ли было читать? Если нет, то с чем это было связано?
Действительно, перед нами сложное полифоническое произведение, в котором разные голоса в различных тональностях и ритмах передают великую скорбь, призванную вызвать у читателей и слушателей очищение.
Однако в первую очередь поэма основывается на реалиях самой жизни.
Над поэмой Ахматова работала в 1935-1940 гг. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали втайне люди, которым она доверяла, а таких было не более десятка. Поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 г. без согласия автора ее опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 г.
2,3. Деятельность учащихся по теме урока: анализ текста (экспликация, практикум)
-Обратимся непосредственно к тексту поэмы. Что подчеркивает автор в эпиграфе? (личное несчастье соединяется с общенародным горем)
Поэма начинается коротким прозаическим «Вместо предисловия».
-Как в нем раскрывается исторический и биографический контексты поэмы?
-Следующая часть поэмы «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя?
-Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса «Иоанна Богослова»:
«И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, и остров двинулись с мест своих». Почему Ахматова использует апокалипсическую картину?
-Это поразительное высокое обобщение закономерно вводит в текст образы, восходящие к отечественным «первенцам свободы» и к поэту, впервые воспевшему ее.
Обратите внимание на словосочетание «каторжные норы». О ком идет речь?
-С какой целью Ахматова включила цитату из Пушкина и провела ассоциацию с декабристами?
(Ахматова намеренно вводит ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске»).
-Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)
-А какое местоимение и почему использует здесь Ахматова?
(Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей)
-Итак, кому же посвящается поэма?
(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой).
-А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации и картины оно у вас вызывает. Это слово – Родина.
-Какая родина изображена у Ахматовой? (читаем «Вступление»)
(Родина – живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами и давят шинами «черных Марусь»)
-Какие слова, образы вас поразили? Какой прием использовала Ахматова? (гротеск)
-Итак, «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия, оно обнаруживает правду на грани фантастики.
-Переходим к 1 главе. Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают понять тяжесть случившегося?
-Далее Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки. Вспомним картину В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
(реализация индивидуального домашнего задания: опираясь на репродукцию картины, рассказать о запечатленном историческом событии и воплощении его в картине)
Вопрос ко всем:
-Что же достигает поэтесса обращением к образу стрелецкой женки?
(обращение к образу стрелецкой женки помогает связать в единое целое историю, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, превращая эту часть поэмы в народный плач)
-Читаем 2, 3,4 главы. Опишите картину, которая у вас возникает. Почему?
-Что происходит с героиней в 5 и 6 главе? (безумие, оцепенение, смерть, раздвоение личности)
-Перечитаем 7-9 главы. Опишите свои впечатления, образы, мысли о прочитанном, начиная с фразы «Когда я читаю 7-9 главы поэмы «Реквием» ...
-Прочтите название 10 главы. С чем оно связано?
-Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
(трагедия народа велика, сюжет вызывает в памяти страшное преступление – распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери (репродукция картины А.Врубеля «Богородица с младенцем»)
В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убили. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени. Личное и общечеловеческое вновь сливаются.
-Обратимся к эпилогу. Это самая длинная часть поэмы. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужчины и сыновья, другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери. Представьте его, используя слова поэтессы.
-Какая традиционная для русской литературы тема поднимается во 2 части эпилога?
-Поднимая тему памятника, Ахматова трактует ее очень ярко, мощно. Читаем со слов «А если когда-нибудь в этой стране »
4. Коррекция
-Попробуем определить, в чем заключалась величайшая гражданская и поэтическая миссия поэтессы?
(описать, обвинить эпоху беззакония и бесчестия, оставить память по погибшим)
-А что такое память? Нужно ли помнить или проще забыть и никогда не вспоминать о страшном?
-Скажите, а ваши семьи коснулась эта страшная эпоха?
В память обо всех невинно погибших объявляется минута молчания.
(удары метронома)
4.Подведение итогов урока. Рефлексия
-Продолжите фразу «Сегодня на уроке я понял осознал задумался узнал »
6.Домашнее задание:
1)Раскройте смысл тезиса «Память – ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность» (Д.С.Лихачев)
2)Каким вы представляете себе памятник А.Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?


15