Развитие лингвистической одаренности школьников в условиях реализации ФГОС


Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одарённых детях, представляющих особую ценность для общества. Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, что в итоге должно способствовать саморазвитию обучающихся, их   активной учебно-познавательной деятельности, а так же  построению образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия для работы по развитию одаренности учеников.
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.  Поиск и поддержка талантливых детей, а также развитие их таланта в период школьного обучения  являются составной частью  новой национальной образовательной стратегии.
Большое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одарённых детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями  и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
    Наиболее любознательным детям часто становится скучно  на уроках иностранного языка. Конечно, очень многое зависит от того, как ведётся преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с довольно большими группами, он лишён возможности ориентироваться только на сильных учеников.  Часть детей с ранним подъёмом способностей, в конечном счёте, просто приспосабливаются к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.
Одаренного ребенка характеризуют многие положительные качества -
отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь и большой словарный запас, но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость (качества со знаком (-).Одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Какие проблемы испытывают учителя в работе с одарёнными? Сто процентов опрошенных учителей отмечают недостаток конкретных разработок занятий и методических рекомендаций по работе с умственно одаренными детьми и практически полное отсутствие подготовки к этой работе в условиях обучения в педагогических вузах. Подавляющее число учителей отметило затрудненность «живой» работы с учащимися из-за большого объема текущей документации и нехватку времени у учителя, его перегрузку учебными занятиями и рутинной работой . Многие считают, что учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть освобожден от классного руководства.
В рамках введения ФГОС второго поколения задача работы с одаренными детьми решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Основные формы работы с одаренными учащимися:
нетрадиционные уроки;
факультативы;
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы и викторины;
предметные декады;
творческие мастерские;
языковые кружки и клубы;
индивидуальные творческие задания;
составление презентаций;
элективные курсы.
 
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Развитие лингвистической одаренности
школьников в условиях реализации
ФГОС

МАОУ сош№27
учитель английского языка
Крупнова О.А.