ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Шалтеев Е.Р.,
руководитель
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Костанайского района»
Управления образования акимата Костанайской области
Костанайский район, п.Затобольск
Республика Казахстан
Формы развития потенциала педагога
в условиях реализации приоритетных направлений системы инклюзивного и специального образования
К основным принципам государственной политики в области образования относятся равенство прав всех на получение качественного образования и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина [1].
На современном этапе развития казахстанского общества инклюзивное образование становится одним из процессов его трансформации, ориентированным на формирование условий доступности качественного образования для всех. Это предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду, создание условий в процессе обучения для социальной адаптации и интеграции в социуме.
Мировая практика развития инклюзивного образования основывается на реализации личностно-индивидуализированного подхода в обучении и воспитании детей, где важны не сами способности и достижения человека, а его взаимоотношения в обществе и право быть услышанным.
Казахстанская модель инклюзивного образования, находящаяся на начальной стадии своего развития, пока еще представляет только форму обучения детей, что сужает обеспечение образовательных потребностей и реализацию потенциальных возможностей ребенка с особенностями психофизического состояния.
Пытаясь решить эту проблему, общество определило для себя несколько стратегических направлений инклюзивного образования, одним из которых является формирование научно-педагогических основ, кадрового, учебно-методического потенциала для обеспечения доступности качественного образования лицам с особыми образовательными потребностями; осуществление индивидуализированной коррекционно-педагогической и социальной-психологической поддержки обучающихся, создание комфортной образовательной среды, предоставляющей обучающимся возможность стать значимым и активным участником школьного сообщества, повысить самооценку, мотивированность к обучению и социализации; улучшение кадрового обеспечения организации образования, реализующих инклюзивное образование [2].
Механизм реализации этих направлений предполагает обеспечение подготовленности педагогов к условиям работы в организациях, осуществляющих инклюзивную практику, и программу повышения квалификации и переподготовки кадров. Использование уже имеющегося потенциала специального образования помогло бы ускорить этот процесс. Привлечение педагогов и специалистов кабинетов психолого-педагогической коррекции, психолого-медико-педагогических консультаций, специальных организаций образования, бесспорно, помогает обеспечить условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей с особенностями развития.
Но как обеспечить реализацию инклюзива школам и дошкольным учреждениям самостоятельно?
В данном случае развитие потенциала педагогов, реализующих инклюзивную практику, может иметь разные формы и направления. Во-первых, это наставничество. Особенно оно актуально для молодых педагогов. Если в обычной школьной практике наставником, как правило, становится более опытный учитель, то в инклюзии ими могут быть специальные педагоги: психологи, логопеды, социальные педагоги. Такая форма наставничества помогает начинающим педагогам приобрести дополнительные знания медицинского характера (диагноз ребенка и особенности обучения при данном диагнозе), об особенностях психофизического состояния детей с определенным диагнозом, условиях общения, воспитания и социализации.
Во-вторых, большая роль в решении вопросов инклюзивного образования должна принадлежать школьным психолого-педагогическим консилиумам, целью которых является обеспечение оптимальных лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических условий для детей с особыми образовательными потребностями и организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами [3]. Проведение обучающих семинаров, круглых столов, открытых занятий, мастер-классов, родительских собраний и лектория как специальными педагогами, так и учителями-предметниками, имеющими опыт обучения детей с особенностями развития, помогло бы учреждению образования разработать свой как теоретический, так и практический образовательный маршрут по реализации инклюзивного обучения.
В-третьих, организация курсовой подготовки и дистанционного обучения педагогов без отрыва от работы, использование интернет-ресурсов, возможность онлайн-конференций, семинаров, консультаций способствует получению необходимых теоретических и практических навыков.
Согласно концептуальным подходам к развитию инклюзивного образования, должна осуществляться индивидуализированная коррекционно-педагогическая и социально-психологическая поддержка обучающихся. Появляется система сопровождения образования педагогами-кондуктологами (имеющие специализированное высшее образование с медико-биологическими (физиологическими), психологическими и реабилитационными знаниями [4]) и тьюторами (организуют условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося[5]). Так появляется еще одна форма реализации потенциала педагогов.
Таким образом, в современной системе инклюзивного образования происходит трансформация основной функции педагога. Если раньше она сводилась к передаче обобщенного учебного и социального опыта некоему усредненному ученику, то сегодня роль учителя – это создание условий учащемуся для выбора образовательных траекторий и обеспечение их выполнения для индивидуального развития каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей.
Образовательная система нашей страны постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, реализацию его потенциала во всех стратегических направлениях казахстанского образования, так как, исходя из того «…насколько качественным будет уровень здоровья, интеллекта и образования каждого гражданина, настолько высокой окажется конкурентоспособность государства в системе мирового сообщества» [6].
Использованные материалы:
1.Конституция Республики Казахстан, ст.3.
2.Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования
в Республике Казахстан.
3.Методические рекомендации по организации деятельности психолого-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования.
4. http://konduktolog.ru/5. http://nsportal.ru/6.Цитаты из Лекции Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в Казахском Национальном университете имени Аль-Фараби.