Воспитание художественным словом (использование поэтических текстов на уроках русского языка и культуры речи)


Министерство образования Тверской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Тверской торгово-экономический колледж»
Сообщение на заседании круглого столапо дисциплине
«Русский язык и культура речи»Тема: «Воспитание художественным словом (использование поэтических текстов на уроках русского языка и культуры речи)»
Разработка преподавателя Артовой Т. М.
Г. Тверь. 2017 г.
Сегодня курс «Русский язык и речевая культура» - одна из ведущих дисциплин на первом этапе обучения студентов разных специальностей. Цель дисциплины «русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Этот уровень в наше время недопустимо низок, поэтому теоретические исследования и практические разработки по культуре речи сегодня в высшей степени актуальны
Программа по русскому языку и культуре речи органично связана с программой по литературе и с программой по риторике.
Преподаватель широко использует изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи. Поэтическая речь позволяет воспитывать языковое эстетическое чувство и раскрывает богатство родного языка.
А. Н. Островский в «Застольном слове о Пушкине» утверждал:
«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть.
Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт дает и самые формулы мыслей и чувства: всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим».
Но не всегда прекрасное, новое становится достоянием читателя. Немногие студенты воспринимают произведение в единстве формы и содержания, проникают в глубь поэтической строки.
Одна из причин этого - в недостатке времени, отводимом поэзии учителями по литературе.
Есть ряд путей восполнения этого недостатка.
Преподаватель постоянно использует поэтические тексты на уроках русского языка и культуры речи.
Студенты убеждаются в том, что недостаточно располагать определенным запасом слов, чтобы считать себя владеющим языком. Надо выработать умение точно и образно выражать свои мысли, чему следует учиться у мастеров слова - поэтов и писателей.
В поэтических текстах заключены огромные возможности приобщения студентов к «чуду родной речи».
Кроме закрепления орфографических и пунктуационных навыков, поэтические тексты дают преподавателю материал для изучения и углубления сведений по всем разделам лингвистики: в фонетике помогают выявить звучность и мелодичность звуковой системы русского языка, роль пауз, логического ударения, различных видов интонации повторения слов, звукоподражания; в лексике - богатство словарного запаса языка, разнообразие синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении; в морфологии - богатство форм словоизменения; в синтаксисе - разнообразие синтаксических конструкций,
способствующих достижению поставленной автором цели; в стилистике - уместность отбора и употребления языковых средств в зависимости от речевой ситуации.
Как проводится работа с поэтическим текстом?
Например, на уроке по теме «Изобразительновыразительные возможности лексики и фразеологии» анализ стихотворения И. С. Никитина «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака». У каждого студента - карточка с текстом:
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышко ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с косой, едет - песню поет.
По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Сначала текст выразительно прочитывается. Студенты отвечают на вопрос: «О чем рассказывает стихотворение?» (Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу, приветствует его: «Здравствуй, солнце да утро весёлое!»)
Затем привлекается внимание к изобразительным и выразительным особенностям использованных поэтом слов. Особое место в стихотворении отводится словом с переносным значением (олицетворение):
«пар по лугам расстилается.. .по кудрям лозняка»,
«дремлет чуткий камыш»,
«свет разливается»,
«брызнет роса серебристая»,
«потянул ветерок»,
«воду моргцит-рябит»,
«восток все горит-разгорается»,
«лес, улыбается»,
«солнце встает...ночлег свой покинуло»,
«золотыми потоками хлынуло»,
«утро весёлое».
За счет использования олицетворений И. С. Никитин создал яркую картину утра. Природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на читателя.
Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты:
«по зеркальной воде»,
«алый свет»,
«чуткий камыш»,
«роса серебристая»,
«золотыми потоками»,
«утро веселое».
Литературоведческий анализ элементарен по своему содержанию и очень краток по времени. Рассматриваются те языковые средства, которые наиболее ярки в этом стихотворении.
Следующий этап. Студенты работают над интонацией как средством выражения смысла (логическое ударение, пауза, теп гг речи, интонационная схема, т.е. мелодика речи).
Речь человека должна характеризоваться не только богатством интонации, но и уместностью, смысловой целесообразностью употребления того или иного интонационного средства.
Обращаем внимание на синтаксические средства, представленные в тексте.
В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль:они представляют
действие многогранно, значит, более точно. Например:
«меркнут и гаснут звезды»,
«стоит, улыбается лес»,
«встает, блестит солнце...»
Также использована инверсия (обратный порядок слов) главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся на начало предложения:
«Дремлет чуткий камыш»,
«Пронеслись утки с шумом и скрылися»,
«Едет пахарь с косой».
Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов:
«тропинка росистая»,
«роса серебристая».
Обратим внимание на использование автором знаков препинания.
Запятые обозначают паузу, точка в конце предложения указывает не его завершенность и более глубокую паузу, тире - результативность действия:
«Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая».
Многоточие указывает на незавершенность интонации. Восклицательные знаки передают (выражают) мольбу:
«Не боли ты, душа! Отдохни от забот!»
и радость:
«Здравствуй, солнце да утро веселое!»
К.Г. Паустовский сказал, что для поэта «знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»
От смысла к поискам наиболее подходящих форм его выражения - таков путь анализа, который должны усвоить студенты.
Домашнее задание - выразительное чтение стихотворения.
Надо стараться использовать поэтический текст, различный по тематике и объему, почти на каждом уроке. Еще в далеком XVII веке знаменитый испанский писатель Бальтасар Грасиан писал: Даже красоте надо помогать: даже прекрасное станет уродством, ежели не украшено искусством, что удаляет изъяны и полирует достоинства. Природа бросает нас на произвол судьбы - прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству».
Давайте же поможем нашим студентам «шлифовать себя» с помощью поэтического слова!