Роль художественной реминисценции в поэме А.Ахматовой Реквием.


Роль художественной реминисценции
в поэме А.А.Ахматовой
«Реквием»
(2 урока).
А это вы описать можете?
А.Ахматова.
Предварительное домашнее задание:
1.Биографическая основа и история создания поэмы.
2. Сопоставить данные учителем отрывки из Священного писания с текстом поэмы, найти текстовые совпадения (индивидуальное задание для 1-2х учащихся).
Ход первого урока:
Комментированное чтение поэмы.
Цель: исторический комментарий к тексту.
2.Анализ эпилога. Слушание эпилога (мультимедиа).
Цель: определение идеи поэмы;
обнаружение лейтмотивов поэмы и предшествующей лирики Ахматовой (единение с народом, библейские мотивы, тема памяти).
Цель урока:
-познакомиться с новым литературным приёмом;
-установить реминисценции в тексте, определить, каковы их возможности и назначение в данном тексте;
-повлиять на становление исторической памяти у учащихся и формирование у них духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: тексты поэмы, портрет поэтессы, мультимедийная запись текста поэмы и «Реквиема» Моцарта.
Ход второго урока:
Слушание частей «Вместо предисловия», «Эпиграф».
Эвристическая беседа по вопросам:
-Какова цель написания поэмы?
-Какие художественно-выразительные средства способствуют раскрытию идеи?
-Какие из них наиболее характерны для творчества А.Ахматовой?
3. Работа с текстом поэмы.
Учитель: Немаловажное значение в поэме имеет приём художественной реминисценции.
Запись с экрана: Реминисценция - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений литературы на ту же тему (какие-либо художественные детали, наводящие на воспоминания).
-Действительно ли мы их наблюдаем? Какие именно?
4. Работа по домашнему заданию.
Вопросы по ходу работы с текстом.
Биографические.
А) сюжет основан на биографии Ахматовой. Сообщение учащегося по домашнему заданию.
Б) тема единения Ахматовой с народом
- докажите, что поэтесса никогда не разделяла своей судьбы и судьбы народа ( по лирике, например, стихотворение «Мне голос был» );
-докажите, что в поэме Ахматова не единственная и не главная героиня;
В) анализ дат написания стихов, составляющих поэму
- почему встреча Ахматовой с Ариадной Эфрон побудила поэтессу написать предисловие? (Эфрон рассказала о судьбе своей матери Марины Цветаевой, своей судьбе и своего отца Сергея Эфрона).
- сделайте вывод: зачем нужны биографические параллели в поэме?
( Подчеркнуть, что поэт и народ живут общей болью).
Библейские.
Учитель: Ахматова часто думала о предопределённости своей судьбы, но никогда не была суеверной. Она писала: (на экране) «Отбросив все суеверия, стоит призадуматься о том, что всё связано».
-Наблюдаем ли мы библейские мотивы в поэме?
-Насколько они важны?
А) лексика (хор ангелов, крест, поминальный час и т.д.);
Б) образы (Богоматерь, Христос, Магдалина).
- Что символизирует образ Христа? (невинное страдание, распятие правды, ожидание нового времени).
-Почему образ Богоматери самый важный в поэме? ( это символ всех матерей, страдающих, терпящих, несущих свой крест, который тяжелее других, ведь страдание матери сильнее вдвойне: она страдает за себя и за своего ребёнка. Молитва матери поможет сыну, а кто поможет самой матери?).- Зачем Ахматова напоминает читателю о невинных жертвах репрессий? (они не бессмысленны, а потому не могут быть забыты).
Учитель: Самыми трудными для понимания являются библейские символы. Давайте обратимся к ним.
Ученик рассказывает по домашнему заданию. Информация на экране:
«Реквием»
«Перед этим горем гнуться горы».
«По столице одичалой шли»
«Двух моих осатанелых лет»
«И мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек».
«Звёзды смерти стояли над нами»
«И прямо мне в глаза глядит и скорой гибелью грозит огромная звезда»
«Звезда полярная сияет».
Священное писание
«И небо скрылось, и всякая гора и остров сдвинулись с мест своих».
(Откровение Иоанна Богослова).
«Горе городу нечистому! Князья его посреди него -рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни единой кости. Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыни сделал улицы их».
(Книга порока Софонии 3:1-6).
«Пятый ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на землю,… Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя…и помрачилось солнце и воздух… Из дыма вышла саранча на Землю…».
(Откровение Иоанна Богослова 9:1-3). Строки указывают на ненормальность мироустройства, непомерность горя человеческого.
Можно предположить, что волки - власть. Она отменила религию, заставила предавать, доносить, нарушены основы человеческого бытия. Людей подвергают арестам, улицы по ночам пустынны.
Звёзды смерти -образ Апокалипсиса. Мир охвачен злом, мир на грани, одновременно звезда - символ Кремля, власти).
Учитель: - Итак, какова роль библейских мотивов в поэме?
- В чём назначение скрытых мотивов?
- Почему эти мотивы скрыты?
(Цензура не позволяла открыто говорить о том, что власть в СССР породила зло, что в обществе нет надежды, добра, счастья. Это предупреждение о том, что зло может стать библейским, мировым).Литературные.
Учитель: Основная литературная параллель, возникающая при прочтении поэмы, это Ахматова-Пушкин.
- Что связывает Ахматову с Пушкиным?
- Насколько закономерны в её лирике пушкинские мотивы?
- Определим некоторые из них (информация 2, 3, 4 колонок постепенно выводится на экран).
Мотив
Несвобода, Сибирь, ссылка
Юность поэтов
Мотив окаменелости
Мотив памяти
Символизм названия «Реквием»
«что им чудится в сибирской вьюге, им я шлю прощальный свой привет», «каторжные норы»
«царскосельская грешница»
«Душа окаменела», «окаменелое страданье», «каменное слово», «ученик любимый каменел»
«Воздвигнуть задумают памятник мне»
«Реквием» Лирика Пушкина
«во глубине сибирских вьюг»
Царское село, лицей
«Каменный гость»
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
«Моцарт и Сальери»
Комментарий
Ограничение свободы властью
Сравнение прошлого и настоящего
Всё вокруг неживое, равнодушное, страшное
Поэт заслуживает памяти тогда, когда ему небезразлична судьба его народа
Атмосфера смерти
Учитель: Подведём итог. В чём назначение литературных реминисценций?
(Сказать иносказательно о том, о чём нельзя говорить открыто).
Музыкальные.
Учитель. Мы заговорили о названии, поэтому нельзя не сказать о звукописи поэмы. Обратимся к эпилогу как к наиболее нагруженной части. Именно в ней звучит поэтический реквием и реквием, созданный звукописью. Реквием – заупокойная месса.
- Сравним 1 и 2 части.
- Какие синтаксические фигуры мы наблюдаем в 1 части?
- Какие во 2?
- Сравните части по объёму.
- Каковы особенности звукописи в 1 и 2 части?
- Каков стихотворный размер 1 и 2 части?
Учитель: Подведём итог, посмотрим на экран (слайд создан заранее).
Первая часть Вторая часть
Небольшой объём
Единоначалие
Параллелизм
2хстопный ямб
Преобладает звук «р» Больше в 3раза по объёму
Единоначалие
Дактиль
«р» переходит в «л»
Учитель: церковная лексика, евангельские мотивы, тема памяти по усопшим, молитва, ритм, становящийся по мере развития действия всё шире и легче. Какой же звук мог бы сопровождать звучание эпилога?
Слушается «Эпилог» (мультимедиа).
(Поэму мог бы сопровождать звук колокола).
Учащиеся подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя:
- В чём назначение реминисценций в художественном произведении?
- Роль реминисценций в поэме «Реквием»?
- Почему к приёму реминисценции авторы прибегают нечасто?
(Учащиеся приходят к выводу, что данный приём позволяет глубже раскрыть идею произведения, в данном случае, мысль о необходимости исторической памяти, о важности уроков прошлого, о значимости миссии поэта: разделять судьбу своего народа, быть глашатаем правды, утверждать гуманистические ценности. Приём сложен для использования в тексте и понимания, т.к. требует эрудированности и от автора, и от читателя).Звучит «Реквием» Моцарта. На экране проходят портреты близких и друзей А.Ахматовой, погибших и пострадавших в годы репрессий.
Домашнее задание: эссе на тему «О чём мне хочется сказать после прочтения поэмы А.Ахматовой «Реквием».
Обучение УУД, расширение кругозора учащихся, воспитание нравственности
Повторение ранее изученногоЗнакомство с новым материалом
Работа с текстом, отработка навыка анализа текста
Отработка навыка самост-ой поисковой деятельности
Отработка навыка обобщения
Материала
Развитие речи
учащихся