Конспект урока литературного чтения на тему В.Драгунский Заколдованная буква


В. Драгунский   «Заколдованная буква»
    Тип урока:  урок усвоения новых знаний.
1. Образовательные: знакомство с рассказом и биографией В. Драгунского;   совершенствование навыков   выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;
 
2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное  состояние героев, умение  ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы; 
3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию  учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения  к родным.
УУД
Личностные положительная мотивация  к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений; развитие дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные  развивать навыки  контроля, самоконтроля, прогнозирования
Познавательные понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; выявлять  идею произведения
Коммуникативные  согласовывать свои действия с партнёром; готовность
оказать помощь товарищу.
Предметные осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Понимать смысл произведения.
Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, толковые словари.
Ход урока:
 І. Мотивация к учебной деятельности.
У:  Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
 Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга,  пожелаем мысленно себе удачи .А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны  дополнить словами   девиз нашего  урока  :Тексты будем мы ……..,     (читать)
На вопросы ……………,     (отвечать)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..!    (развивать)
 ІІ. Актуализация опорных знаний.
-  Ребята, мы закончили изучать с вами первый раздел.
- Как он называется? (Учимся читать: читая - думаем)
 -  Сейчас проведём небольшой опрос  по этому разделу.
1.-Это же вредитель!
- Знаю, что вредитель!
- Из какого произведения эти строки? ( Шим « Жук на ниточке»)
2. - Найдите среди представленных картинок русскую народную сказку! ( « Два Мороза»)
3. – Что кричал мальчик, закрывая игрушки руками? Назовите автора и название рассказа? ( Моё! Моё! Осеева « Сторож»)4. – За что получила девочка помощь от Господа? Автор, название сказки.( Гримм « Звёздные талеры»)
- Молодцы, на все вопросы вы дали правильные ответы!

 ІІІ. Речевая разминка (фонетическая зарядка)
 -Нашу работу мы продолжаем как всегда речевой разминкой.
- А для чего мы делаем речевую разминку?   (готовим наш артикуляционный (речевой) аппарат)
Давайте проведём слоговую распевку  (Под мелодию «В траве сидел кузнечик») по рядам. 1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хмеВсе вместе: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы….
-Ребята, а какими звуками отличаются ваши слоги?         (ш, с, х, ф, )
-Это очень интересные звуки. А вот чем они так интересны, вы узнаете позже.
 
І V. Постановка проблемы и  целей урока.
- Ребята, когда мы берем книгу в руки , то в первую очередь на что смотрим? (на обложку ).
- Какую информация несет в себе обложка? ( Мы можем найти автора и назвать его произведение)
- Посмотрите , ребята, я подготовила выставку книг.
- Как вы думаете,  о ком мы  сегодня будем говорить? (О Викторе Драгунском).
- А теперь давайте вспомним какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).
 - Вам эти звуки не о чём не говорят, может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- А когда мы знакомимся с произведением, то какие цели мы должны поставить перед собой? (Познакомиться с биографией и произведением В.Драгунского; Научиться работать с текстом; красиво и правильно говорить; рассуждать о прочитанном)
V. Открытие новых знаний
А) Знакомство с биографией.
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке. Вскоре после его рождения родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор начал рано работать. В 16 лет он уже работал токарем, был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, возможность веселить, радовать людей. Ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ. Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят...И тогда В. Драгунский начал писать тексты для клоунов, эстрадные сценки, песни.
- Давайте посмотрим на обложку книги. О чем будет это произведение?
- Кто главные герои? ( дети)
- Какого возраста они? (маленькие)
- А вот подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением.
 Б) Работа со словами.  
- При чтении нам встретятся новые, длинные слова. Для того, чтобы ваше чтение было правильным и красивым, чтобы слушателям было приятно вас слушать, мы сейчас потренируемся в чтении таких слов.
Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е
Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ
- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.
- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).
Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.
ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' ( поставить вертикально)
ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ( найдите в словаре значение этого слова)
У слова "шпиц" есть два значения.
1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.
2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.
- Какое нам из значений подходит? (2)
Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ
Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ
ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, выписать квитанцию.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы дальше хорошо работать, активизируемся
Дружно встали все на раз,
Глубоко вздохнем на два
Руки кверху мы подняли,
И на три все помахали.
На четыре - руки шире.
Пять - руками повертеть.
Шесть - движение обратно.
Семь - осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Восемь - улыбайся и садись.
VI. Продолжение изучение нового материала
Теперь мы стали активными.
- У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.
Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
Слушаем. Включается запись рассказа.
После прослушивания.
- Какие ваши впечатления от рассказа?
Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.
Осмысление прочитанногоу вас в учебнике есть этот рассказ. Откроем учебники на стр:106.
Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановились возле елки. Достаточно.
Первая остановка
- О чем вы прочитали?
- Какие ошибки в речи водителя и дворника вы заметили? (левея, правея, )- А как правильно надо говорить?
- чем закончилась эта часть?
Продолжим.
Вторая остановка
Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
- Кто из детей не умеет говорить слово "шишка"? Как сказала Алёнка?(Сыски) Как сказал Мишка?( Хыхки)
- Чем закончилась эта часть?
- Почему они заплакали?
Продолжим.
Завершающий этап чтения
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?
VII. Итог урока
- Чему учит этот рассказ? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)
- А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили? Выполнили?
VIII. Рефлексия.
  - Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке
- Мне понравилось, как вы работали на уроке.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.
10. Домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа
-Всем спасибо за урок. Урок окончен.