Конспект занятия на Развитие коммуникативных навыков у детей с умственно отсталостью в работе педагога — психолога. Игра Заколдованный город


Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ШМО учителей коррегигующих дисциплин
Тема : «Развитие коммуникативных навыков у детей с умственно отсталостью в работе педагога - психолога»
Открытое занятие педагога- психолога в 4 классе.
Игра «Заколдованный город»
Подготовила: педагог- психолог
Соколова Алена Александровна
2015г
Цель- развитие коммуникативных навыков посредством игровых техник.
Задачи:
- формирование положительной мотивации для работы в коллективе;
- коррекция межличностных отношений;
- развитие сензитивности к собственным переживаниям и чувствам, а так же переживаниям других людей.
- самовыражение в творчестве.
Материалы:
- Шифровка, сделанная по примеру корректурной пробы;
- Ватман с основой для «города»;
- Карта путешествия;
- Заготовки домов для каждого участника;
- Маркер;
- Фломастеры;
- Двойной скотч;
- Пластилин;
- Записи звуков природы;
- Спички или зубочистки;
- Влажные салфетки на каждого участника;
- Стулья или дорожные цилиндры для «препятствий»;
- Записи спокойной музыки.
Ход занятия.
Дети проходят в класс и занимают свои места около парт.
Психолог. - Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии.
«Ритуал приветствия» Мы хорошие!
- Сегодня наше занятие пришли посмотреть гости, повернемся и поприветствуем их.
Психолог. -Скажите, вы любите путешествия, тайны, приключения? (ответы детей)
Отлично! Тогда у меня есть для вас заманчивое предложение: отправиться в увлекательное путешествие к Заколдованному городу, который пустует уже много лет, когда я нашла его он оказался пустым, никто там не жил и не смеялся. Тогда я поняла, что не хватает этому городу- моих детей! Которые смогут расколдовать его, наполнить дружбой, весельем и радостью.
Только вам нужно будет работать одной дружной командой. Согласны? (ответы детей)
Тогда вспомним правила дружной команды: (слайд с правилами)
(Дети зачитывают правила и коротко объясняют каждое)
Действовать вместе, а не в одиночку.
Прислушиваться мнения каждого и уважать товарищей.
Помогать друг другу.
Называть друг друга приятными словами.
Психолог. - Как вы думаете, ребята, с каким лучше настроением отправляться в путешествие? (ответы детей). Тогда прежде чем отправиться в путь каждый сейчас проверит свое настроение. Определим его по шкале от 0-5 (слайд со шкалой).
Психолог. - Отлично! С таким настроением можно отправляться в путь!
Для того что бы вы смогли начать путешествие, я приготовила для вас карту, в которой нарисован маршрут путешествия, но для того что бы забрать ее у меня вам нужно раскрыть тайну шифровки.
Упражнение «Тайна шифровки»
Психолог. -Перед вами шифровка. Из чего она состоит? (из букв).
Вам необходимо внимательно просматривать строчки по вертикали и по горизонтали и найти спрятанные слова: гора, дружба, радость, море, дорога, город. Каждый по очереди подходит и старается найти по 1 слову. Эти слова уже немножко расскажут вам о предстоящем путешествии.
(Упражнение считается выполненным, когда дети найдут все слова).
Далее педагог отдает детям карту. Просмотр карты и обсуждение этапов пути.
Психолог. - Ну что, начнем! Как называется первая остановка маршрута?
(«Альпинисты»).
Отлично, для выполнения первого задания, приглашаю вас выйти ко мне. Психолог объясняет смысл упражнения.
Упражнение «Альпинисты»
Все участники встают в одну шеренгу, не обязательно в линейку, тесно друг к другу. Психолог очерчивает мелом на полу границы по ступням стоящих (так же можно сделать это заранее, например с помощью малярного скотча) и называет из «Кавказским хребтом». «Альпинисты» - последний в шеренге- должен «пробраться по горам», не заступая за линию, так как за линией пропасть… И так каждый участник должен пробраться по горному хребту с его конца к началу. Задача группы - что бы ни один «альпинист» не сорвался в пропасть. Суть в том, что упражнение можно выполнить только помогая друг другу.
Обсуждение упражнения.
– Кому было труднее перебираться по хребту?
- Что вы делали для того что бы все смогли перебраться благополучно.
Психолог. - Хорошо! Двигаемся дальше. Просмотр карты. «Корабль среди скал»
Упражнение «Корабль среди скал» (звучит музыка моря, волн, крики чаек)
Психолог. Встаем в середину комнаты. Это берег, в середине — море. В море есть скалистые утесы (препятствия в виде стульев или дорожных конусов). Другой будет кораблем, кто-то — капитаном корабля. “Кораблю” мы завяжем глаза, и капитан будет им управлять с помощью одних только слов. Важно провести корабль между скалами из одной гавани к другой. Определимся, где будут гавани. Команды у капитана могут быть такими: “Два шага вперед, стоп, направо, шаг влево, вперед” и т.д. Когда “корабль” подойдет к конечной точке своего маршрута, ведущий должен сказать: “Вы достигли цели”.
Обсуждение упражнения
— Что ты чувствовал, когда был “кораблем”?
— Что было трудным для тебя как капитана?
Психолог. Отличная работа, ребята! Вы разгадали шифровку, помогли друг другу пройти по высокому горному хребту и не разбить корабль в открытом море. Вместе вы добрались до заколдованного города. (Выносится ватман на котором нарисована площадка под будущий город).
Психолог. Вот ребята, о чем я вам и говорила, город совершенно пуст, в нем ни души, нет домов, улиц… Но я знаю, что вы сможете оживить его, построив в городе для себя домики.
Упражнение «Строим город»
(звучит песня «Спокойная музыка». Материалы: ватман, заготовки домиков из картона, пластилин на каждого ребенка, бумага формата А4, спички или зубочистки, фломастеры, двойной скотч, влажные салфетки)
Каждый ребенок получает по коробке пластилина. Далее, Психолог просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек так, как ему нравится (предварительно каждому ребенку выдается заготовка бумажного домика). После завершения этапа «индивидуального строительства» Психолог просит участников рассказать о том, что они построили.
Затем Психолог просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты» и т. д.
После окончания «строительства» городу дается название.
Поздравляем друг друга с успешным окончанием строительства Города аплодисментами.
Рефлексия занятия.
- Смогла ли команда работать по правилам?
- Шкалирование настроения в конце занятия.