Формирование лингвистической компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС


Формирование лингвистической компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОСОсновное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
речевую;
языковую;
социокультурную;
компенсаторную;
учебно-познавательную.
За основу мы взяли речевую компетенцию.
Речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:
говорении;
аудировании;
чтении;
письме.
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».
В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. Если рассмотреть таблицу (Приложение 1), то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности обучающийся, получив определённые умения в одном предмете (то есть выпускник научится), сможет их применить в любом другом (выпускник получит возможность научиться).
Предметная компетенция Виды речевой деятельности Выпускник научится
(предметные умения) Выпускник получит возможность научиться
(метапредметные умения)
Речевая Говорение Монологическая речь
делать сообщения по теме
кратко передавать содержание полученной информации
рассуждать о фактах и событиях, приводя аргументы, делая выводы
Диалогическая речь
осуществлять запрос информации
выражать свое мнение по обсуждаемой теме делать сообщения на заданную тему на основе прочитанного
комментировать факты из прочитанного прослушанного текста, аргументировать свое отношение к прочитанному прослушанному
Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения
Кратко излагать результаты выполненной работы
АудированиеПонимать основное содержание текстов по теме
Выборочно понимать необходимую информацию Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте
Отделять в тексте, воспринимаемом на слух главные факты о второстепенныхИспользовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова
Игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста
Чтение Понимать основное содержание текстов по теме
Выборочно понимать необходимую информацию
Понять текст полностью Читать полностью и понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале
Догадываться о значении незнакомых слов по словообразовательным элементам и по контексту
Письмо Делать выписки из текста
Писать короткие поздравления
Заполнять формуляр
Писать личное письмо Делать краткие выписки из текста
С целью их использования в собственных устных высказываниях
Составлять план или тезисы устного или письменного сообщения
Кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности
Писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец
Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.
Мы предоставляем учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.
Формулируем на языке, доступном пониманию ученика.
Учитываем актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи.
Ставим многоуровневые задачи, то есть предполагающие возможность оценить общий подход к их решению и выбрать необходимую стратегию.
Решаем модульные задачи, то есть предполагающие возможность менять некоторые из условий.
В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим, мы используем в урочной деятельности такие технологии как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.Использование активных методов обучения способствует развитию умений учащихся анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся. Одним из приёмов нашей работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся в рамках Недели английского языка. Драматизация — уникальный способ реализовать и продемонстрировать все достигнутые цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
В настоящее время мы используем в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять уровень своего знания и незнания и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований стандарта, мы меняем подход к современному уроку.
Современный урок отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Современный урок мы строим на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Мы по-новому организуем урок — основную форму учебного процесса.
Основными методическими принципами современного урока являются:
субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексия (перед учащимися становится задача проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
В современном уроке выделяем шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует созданию на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение им в своей речи того нового, что он узнал и чему научился на уроке).
На уроке мы используем следующие виды учебной рефлексии:
Физическая (успел — не успел).
Сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно).
Интеллектуальная (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал).
Духовная (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других).
Ребёнок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям; когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.