Конспект урока литературного чтения во 2 «А» классе по теме «В. Драгунский «Заколдованная буква»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №6













Конспект урока литературного чтения во 2 «А» классе
по теме: «В. Драгунский «Заколдованная буква»



















Подготовила: Зенина Е. Н.






Тема урока: В. Драгунский «Заколдованная буква».
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, учить вдумчивому чтению.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить детей с рассказом В. Драгунского; дать краткие биографические сведения об авторе; учить составлять словесный портрет; совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;
2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение  ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;
3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения.
УУД
Предметные: осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
Понимать смысл произведения.
Познавательные: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; выявлять идею произведения.
Регулятивные: развивать навыки контроля, самоконтроля, прогнозирования.
Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром; готовность
оказать помощь товарищу.
Личностные: положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений; развитие дружеского отношения к другим детям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь, учебник, ТПО.
















Ход урока:
 І. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга, пожелаем мысленно себе удачи.
Тихонечко присядем за парты.
А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями:
Слайд №1
Тексты будем мы .., (читать)
Планы к текстам , (составлять)
Рифму к слову , (подбирать)
На вопросы , (отвечать)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ..! (развивать)
ІІ. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания.
1. Беседа по содержанию.
– Какая страна является родиной Д. Биссета? (Англия.)
– Зачитайте слова, которые помогают понять, что это сказка нерусская. (Мэри, Дэвид, тост.)
2. Чтение сказки по ролям.
3. Работа в парах.
Дети, поменяйтесь сейчас друг с другом рабочими тетрадями и проверьте правильность выполнения домашнего задания. Если задание выполнено верно, поставьте внизу плюс, а если нет – минус. В конце урока вы сдадите тетради и я проверю задание.
Речевая разминка (фонетическая зарядка)
-Нашу работу мы начинаем как всегда с речевой разминки.
- Для чего делаем речевую разминку? (Готовим наш артикуляционный (речевой) аппарат).
У вас на партах лежат листочки. Давайте проведём слоговую распевку под мелодию песни «В траве сидел кузнечик» по рядам. Вы внимательно прислушивайтесь друг к другу и отгадайте звуки, которыми ваши слоги отличаются:
1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме
2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме
3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хме
Все вместе: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы.
-Что вы заметили?
-Какими звуками отличались ваши слоги? (с, х, ф, )
-Это очень интересные звуки, ребята. А вот чем они так интересны, мы узнаем позже.
ІІІ. Постановка проблемы и целей урока.
Ребята, когда мы берём книгу, то первым делом на что смотрим? (На обложку).
Какую информацию несёт в себе обложка? (Мы можем найти автора и назвать его произведение).
Слайд №2-3.
Посмотрите, ребята, я подготовила выставку книг. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О Викторе Драгунском).
А теперь давайте вспомним, какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).
Вам эти звуки ни о чём не говорят, а может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?
Ребята, давайте, внимательно прочитаем произведения и постараемся найти ответ. (Ребята ищут среди книг на выставке произведение, где могут скрываться данные звуки. Находят книгу «Заколдованная буква»)
Попробуем сформулировать тему урока. Какую работу мы будем выполнять на уроке?
Слайд №4.
Тема урока:
Цель:
Познакомитьсяс биографией и произведением В.Драгунского;
Научиться .работать с текстом;
красиво и правильно говорить;
рассуждать о прочитанном
І V. Открытие новых знаний.
- Не читая его произведения, что можете сказать об авторе?
- Кому эти книги адресованы?
- Какие произведения пишет, весёлые или грустные?
Знакомство с биографией.
Подготовленные ученики расскажут о биографии В. Драгунского.
Слайд №5.
Детство и юность Виктора Юзефовича Драгунского (1913–1972) пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Драгунский трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта, потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.
Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо – громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, а с Денисом Драгунским – сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
В 1968 году Виктор Юзефович, отвечая на вопросы анкеты газеты «Пионерская правда», писал: «Один самый интересный случай будет описан в моей новой книге – «Мальчик с настоящей саблей». Эту книгу я напишу очень скоро. Лет через 10–20. А вообще добавлю, что жизнь я прожил интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто, но твердо уверен, что самое-самое интересное впереди».
К сожалению, книга «Мальчик с настоящей саблей» так и осталась ненаписанной.
- Прочитайте название нашего произведения. («Заколдованная буква») 
- Как вы думаете, о чём будет это произведение? (о букве, заколдованной букве)
- Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (всё выдумано)
- По иллюстрации можно определить, о чём будет это произведение? Кто главные герои? (да, дети)
- Какого возраста они? (маленькие)
- Почему так решили?
- Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением.
Работа со словами.
При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.
Слайд №6-7.
Подготовительная работа к чтению по учебнику с.105-106.
Слайд №8.
Прочитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ
Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ
ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт".
- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)
Посмотрим.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы дальше хорошо работать, активизируемся(«Весёлая зарядка»)
Дружно встали все на раз,
Глубоко вздохнем на два
Руки к верху мы подняли,
И на три все помахали.
На четыре - руки шире.
Пять - руками повертеть.
Шесть - движение обратно.
Семь - осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Восемь - улыбайся и садись.
V. Продолжение изучение нового материала.
Теперь мы стали активными.
- У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.
Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
Слушаем. Включается запись рассказа.
После прослушивания.
- Какие ваши впечатления от рассказа?
Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.
Осмысление прочитанного
У вас в учебнике есть этот рассказ. Откроем учебники на стр:106.
Читать будем по частям. Если встречаются при чтении непонятные слова, подчёркиваем их простым карандашом. Значение узнаем в конце чтения. Первая часть до слов: А мы остановились возле ёлки. Достаточно.
Первая остановка
- О чем вы прочитали?
- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)
- Почему они так говорили? (в школе плохо учились) Кто исправит ошибки?
- Чем закончилась эта часть?
Вторая остановка
Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
- О чём здесь говориться?
- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Как назвала Алёнка? (Сыски) Как назвал Мишка?( Хыхки)
- Чем закончилась эта часть?
- Почему они заплакали?
Завершающий этап чтения
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Покажите ваши зубки, хорошо у вас все зубки на месте.
- Как правильно надо сказать?
Работа с образными выражениями.
- Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет? (да) Почему вы так решили? И мне было весело.
- А за счет чего? (смешных слов)
- Найдите смешные слова:
Я немножко поднажал:.(прибавить мощь)
Поддавал жару:: (делал ситуацию напряженной)
Воспаление мозга :.(болит голова)
Полезло на ухо ::.(мимическое выражение лица)
Давай реветь:::.(громко спорить)
Умру от смеха :. :
Игра на внимание.
Слайд № 9.
Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, детская площадка, ёлка, шишки, снеговик.
- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите "лишние" предметы.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли "лишнее".
Беседа с элементами выборочного чтения.
Слайд № 10-11.
- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный.
- Что ещё не хватает в нашей книге? (иллюстраций) Верно. Давайте посмотрим на экран и найдем отрывки из текста к ним. В какую часть эту иллюстрацию вставим?
VІ. Итог урока.
– Как вы думаете, сам автор смеется над ребятами? (Они ему нравятся, кажутся забавными.)
– Какой это смех? (Добрый, без иронии.)
- Понравился урок? Чем? (Было смешно) Почему было смешно? Кто плакал? Можете сделать вывод? Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)
- А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили? Выполнили?
VІІ. Рефлексия.
Итог своей работы ребята делают самостоятельно. На листочках у себя подчеркните нужное.
Легко работал и всё понятно.
Немного затруднительно, но всё понятно.
Было трудно, ничего непонятно.
- Мне понравилось, как вы работали на уроке.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.
Закончить урок можно словами В. Драгунского: «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости»
Всем спасибо за урок. Урок окончен.
VІІІ. Домашнее задание.
Слайд №12.
С. 105-109 – выразительно читать, с.110-отвечать на вопросы, ТПО с.47-48.
С. 110 – задание 4-6 (повышенный уровень).




15