Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников


Введение
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования определены цели, приоритеты, содержание и ценности начального общего образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности младших школьников самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.
Данные изменения коснулись и языкового образования в начальной школе. Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.
При обучении младших школьников русскому языку на первый план выходит задача развития младшего школьника как личности, владеющей русским языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающей язык как эстетическую и культурную ценность.
Согласно определению лингвиста Ноэля Хомского, лингвистика – наука, изучающая языки. Следовательно, лингвистическая компетенция – это языковая компетенция, что обозначает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной языковой деятельности на родном языке.
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным заказом общества - сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Перед учителем начальной школы стоят трудные задачи :– показать, что уроки родного русского языка, языка, который они знают с самого рождения, но который бывает такой трудной наукой, могут и должны стать самыми увлекательными, самыми любимыми;
- показать детям, что система русского языка не менее красива и интересна, чем устройство Вселенной. В нашем языке сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно – он неисчерпаем.
Обозначилась проблема: как успешно решить эти задачи, чтобы познакомить младших школьников с чудесными превращениями, происходившими с русским языком на протяжении многовековой истории, заинтересовать наукой лингвистикой, которая ищет ответы на сложные вопросы: «Что такое язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких частей состоит? Как взаимодействуют эти части? Как связан язык с деятельностью человека?».
Выработка орфографических навыков
Теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков . Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах; правила правописания безударных гласных в корнях, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях; двойных согласных на стыке морфем и т.д.
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, дефисного написания
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных
4)при переносе слов, их частей с одной строки на другую
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов
Именно поэтому вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Одним из важнейших компонентов решения этого вопроса является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке.
Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.
При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы.
Для развития орфографической зоркости веду работу по нескольким направлениям:
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия и внимания.
Формирование понятийного аппарата (гласные, согласные, ударные, безударные гласные, корень слова и т.д.).
Изучение основных орфограмм начальной школы .Большую работу над развитием орфографической зоркости позволяет проводить учебник русского языка. В нем максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.
В учебниках предлагаются, например, такие задания: «Назовите слова на знакомые вам правила»; «Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением»; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило».
Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: «Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному»; «Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания»; «Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Помимо этого в учебники включены интересные задания, где работа над словом проводится не с позиции морфемного анализа, как в старых системах, а с позиции фонематического анализа слова, который используется в развивающих системах обучения. Учебник насыщен различными видами упражнений, содержащих элементы повторения орфограмм, изученных ранее.
Широко применяю приемы списывания, обеспечивая запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т.д.), т.е. развивая орфографическую память учеников). Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании.
Также я использую игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения:
Игра «Комментатор»: вставить пропущенную букву, объясни орфограмму.
Игра «Третий лишний»: вычеркнуть лишние слова.
Игра «Назови ошибку»: выделить слова, обозначающие предметы.
Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки.
Схемы-угадайки. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. ___О___О___О (горох, молоко, морковь и т.д.)
Загадки-шутки.
В каких словарных словах спрятались ноты? (дорога, помидор…)
В каких словарных словах спряталась –ель–? (водитель, учитель, зритель…)
Заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист; широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе).
Зрительное запоминание словарных слов в стихах, с соответствующими картинками.
Проблемное обучение как эффективное средство для формирования языковых компетенций.
На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования языковых компетенций. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Большинство орфограмм, изучаемых в начальных классах, мы встречаем при написании различных объявлений, афиш, рекламы, вывесок в общественном транспорте, театрах, зоопарках, этикеток и ценников на товарах в магазинах и т.п. Это очень удобно использовать для построения проблемной ситуации на уроках русского языка в начальных классах. Я заметила, если урок начинается с ситуации, основанной на реальной жизни ребёнка, то в работу на уроке включатся все без исключения дети, даже самым пассивным будет интересно, и знания они получат прочные. В таблице я привожу несколько таких ситуаций
Таблица 1
Компетенции Темы и цели уроков, объекты Сущность заданий
Учебно-познавательная
Цель: привитие интереса к русскому языку Новый материал Проблемный способ изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.
Ценностно-смысловая
Цель: осмысленная организация собственной деятельности учащихся Обращение Напишите поздравительную открытку, письмо, записку другу или подруге.
«Мягкий знак – обозначение женского рода имен существительных»
Изучение слов с непроверяемой безударной гласной на тему «овощи» Вы – продавцы магазина. Напишите этикетки к игрушкам и книгам: мяч , меч, мыш, обруч, «Родная реч».
Вы – продавцы магазина «Овощи и фрукты». Напишите название овощей на ценниках: м рковь,
гурцы, к ртофель, к пуста, п мидоры, ап льсин,
ябл ко.
Изучая эту тему проблемным методом, на ситуации, взятой из реальной жизни, ученики могут самостоятельно сделать вывод о правописании орфограмм. Знания, полученные самостоятельно на основе проблемного метода, оказываются гораздо прочнее и ценнее для учеников. Следовательно, можно сделать вывод, что данный метод способствует формированию ключевых компетенций у младших школьников, что очень ценно при современных целях образования.
Таблица 2
Компетенции Темы и цели уроков, объекты Сущность заданий
Лингвистическая компетенция (языковая)
Цель: сформировать у детей умение пользоваться средствами языка и речи для стилистически и лексически точного, орфографически правильного и осознанного понимания речи в устной и письменной форме. «Учимся писать письма»
Развивать у детей устную и письменную речь Изучение понятий «заголовок текста», «абзац», «смысловая последовательность частей текста» на материале готовых текстов писем.
Корректирование, доработки незаконченного текста письма. Написание письма родственнику, другу или подруге.
Изложение текстов – повествования и текстов-описания.
Написание творческих работ и сочинений.

Работа с толковым словарём, как средство формирования лингвистической компетенции.
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями звития учащихся, воспитание интереса к этой работе.
 Приведу примеры нескольких упражнений в работе с толковым словарём на уроке русского языка:
Задание 1. Придумай свои предложения со словом «ворота» в порядке значений, указанных в словаре.
1. Двери в стене или ограде для прохода или проезда.
2. Место на поле, куда загоняют мяч, шар или шайбу в разных спортивных играх.
При изучении лексики можно из словаря выбрать слова-синонимы, что даст возможность полнее и глубже усвоить понятие « синоним».
Задание 2.-Найди синоним к слову печаль с.31 (грусть)
-с. 35 чудо (диво)
Задание 3. -Найди антоним к слову богатый на с. 9 (бедный)
-с. 21 закат (восход), - с. 26 говорить (молчать)
В 3 классе дети при подготовке к сочинению «Осень взмахнула кистью» привлекались к толкованию слов: багровый, голубой, желтеть, золотой, картина, лазурь, осень, печаль.Задание 4. (при изучении лексики).
Выпиши из толкового словаря несколько многозначных слов на букву Р. (Родина, румяный) – 2 кл.
Выпиши из словаря несколько наиболее понравившихся фразеологизмов к слову «ухо» – 3 кл.
Задание 5. Прочти словарную статью к слову « влага». Какое родственное слово приводится в статье? Какие согласные звуки чередуются? Назови разные варианты корня (влаг, влаж)
Аналогично проводилась работа над статьями слов
С. 38 – дорога (дорожный). Варианты морфем : дорог – дорожС. 124 – рука (ручной, ручка, рукав). Варианты морфем рук – ручЗадание 6. (при изучении фонетики)
Выпиши слова на букву ю, в которых звуков больше, чем букв (юбилей, юг, юный, юркий) – 1 кл.
В словаре довольно широко представлена русская фразеология. Автор словаря помещает её за специальным знаком в конце словарной статьи, давая фразеологизму краткое определение. Так, в словарной статье «вода» помещено 9 фразеологизмов: как с гуся вода (ничего не делается кому-то), вилами по воде писано (неизвестно ещё, будет так или нет) и др.; в словарной статье «сердце» - 4 фразеологизма: «человек большого сердца» (добрый, отзывчивый), «скрепя сердце» (с большоё неохотой, вопреки желанию)
Всё это дает широкие возможности использовать словарь в качестве учебника и для работы в классе, и для работы дома при изучении лексики, грамматики, морфологии.
Представляю характеристику важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
1.Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)
2. Звонкие и глухие согласные.
3.Непроизносимые согласные.
4.Разделительный ь.
5. Разделительный ъ.
6. Разделительное написание предлогов, слитное написание приставок.
7. Заглавная буква в именах собственных.
8.Заглавная буква в начале предложения.
9.Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
10.Ь на конце имен существительных после шипящих.
11.Безударные окончания имен существительных.
12.Правописание окончаний имен прилагательных –ого, -его.
13.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм. Общими признаками являются:
-расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; -«опасные» звуки и звукосочетания, их запоминание и постоянное внимание к ним; -морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверки. На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий.
Способы проверки буквы безударного гласного в корне слова.
Самой трудной орфограммой в начальной школе является буква безударного гласного в корне слова. Система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила правописания безударных гласных в корне слова:
в безударном положении пишется та же буква, что и под ударением,
проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.
Я разбираю семь способов проверки безударной гласной в корне слова. 1.Много: волна-волны2.Один: дома-дом3.Из корня: бежать-бег4.Буквой ё: ведро-вёдра5.Ласково: ковёр-коврик
6.На вопрос какой?: доброта-добрый7.На вопрос что делает? (что делать?): тащить- тащит
Работая над этой орфограммой я использую письмо с пропуском букв, «письмо с окошками», «дырками» в написании которых ученик сомневается. Затем учащиеся могут задать вопросы одноклассникам или учителю и запомнить пропуски
Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Замечу, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Дидактическая игра является средством повышения умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, а значит, облегчает процесс усвоения знаний.
Вашему вниманию хочу представить несколько дидактических игр применяемых на уроках русского языка (ссылка)
Игра «Составь слово»
Заданы слова: КОРМУШКА, БЕРЕГ, ФИЛЬТРОВАТЬ
С данными словами может быть проведена предварительная работа по отработке правила «Безударная гласная в корне слова». Потом учитель задает принцип отбора букв. Это может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему букву и т. д. В данном примере отбор идет по порядковому номеру буквы в слове (6-4-1) Это слово ШЕФ. Продолжается работа с полученным словом:
Объясни значение слова;
Составь устные предложения;
Фонетический разбор слова, на основе фонетического разбора начинается объяснение нового материала «Парная согласная в корне слова».
Игра «исправь ошибки»
Игра «Волшебный мешочек»
Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи»
Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Дети должны опустить в мешок руку и, не доставая предмет из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений ( например: круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый) Мяч (вспомнить правило написания этого слова) и т.д.
За годы работы мною был накоплен разнообразный материал занимательного характера.
С введением ФГОС НОО появилась возможность в рамках внеурочной деятельности организовать систематическую работу над формированием основ лингвистической компетенции у младших школьников через работу кружка «Умники и умницы». Тем самым удовлетворяются запросы обучающихся с различным уровнем интереса к изучению русского языка; их родителей - людей, заинтересованных не только в знаниях, но и в общем развитии ребенка, воспитании культурного человека; учителя, т.к. появилась реальная возможность реализовать свои профессиональные наработки в данной области
. Программа кружка «Умники и умницы» направлена на то, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
На занятиях предусматривается обучение школьников решению лингвистических задач – языковых (выявляются существенные свойства языковой системы), текстовых (языковые знаки как единицы художественного текста), информационных (умение применять лингвистические знания и навыки в нестандартных языковых ситуациях).
Внимание, внимательный:
Это слово пришло к нам из старословянского языка. Наши древние предки знали и употребляли слово ИМАТИ-«БРАТЬ». Позже при помощи приставки В от этого слова образовали новый глагол- ВНИМАТИ- «слушать», буквально, «вбирать в себя». Глагол ИМАТИ исчез из нашего языка совсем, Внимать- употребляется редко, зато производные от него- внимание, внимательный , понимать знает каждый ученик.
Лингвистические рассказы и сказки
Семья слов
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и называли их однокоренными. А так как они были дети одного папы- корня, то их еще назвали РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный

Устойчивые выражения.
Как пить дать. По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.
Морфологическая шарада.
Корень тот же, что с слове СКАЗКА
Суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК
Приставка та же, что в слове РАСХОД (РАСКАЗЧИК)
Дети с удовольствием получают знания о значении, истории и происхождении слов (Внимание)
Лингвистические рассказы и сказки о языке, о возникновении букв, фонем, очень полезны для ребят, потому что пробуждают любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь маленькие школьники очень эмоциональны, чутки, восприимчивы к слову, образу, все им интересно (Семья слов)
Элементы занимательной фразеологии составляют «стройматериал» нашего языка, но не простой, а один из лучших украшений речи. Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной. Испытываешь истинное интеллектуальное удовольствие оттого, что твои ученики испытывают гордость за родной язык и народную мудрость, когда понимают, что фразеологизмы нельзя перевести буквально на иностранный язык. Но в ходе эксперимента выясняют, как проигрывают обыкновенные слова рядом с устойчивыми выражениями. Как пить дать
Данная работа способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
1. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами (ШМО, открытые уроки).
2. Опыт универсален в использовании, так как может быть применим учителями с высокой планкой мастерства и начинающими педагогами.
3.Систему работы над формированием лингвистических понятий можно использовать в любом УМК и в классах с различным уровнем подготовки.
Когда-то в древности Великий учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал легкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки.
Мы, как Великий учитель должны как раз дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.