РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.
В ходе деятельности человек сталкивается с разными проблемами, для решения которых необходимо работать с информацией. Инструментом познания окружающего мира являются когнитивные способности человека: способности приобретать, хранить, воспроизводить и преобразовывать информацию. Когнитивные способности - один из базовых ресурсов личности, который лежит в основе продуктивной деятельности человека. Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности её восприятия, внимания, памяти, интеллекта, мышления и речи.
Одной из основополагающих целей обучения в современной школе является развитие когнитивных способностей учащихся. Главной составляющей когнитивной сферы учащихся является мышление. Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью ученика на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отображаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщённой и опосредованной форме. В основе мышления лежат операции анализа и синтеза, однако каждый акт мышления представляет собой единство знаний, умственных действий и отношения ученика к деятельности.
Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при
Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно- образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или, невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.


Возрастные особенности развития когнитивных способностей подростков.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретение в младшем школьном возрасте операции становятся формально - логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
В отличие от младших школьников, у ребенка, достигшего подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь с необходимостью решить задачу, которая для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.
Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции.
А главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в отдельную целостную структуру.
Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, эстетическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.
Возрастные нормы
В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающие при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.
Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления ребенка. Кроме того что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.
Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемических процессов. Большинство детей – достигших подросткового возраста, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.
Мнемические процессы – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмом памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и пр. Логическая или словесно – логическая память – запоминание и воспроизведение мыслей.
В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к
В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения.
В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями.


Поэтические тексты и их роль в обучении иностранному языку.

Изучение поэзии – это становление человека путем вхождения в культуру. Благодаря её присвоению он становится её субъектом. А продукт изучения поэзии – это то, что приобрел, присвоил человек в результате познания, развития, воспитания и учения.
Изучение зарубежной, в частности немецкой поэзии в процессе обучения иностранным языкам даёт возможность учащимся по – другому взглянуть на проблемы своих сверстников в стране изучаемого языка, познакомиться с особенностями культуры, понять национально – специфические особенности в менталитете народа, сравнить стили жизни, нравы и обычаи собственной страны и страны изучаемого языка. Чтение немецкой поэзии предоставляет возможность сравнить и идентифицировать свои поступки с поступками персонажами, расширяет представление школьников об окружающем их мире и собственном месте в этом мире, оказывает воздействие на их эмоциональную сферу, пробуждает чувство сопричастности и сопереживания. Поэтические тексты развивают память, слух, фантазию, способствуют сознательному применению лексики, помогают закрепить грамматические конструкции, они способствуют воспитанию вкуса не только к литературе, но и к слову, языку.
Поэтические тексты обогащают духовный мир ребёнка, учат видеть красоту человека и природы, развивают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью языка. Работа над поэтическими произведениями имеет большое значение для эстетического воспитания – систематического развития эстетических чувств, художественных вкусов и разносторонних творческих способностей – как на уроках при обучении иностранному языку, так и во внеурочное время.
Поэзия обладает так же огромным потенциалом эмоционального воздействия. Это очень важно, поскольку проблема эмоциональной насыщенности материала урока иностранного языка в целом очень актуальна. Поэзия заставляет также интенсивно работать творческое воображение, способность к которому лежит в основе восприятия искусства.
Так как значительная роль в учебном процессе по иностранным языкам отводится межпредметным связям, то, обращаясь к поэзии, учитель тем самым укрепляет и развивает связи иностранного языка с другими предметами, и в первую очередь, с родным языком и литературой.
Известно, что использование на уроке различных стихотворных текстов, позволяет ученикам познакомиться с культурой, искусством страны изучаемого языка, способствует углублению языковых знаний и компетенции учащихся, а также навыков самостоятельной работы обучаемых и расширяет их словарный запас.
При работе над поэтическими произведениями решаются также практические цели обучения иностранному языку: отрабатывается произношение, усваивается и закрепляется лексика, развивается навык выразительного чтения, формируются грамматические навыки, а также элементарные речевые умения говорения, аудирования.
Использование поэтических тексов на изучаемом языке способствует достижению воспитательных и развивающих целей. Значимость работы с поэтическим текстом на уроках иностранного языка повышается в условиях гуманизации обучения, когда процесс обучения иностранному языку есть процесс личностного развития ученика, развития его социальных качеств.
Поэзия может быть использована как образец современной аутентичной разговорно – литературной речи для достижения ведущих целей обучения и для развития творческих способностей учащихся. Эффективность использования образцов поэзии в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы с ними и выбора упражнений, стимулирующих мыслительную деятельность обучаемых и способствующих развитию у них мотивации. Использование образцов современной зарубежной поэзии на уроке иностранного языка может быть одним из эффективных средств достижения таких основных целей как:
-практическая
-общеобразовательная
-развивающая
Роль поэзии в достижении каждой из этих целей заключается в следующем:
В силу того, что язык современного поэтического произведения не архаичен, его синтаксис, а также стиль, в основном, прост, он содержит аутентичный языковой материал, максимально приближающийся к современной разговорно - литературной речи. Кроме того, при чтении стихотворения учащийся видит осознанное использование лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении. Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных умений – чтения, аудирования, говорения, причем последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Таким образом, поэзия способствует обучению основным видам речевой деятельности. При этом происходит достижение практической цели обучения.
Знакомство с лучшими образцами зарубежной поэзии, видами стихотворных метров (ямб, хорей и т.д.), а также с вариантами перевода стихов на родной язык способствует развитию линговстрановедческой и культурной компетенции обучаемого, то есть достижению общеобразовательной цели обучения.
Специфика поэзии помогает ученику овладеть эмоционално –ценностным опытом общения. Учитель также глубоко узнаёт своего ученика, как бы получает его психологический портрет. Таким образом, использование поэзии имеет развивающее значение; к тому же оно помогает обеспечить не только языковую атмосферу на уроке, но и психологический комфорт.
Поэтический жанр, благодаря наличию вербального текста, способен точно и образно отразить стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Выделяют три вида поэтических текстов:
«учебные» стихи, созданные авторами учебных пособий, довольно короткие и содержащие то или иное грамматическое явление в концентрированном виде;
Стихотворения известных поэтов, нередко с переводом;
«учебные» песни.
Поэтические тексты универсальны. Их можно использовать в различной аудитории на всех трех этапах формирования грамматического навыка в продуктивной речи: ознакомления и первичного закрепления (при необходимости), тренировки (в имитациях, подстановочных трансформационных упражнениях) применения.
Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка.
При работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается предпосылка для развития личности учащегося, так как специально и правильно подобранный материал стимулирует образное мышление и формирует хороший вкус.
Поэзия на уроках иностранного языка дает толчок к творческой деятельности, воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу личности.
Таким образом, использование поэтического текста при изучении иностранного языка является эффективным средством усвоения языкового материала и такая форма работы интересна как детям, так и взрослым.
Поэзия способствует развитию ребенка, обогащает его духовный мир, прививает чуткость к поэтическому слову, музыкальности и красоте изучаемого языка. Поэзия даёт импульс к творческому воображению и обладает большим потенциалом эмоционального воздействия.
Большое внимание в работе с поэтическим текстом должно уделяться отбору материала. Любой учитель, педагог или методист при работе с поэтическим текстом выбирает для себя определенный путь отбора материала.
Так Ненно утверждает, что очень многое зависит от личности самого учителя. От его любви к поэзии, понимания её, личного отношения к поэтическим произведениям. Умения увлечь ребят поэтическим творчеством, вселить в них веру в свои творческие способности.
Нина Давидовна Артюнова считает, что «подбирать материал нужно по таким принципам как аутентичность, доступность в информационном языковом плане, актуальность, проблемность и эмоциональномть, а также материал должен непременно отвечать твозрастным особенностям учащихся».Если просмотреть всем поздние учебники и издания по иностранному языку 60-80 гг., то можно заметить, что главным принципом отбора материала был тематический принцип и принцип учета возрастных особенностей учащихся (сложность/ адаптированность). Новые учебники и пособия ориентируются на тексты, которые содержат информацию о культуре страны изучаемого языка, о ее обычаях, нравах и традициях, а также на развитие всех видов речевой деятельности и формирование языковых навыков.
Опираясь на работу и опыт других учителей выделяют следующие принципы отбора поэтических текстов.:
принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов изучающих иностранный язык;
принцип методической ценности для развития всех видов речевой деятельности (аудирования, письма, говорения, чтения) и формирования лексических, фонетических и граммкатических навыков.;
тематический принцип;
принцип аутентичности.
Основным принципом при отборе материала считают принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности или принцип учета возрастных особенностей, т.к. работа над языком на начальном и старших этапах сильно отличается. Говоря об этом принципе подразумевают также доступность, наглядность, понятность и заинтересованность в обучении.
Принцип методической ценности важен тем, что не всякий поэтический текст может быть использован на уроке для развития какого – либо вида речевой деятельности или формирования языковых навыков.
Тематический принцип становится актуальным при отборе материала по определенным лексическим темам: «Город «, «Семья», «Любовь», «Природа».
Принцип аутентичности связан с критерием культурологической ценности должен обеспечивать расширение лингвострановедческого кругозора изучающих иностранный язык.
Таким образом, отбор поэтических текстов – трудная и кропотливая работа, которая требует от учителя большого внимания и терпения.









15