Анализ работы психолога в рамках эксперимента формирования культуры семейных отношений у старшеклассников

Отчет
по результатам работы психолога в рамках эксперимента
«Организационно-содержательные условия формирования культуры семейных отношений у старшеклассников в условиях интеграции общего и дополнительного образования».

Формирование культуры семейных отношений невозможно без глубокого изучения семьи, выявления особенностей ситуации семейного воспитания, ее нравственного микроклимата, положения детей и родителей в системе внутрисемейных отношений. Результаты диагностических исследований проведенных на первом этапе эксперимента позволили выявить характер взаимоотношений родителей и ребенка, проблемы, с которыми сталкиваются родители, особенности поощрения и наказания в семье; какие качества хотели воспитать родители у своего ребенка; отношение учащихся к семье и сформировавшийся тип взаимоотношений в их семьях.
На данном этапе работы, нами были проанализированы проблемы семьи, что позволило определить следующие задачи:
Проведение дополнительного изучения семьи.
Формирование позитивного образа семьи и семейных отношений.
Повышение ценности семьи.
Формирование потребности совместного досуга семьи.
Коррекция личностных и возрастных проблем учащихся, усугубляющих эмоциональный контакт в семье.
Изменение неадекватности родительских позиций.
Гармонизация стиля воспитания.
Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Для решения вышеперечисленных задач, мы использовали следующие формы работы:
классные часы, тренинги, родительские собрания, работу клубов «ПодРосток», «СемьЯ», конкурсы, проекты «Моя семья» и конкурсы.

Решение указанных задач было осуществлено путем реализации мероприятий:
Проведение дополнительного изучения семейных отношений (участвовали родители и дети):
воспитательных возможностей родителей (тест «Искусство воспитания»)
изучение бытового взаимодействия (тест «Домашние обязанности»)
финансовые отношения (тест «Бюджет семьи»)
Классный час – диспут «Понимают ли меня в семье?»

Цикл встреч с родителями «На пути к взаимопониманию»:
- «Искусство воспитания»
- «Внимание к нашим детям»
- «Поговорим о дисциплине»
- «И ещё о детском непослушании»

Классный час – диспут «Взаимоотношения в семье»

Тренинг для родителей «Родительская любовь»

Две встречи с родителями «Дети и развод в семье»

Детско - родительское собрание «О чем расскажет семейный альбом»

Классный час – диспут «Досуг семьи и влияние совместных увлечений и интересов на микроклимат в семье»

Детско – родительское собрание «Проект семьи XX века»

Тренинг для родителей «Слушать ребенка. Как?»

Занятие с учащимися «Семья как школа любви»

Тренинг для родителей «Тренинг детско – родительских отношений»

Занятие с учащимися и родителями «Семейная гостиная»

Тренинг с учащимися «Игровой тренинг по межличностному общению»

Конкурс «Письмо маме» (папе, родителям)

Родительское собрание «Особенности и проблемы подросткового возраста»

Родительское собрание «Я – в школе, Я – в семье»

Проект «Я и моя семья»

Цикл занятий «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»

Индивидуальное консультирование по проблемам семьи и взаимоотношений

Оформление папки «Психологические рекомендации родителям»

Практически все мероприятия прошли удачно, нам удалось добиться желаемого результата, но особенно эффективным и запоминающимся оказался конкурс семейных рассказов «Письмо маме», где учащиеся выражали огромную признательность и любовь родителям. Эта творческая деятельность позволила учащимся (некоторым впервые) оценить заботу и внимание родителей, почти каждое письмо пронизано любовью, желанием стать гордостью родителей, дети просят прощения за некоторые свои поступки и поведение.
Проект «Я и моя семья» потребовал от участников творческого подхода и кропотливого труда, сбора информации. Каждому из учащихся хотелось продемонстрировать все ценное, что есть в их семье. Ребят наполняла гордость за свою семью, они стремились ничего не упустить, все отметить. Учащимися были выбраны различные формы: фильмы, фотопрезентации, рассказы о своих родственниках и семейных традициях, об истории семьи и о семейных реликвиях, рисунки, стихи, фотолетописи, составление родословных и рисование генеалогического древа, дети делились случаями из жизни их семей, вспоминали тех, кого уже нет. И все это бесценный вклад в повышение ценности и значимости семьи.
На встречу «Дети и развод в семье» пришли родители, которых волнует эта тема, она болезненна для всех, но больше всех страдают дети. Только здесь многие поняли, что полученные знания пришли к ним не своевременно, и они уже успели наделать ошибок.
Потребовались дополнительные индивидуальные консультации и появилась надежда, что удастся кое-что исправить.

Вывод:

Все мероприятия потребовали серьезной подготовки и организации, но как показала практика, их эффективность порой больше определялась активностью участников, их позитивным настроем и желанием разрешить свои проблемы и разобраться в ситуации.
Практика показала, что более оживленно и с интересом посещают учащиеся и их родители мероприятия в рамках клубов «ПодРосток» и «СемьЯ».
Было запланировано и проведено достаточно много работы с родителями. Иногда казалось, что необходимо больше уделить внимания работе с учащимися, т.к. мы именно у них формируем культуру семейных отношений, но, учитывая тот факт, что дети с рождения впитывают тип семейных взаимоотношений и в дальнейшем будут проецировать на собственную семью, мы решили, что на третьем этапе эксперимента мы продолжим активную работу с родителями.

Планируем разработать и провести цикл занятий с родителями «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений», состоящего из 10-12 занятий. В ходе исследований и общения с родителями и детьми, были выявлены проблемы: несогласованность действий родителей, недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности, неумение, а иной раз и нежелание уделять больше внимания детям, вовремя корректировать проблемы, ошибки воспитания и погрешности взаимодействия в семье. Продолжим просвещение родителей, постараемся активнее задействовать отцов. Учащимся необходимо больше знаний и практических навыков позитивного общения, уверенности, формирования мотивации достижений и волевой саморегуляции. Планируем проведение самых эффективных мероприятий, апробация которых прошла на втором этапе эксперимента.



Руководитель СПС: Яковенко С.В.










Заголовок 115