Сходство и различия материков Южного полушария

Средняя общеобразовательная школа – лицей № 20







Урок на тему:
«Сходство и различия материков Южного полушария»



Учитель географии: Юревич В.Ю.















Актобе – 2014 г.
Пояснительная записка.


Урок по предмету «География» по теме «Сходство и различия материков Южного полушария» разработан для учащихся с целью показать сходство и различия материков Южного полушария, особенности природы, понятие о географическом положении. Урок проводится по программе для общеобразовательных учреждений для средней школы.
Главная цель урока – формировать взаимоуважение, воспитывать чувство ответственности, умение слушать, формировать знания об особенностях природы материков Южного полушария
Урок проводится с использованием развивающей технологии. Реализуется деятельностный подход в обучении. Используются наглядные, частично-поисковые методы обучения.
На уроке сочетаются работа с учебником, работа по рядам, работа по тестам.
Урок разработан с учетом жизненного опыта учащихся, знаний, полученных в школьном курсе географии
На уроке используются групповая и индивидуальная формы работы.



























1.Тема урока: Сходство и различия материков Южного полушария
2.Цели:
А) образовательная - изучить сходство и различия материков южного полушария, особенности природы, дать понятие о географическом положении, рельефе
Б) воспитательная – формировать взаимоуважение, воспитывать чувство ответственности, умение слушать, определять ошибки и исправлять их в корректной форме
В) развивающая – развивать навыки работы с картой, формировать и закреплять знания об особенностях природы материков Южного полушария
3.Оборудование урока: презентация, тесты, физические карты материков Южного полушария
4.Методы обучения: частично - поисковый, наглядный, словесный
5.Форма проведения: групповая, индивидуальная
6.Тип урока: комбинированный, урок изучения
7.Технология: развивающая

Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Знакомство учащихся с целью урока.
3. Вступительная часть
Объяснение нового материала.
Открываем тетради, записываем тему урока: «Сходство и различия материков Южного полушария». Начнем изучение с географического положения материков Южного полушария.
Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида – материки Южного полушария – длительное время находились в составе древнего материка Гондвана. В результате движения литосферных плит Гондвана раскололась на Южно - Американскую, Африканскую, Аравийскую, Индостанскую, Австралийско – Антарктическую плиты. На участках расхождения плит раскрылось дно Атлантического и Индийского океанов.
На большей части территории Южной Америки, Африки и Австралии в течение года наблюдаются высокие температуры. Самые широкие части материков лежат в субэкваториальных и тропических поясах.
В рельефе материков Южного полушария преобладают крупные равнины. Они соответствуют древней гондванской платформе, которая занимает основные части материков.
Крупные горные системы расположены в основном на побережьях материков. К молодым горам, образовавшимся на границе столкновения материковых плит с океаническими литосферными плитами, относятся Анды на западе Южной Америки, Атласские горы на северо-западе Африки, Большой Водораздельный хребет на востоке Австралии. При расколе Гондваны и столкновении с другими литосферными плитами одни участки поднимались, другие опускались.
4. Работа с учебником.
В тетрадях чертим таблицу для сравнения географического положения Южного полушария материков.

Материки
Сходства
Различия

Австралия



Антарктида



Африка



Южная Америка



Самостоятельно выполняем таблицу.

5. Работа по рядам.
Каждому ряду дается текст с некоторыми искаженными утверждениями. Задача каждого ряда – найти и исправить их.

Текст 1 (ряд 1)
Южная Америка, Африка, Австралия и Евразия – материки Южного полушария – длительное время находились в составе древнего материка Лавразия. На большей части территории Южной Америки, Африки и Австралии в течение года наблюдаются низкие температуры. Самые широкие части материков лежат в субэкваториальных и арктических поясах.

Текст 2 (ряд 2)
Южная Америка, Африка и Австралия пересекаются Северным тропиком.
В рельефе материков Южного полушария преобладают горы.
К молодым горам, образовавшимся на границе столкновения материковых плит с океаническими литосферными плитами, относятся Гималаи на западе Южной Америки. При расколе Лавразии и столкновении с другими литосферными плитами одни части участков поднимались, другие опускались.

Текст № 3 (ряд 3)
Австралия – самый холодный материк, так как находится на территории Южного полярного круга. Доказательством этого является мощное покровное оледенение толщиной более 8000 м.
Климатические условия на западе и юге материка различаются, так как северная часть континента более обширна. На севере Африки расположена крупнейшая в мире пустыня Намиб.
Крупные горные системы расположены в основном в центре материка.
6. Закрепление изученного материала.
Учащиеся работают с тестами.
1.Какова толщина покровного оледенения в Антарктиде?
А) 2000 м; В) 4000 м; С) 5000 м; Д) 8000 м
2. Где расположена тропическая пустыня Сахара?
А) В Африке; В) Южной Америке; С) Австралии; Д) Евразия
3. В каких климатических поясах расположены самые широкие части материков?
А) субэкваториальных и тропических; В) субэкваториальных и арктических; С) арктических и тропических; Д) экваториальных и тропических
4.Где расположены крупные горные системы на территории материков Южного полушария?
А) на севере; В) на западе; С) на побережьях материков; Д) на юге
5. Что преобладает в рельефе материков Южного полушария?
А) низменности; В) горы; С) возвышенности; Д) равнины
7. Рефлексия.
1. Сегодня я узнал
2. Было интересно
3. Я понял, что
4. Мне захотелось
8. Домашнее задание: написать эссе на тему: « Путешествие по материкам Южного полушария», прочитать теоретический материал в учебнике § 36 и ответить на вопросы .