Урок-семинар по поэме А. Ахматовой Реквием


УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

З.И.Карсакова, преподаватель русского языка и литературы
Западно-Казахстанского индустриального колледжа г.Уральск
Автор: А.А.Ахматова
Произведение: поэма «Реквием»
Вид: урок–изучения нового материала.
Тип: урок-семинар
Цели: Формировать знания учащихся о биографии и
творчестве Ахматовой. Знакомство с личнос-
тью Ахматовой и темой сталинских репрессий
в поэме «Реквием».
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать любовь к художественному слову.
План проведения урока-семинара:
1.) вступительное слово преподавателя об Анне Ахматовой.
2.) биография и творчество поэтессы (сообщения учащихся)
3) история создания поэмы (сообщения учащихся)
4.) закрепление
5) домашнее задание
6.) подведение итогов урока
Оборудование: ИКТ: мультимедиа-проектор, слайды-презентации,
электронный учебник 11 класс Русская литература;
музыкальные произведения Бетховена, Шестоковича.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А.Ахматова
Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель: - Об Анне Ахматовой много написано, да много уже сказано. Писали о ней в разные времена по-разному - восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами, что и сейчас вообразить трудно, писали потом уважительно, потом как бы украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.
Восточная мудрость гласит, что не каждую правду нужно говорить, но эта мудрость может плодить только льстецов. Творчество же Ахматовой предельно правдиво и искренне.
Краткие сообщения учащихся о биографии и творчестве поэтессы.
1 учащийся: В автобиографической заметке « Коротко о себе» Анна Андреевна Ахматова писала: «Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, Эйфелевой башней 23 июня 1889 года под Одессой. В то лето Париж праздновал 100-летие падения Бастилии-1889 года, а в ночь моего рождения справлялась «Иванова ночь»- 23 июня. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Её мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем».
Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
Среди предков Анны Горенко по материнской линии был Ахмат-хан, потомок Чингиза, последний правитель Золотой Орды. «Я - чингизка» - говорила она не без гордости.
В 1905 году семья Ахматовой переехала на юг- Херсонес, Севастополь, Евпатория. Потом был Киев, окончание гимназии, недолгая учёба на юридическом факультете Высших женских курсов, замужество в 1910 и уже окончательный переезд на север - сначала в царское село, затем в Петербург. Писать стихи Ахматова начала с 11 лет, публиковать с 18-ти.
Преподаватель: В русскую литературу Анна Горенко вошла Анной Ахматовой. Характер, талант, судьба человека лепятся в юности.
Юность её была солнечной. Но трагедии шли за ней по пятам. Чего только не выпало на её долю! Но ничто не смогло сломить её.
2 учащийся: В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилёва, у них родился сын. Она жила в доме свекрови в селе Слепнёве, где воспитала свой дух и познала о причастности себя ко всему, что происходит на русской земле. Началась первая мировая война. Ушёл на фронт Гумилёв. Будущее было неясным, неопределённым. Многие покинули Россию, а Ахматова осталась, потому что вне её не мыслила своей жизни. Любовь к России была главной её силой. Она была слишком заметной на литературном небосклоне. За границей много говорили о ней, она не сблизилась с Советской властью, жила и работала как всегда, и верила в будущее России. Ей жилось очень трудно. В 1925 году её стихи перестали печатать. Она занялась изучением творчества Пушкина, ленинградской архитектурой. Она добралась до глубин, что учёные удивлялись ею.
Сороковым годом помечено одно из потрясающих стихотворений Ахматовой:
Я иду – за мной беда
Не прямо и не косо
И в никуда и в никогда
Как поезда в откосе
Это были стихи о себе и о тысячах других, по которым прокатился сталинизм. Она сама не была подвергнута репрессиям. Но увезли в тюрьму её сына Льва, который долгие годы скитался по разным лагерям. Были арестованы и расстреляны многие её друзья.
Восстанавливая в 1962 году стихи, входящие в «Реквием», Ахматова сказала писательнице и своей младшей подруге Л.К.Чуковской: «Кроме вас их должны помнить ещё семеро». Имена эти названы не были. Писать, хранить дома и даже слушать «такое» было опасно. Написанное сразу же сжигалось и сохранялось лишь в памяти нескольких верных слушателей.
Преподаватель: Эпоха 30-х и начала 50-х годов ХХ века характеризуется эпохой тоталитаризма в стране, усилением карательных органов НКВД и госбезопасности, усилением культа личности Сталина. Завистники строчили доносы на научную и творческую интеллигенцию, на бывших царских и советских офицеров, на рабочих и крестьян.
А с 1934 года эта машина репрессий заработала как часы. Карательные органы выискивали «врагов народа» и «вредителей» везде. Они расстреливали людей без суда и следствия.
В стране поселились страх и беспомощность. Погибли или сидели в лагерях и тюрьмах десятки миллионов людей.
Террор (от лат. – страх, ужас). Насилие по отношению к политическим врагам.
Терроризм - одна из наиболее серьёзных угроз и в современном мире. Наиболее часто встречаются формы терроризма: это политический, националистический и религиозный.
3 учащийся: В 30-е годы стихи Ахматовой редко появлялись в печати. Высказывания критиков о её творчестве по тону и стилю были непозволительными. Ахматова работала много и напряжённо, но в новые сборники ей не дозволялось включать новые стихи. Она считала, что настоящему поэту подобает трагическая судьба. Она дожила до старости, редкой для русского поэта, её трагедия кажется менее очевидной, чем самоубийство Есенина, Маяковского, Цветаевой, чем казнь Гумилёва, лагерная судьба Мандельштама. В ахматовском «Реквиеме», написанном в 1940 году и опубликованном почти полстолетия спустя, во многих её стихах - трагизм судьбы поэтессы. Были репрессированы её первый муж, её сын, её близкие родственники.
В поэме «Реквием», этой панихиде по невинно убиенным в годы массового террора, личная трагедия Ахматовой слилась с народной трагедией. Ахматова взяла на себя высочайшую для поэта ответственность - говорить именем народа.
Преподаватель: Неслучайно Ахматова берётся написать поэму «Реквием». Реквием (от латинского – покой). Траурное музыкальное произведение.
Поэма Ахматовой «Реквием»- это отражение трагедии всего народа, увиденной глазами женщины. Она говорит в своей поэме от имени всего народа - это высокая миссия для поэта.
3.История создания поэмы в выступлениях учащихся.
4 учащийся: 30- е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в её жизни испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, вскоре перешедшей и на землю её Родины, но и другой не менее страшной войны, которую повели Сталин и его приспешники с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и её семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета, а затем и второй муж - Н. Пунин. Сама Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела, по её словам, 17 месяцев
17 месяцев кричу
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой…
В глазах властей она была неблагонадёжным: женой, хотя и разведённой «контрреволюционера» Н.Гумилёва, расстрелянного в 1921 году, была матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилёва и, наконец, женой (правда, тоже разведённой) заключённого Николая Пунина Тихо льётся тихий Дон
Жёлтый месяц входит в дом,
Входит в шапке набекрень,
Видит жёлтый месяц тень.
Эта женщина больна
Эта женщина одна
Муж в могиле, сын в тюрьме
Помолитесь обо мне.
писала она в «Реквиеме», исполненном горя и отчаянья.
Преподаватель: - «Реквием» оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы.
5 учащийся: Ахматова не могла понимать, что её жизнь постоянно висит на волоске, и, подобно миллионам других людей, оглушённых невиданным террором, она с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь.
Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, отказавшись, по её выражению, не только от пера и бумаги, которые могли стать уликой при допросах и обысках, она читала свои стихи своим друзьям, а те их запоминали.
На протяжении 30-х годов Ахматова работает над стихами, составившими поэму «Реквием», где образы Матери и Казнимого Сына соотнесены с евангельской символикой. Библейские образы и мотивы давали возможность предельно широко раздвинуть временные и пространственные рамки произведений, чтобы показать, что силы ЗЛА, взявшие в стране верх, вполне соотносимы с крупнейшими общечеловеческими трагедиями. Торжество Воланда и всесильный мрак каторжных лагерей олицетворяют у Булгакова и Ахматовой прежде всего кошмарный мир сталинских репрессий и чудовищной государственной системы.
В духе русской классической литературы звучит напоминающий Достоевского мотив вины и страдающей совести:
Я всех на земле виноватей,
Кто был, и кто будет, кто есть…
Мир виноват перед матерью, у которой отняли сына, и перед поэтом, которому замазали «чёрной краской» рот. Она понимает, что её судьба - всего лишь одна из миллионов судеб. И она соединяет собственную судьбу с судьбой народной. Народная трагедия была огромна и предстаёт как трагедия.
Преподаватель: Булгаков, так же как и Ахматова был изгоем. Ахматова чувствовала себя во враждебной изоляции. И здесь их общая боль - всесилие мрака, зла что олицетворяет в реальной жизни- кошмарный мир сталинских репрессий- массовый террор.
6 учащийся: «Реквием» состоит из 10 стихотворений. Поэма была опубликована лишь после смерти поэта в 1988 году. О жизненной основе «Реквиема» и его внутренней цели Ахматова рассказала в прозаическом Прологе:
«В тогдашние годы ежовщины,- пишет она,- я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):
-А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».
В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха. Ахматова, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех сразу.
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы, не течёт великая река.
Но крепки тюремные затворы, а за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска. Для кого-то ветер веет свежий,
Для кого-то нежится закат - мы не знаем, мы повсюду те же
Слышим лишь ключей постылый скрежет, да шаги тяжёлые солдат.
Приговор...и сразу слёзы хлынут от всех уже отделена.
Словно с болью жизнь из сердца вынут.
Словно навзничь опрокинут,
Но идёт…Шатается…Одна.
7 учащийся: Почти весь «Реквием» написан в 1935-40 годах. Все даты связаны у Ахматовой с трагическими пиками горестных событий тех лет: арестом сына в 1935 году, вторым арестом - в 1939 году, вынесением приговора, хлопотами по делу, днями отчаяния.
Во вступлении речь идёт об арестованных, уходящих на каторгу или на расстрел и здесь звучит конкретная тема поэмы – плач по сыну :Уводили тебя на рассвете
За тобой как на выносе шла
В тёмной горнице плакали дети
У божницы свеча оплыла
На губах твоих холод иконки
Смертный пот на челе…Не забыть!
Буду я как стрелецкие жёнки
Под кремлёвскими башнями выть.
Здесь она скорбит о всех погибших сыновьях и о горе всех матерей.
Преподаватель: Ахматова считала себя виноватой в том, что уцелела. Стихи её в память мёртвых, только они удерживали её речь на грани безумного воя.
8 учащийся: Звучит мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину
И поит огненным вином
И манит в чёрную долину
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду
Ни сына страшные глаза-
Окаменелое страданье.
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья
Преподаватель: «Реквием» Ахматовой – подлинно народное произведение. Он отразил великую трагедию. Выразил своё время и страдающую душу народа.
9 учащийся: Эпилог состоит из 2-х частей. В первой части образ тюремной очереди.
И я молюсь не о себе одной
А обо всех, кто там стоял со мной
В лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеной.
И заключительная часть - тема Памятника, известная в русской литературе по Державину и Пушкину. Никогда в мировой литературе не возникал необычный образ памятника Поэту, стоящему по его желанию и завещанию у тюремной стены. Это - памятник всем жертвам репрессий.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне
Согласье на это даю торжество
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Ни в Царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Преподаватель: «Реквием» не был известен ни в 30-е годы, ни в последующие годы, как впрочем, не были известны многие произведения тех лет, лишь сейчас приходящие к читателю. Он был впервые опубликован лишь через 22 года - в 1988 году, как и многие её произведения. А 1989 год - был объявлен ЮНЕСКО годом А.АХМАТОВОЙ.
Он навеки запечатлел своё время и показал, что поэзия продолжала существовать даже и тогда, когда по слову Ахматовой, поэт жил с зажатым ртом. Задушевный крик стомиллионного народа оказался услышанным – в этом великая заслуга Ахматовой.
Электронный учебник. Прослушивание записи голоса А.Ахматовой
4.Закрепление (электронный учебник).Тестирование
1)Кто из поэтов был мужем А.Ахматовой?
Б.Л. Пастернак 3. В.Я.Брюсов
Н.С.Гумилёв 4.К.Д.Бальмонт
2)Назовите литературное течение, к которому относила себя А.Ахматова.
1. символизм 3. Футуризм
2. акмеизм 4. Эгофутуризм
3)Кто был любимым поэтом А.Ахматовой?
1.Ф.И.Тютчев 3. А.А.Блок
2.М.Ю.Лермонотов 4.А.С.Пушкин
4) Из какого произведения А.Ахматовой эти строки:
«Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был»?
1.»Молитва» 3.» Мужество»
2. «Реквием» 4. «Родная земля»
5) Как называется третий сборник стихов А.Ахматовой?
1. «Тростник» 3. «Белая стая»
2. «Подорожник» 4. «Вечер»
5.Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Приговор»
6. Подведение итогов урока.
УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

З.И.Карсакова, преподаватель русского языка и литературы
Западно-Казахстанского индустриального колледжа г.Уральск
Автор: А.А.Ахматова
Произведение: поэма «Реквием»
Вид: урок–изучения нового материала.
Тип: урок-семинар
Цели: Формировать знания учащихся о биографии и
творчестве Ахматовой. Знакомство с личнос-
тью Ахматовой и темой сталинских репрессий
в поэме «Реквием».
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать любовь к художественному слову.
План проведения урока-семинара:
1.) вступительное слово преподавателя об Анне Ахматовой.
2.) биография и творчество поэтессы (сообщения учащихся)
3) история создания поэмы (сообщения учащихся)
4.) закрепление
5) домашнее задание
6.) подведение итогов урока
Оборудование: ИКТ: мультимедиа-проектор, слайды-презентации,
электронный учебник 11 класс Русская литература;
музыкальные произведения Бетховена, Шестоковича.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А.Ахматова
Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель: - Об Анне Ахматовой много написано, да много уже сказано. Писали о ней в разные времена по-разному - восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами, что и сейчас вообразить трудно, писали потом уважительно, потом как бы украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.
Восточная мудрость гласит, что не каждую правду нужно говорить, но эта мудрость может плодить только льстецов. Творчество же Ахматовой предельно правдиво и искренне.
Краткие сообщения учащихся о биографии и творчестве поэтессы.
1 учащийся: В автобиографической заметке « Коротко о себе» Анна Андреевна Ахматова писала: «Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, Эйфелевой башней 23 июня 1889 года под Одессой. В то лето Париж праздновал 100-летие падения Бастилии-1889 года, а в ночь моего рождения справлялась «Иванова ночь»- 23 июня. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Её мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем».
Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
Среди предков Анны Горенко по материнской линии был Ахмат-хан, потомок Чингиза, последний правитель Золотой Орды. «Я - чингизка» - говорила она не без гордости.
В 1905 году семья Ахматовой переехала на юг- Херсонес, Севастополь, Евпатория. Потом был Киев, окончание гимназии, недолгая учёба на юридическом факультете Высших женских курсов, замужество в 1910 и уже окончательный переезд на север - сначала в царское село, затем в Петербург. Писать стихи Ахматова начала с 11 лет, публиковать с 18-ти.
Преподаватель: В русскую литературу Анна Горенко вошла Анной Ахматовой. Характер, талант, судьба человека лепятся в юности.
Юность её была солнечной. Но трагедии шли за ней по пятам. Чего только не выпало на её долю! Но ничто не смогло сломить её.
2 учащийся: В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилёва, у них родился сын. Она жила в доме свекрови в селе Слепнёве, где воспитала свой дух и познала о причастности себя ко всему, что происходит на русской земле. Началась первая мировая война. Ушёл на фронт Гумилёв. Будущее было неясным, неопределённым. Многие покинули Россию, а Ахматова осталась, потому что вне её не мыслила своей жизни. Любовь к России была главной её силой. Она была слишком заметной на литературном небосклоне. За границей много говорили о ней, она не сблизилась с Советской властью, жила и работала как всегда, и верила в будущее России. Ей жилось очень трудно. В 1925 году её стихи перестали печатать. Она занялась изучением творчества Пушкина, ленинградской архитектурой. Она добралась до глубин, что учёные удивлялись ею.
Сороковым годом помечено одно из потрясающих стихотворений Ахматовой:
Я иду – за мной беда
Не прямо и не косо
И в никуда и в никогда
Как поезда в откосе
Это были стихи о себе и о тысячах других, по которым прокатился сталинизм. Она сама не была подвергнута репрессиям. Но увезли в тюрьму её сына Льва, который долгие годы скитался по разным лагерям. Были арестованы и расстреляны многие её друзья.
Восстанавливая в 1962 году стихи, входящие в «Реквием», Ахматова сказала писательнице и своей младшей подруге Л.К.Чуковской: «Кроме вас их должны помнить ещё семеро». Имена эти названы не были. Писать, хранить дома и даже слушать «такое» было опасно. Написанное сразу же сжигалось и сохранялось лишь в памяти нескольких верных слушателей.
Преподаватель: Эпоха 30-х и начала 50-х годов ХХ века характеризуется эпохой тоталитаризма в стране, усилением карательных органов НКВД и госбезопасности, усилением культа личности Сталина. Завистники строчили доносы на научную и творческую интеллигенцию, на бывших царских и советских офицеров, на рабочих и крестьян.
А с 1934 года эта машина репрессий заработала как часы. Карательные органы выискивали «врагов народа» и «вредителей» везде. Они расстреливали людей без суда и следствия.
В стране поселились страх и беспомощность. Погибли или сидели в лагерях и тюрьмах десятки миллионов людей.
Террор (от лат. – страх, ужас). Насилие по отношению к политическим врагам.
Терроризм - одна из наиболее серьёзных угроз и в современном мире. Наиболее часто встречаются формы терроризма: это политический, националистический и религиозный.
3 учащийся: В 30-е годы стихи Ахматовой редко появлялись в печати. Высказывания критиков о её творчестве по тону и стилю были непозволительными. Ахматова работала много и напряжённо, но в новые сборники ей не дозволялось включать новые стихи. Она считала, что настоящему поэту подобает трагическая судьба. Она дожила до старости, редкой для русского поэта, её трагедия кажется менее очевидной, чем самоубийство Есенина, Маяковского, Цветаевой, чем казнь Гумилёва, лагерная судьба Мандельштама. В ахматовском «Реквиеме», написанном в 1940 году и опубликованном почти полстолетия спустя, во многих её стихах - трагизм судьбы поэтессы. Были репрессированы её первый муж, её сын, её близкие родственники.
В поэме «Реквием», этой панихиде по невинно убиенным в годы массового террора, личная трагедия Ахматовой слилась с народной трагедией. Ахматова взяла на себя высочайшую для поэта ответственность - говорить именем народа.
Преподаватель: Неслучайно Ахматова берётся написать поэму «Реквием». Реквием (от латинского – покой). Траурное музыкальное произведение.
Поэма Ахматовой «Реквием»- это отражение трагедии всего народа, увиденной глазами женщины. Она говорит в своей поэме от имени всего народа - это высокая миссия для поэта.
3.История создания поэмы в выступлениях учащихся.
4 учащийся: 30- е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в её жизни испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, вскоре перешедшей и на землю её Родины, но и другой не менее страшной войны, которую повели Сталин и его приспешники с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и её семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета, а затем и второй муж - Н. Пунин. Сама Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела, по её словам, 17 месяцев
17 месяцев кричу
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой…
В глазах властей она была неблагонадёжным: женой, хотя и разведённой «контрреволюционера» Н.Гумилёва, расстрелянного в 1921 году, была матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилёва и, наконец, женой (правда, тоже разведённой) заключённого Николая Пунина Тихо льётся тихий Дон
Жёлтый месяц входит в дом,
Входит в шапке набекрень,
Видит жёлтый месяц тень.
Эта женщина больна
Эта женщина одна
Муж в могиле, сын в тюрьме
Помолитесь обо мне.
писала она в «Реквиеме», исполненном горя и отчаянья.
Преподаватель: - «Реквием» оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы.
5 учащийся: Ахматова не могла понимать, что её жизнь постоянно висит на волоске, и, подобно миллионам других людей, оглушённых невиданным террором, она с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь.
Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, отказавшись, по её выражению, не только от пера и бумаги, которые могли стать уликой при допросах и обысках, она читала свои стихи своим друзьям, а те их запоминали.
На протяжении 30-х годов Ахматова работает над стихами, составившими поэму «Реквием», где образы Матери и Казнимого Сына соотнесены с евангельской символикой. Библейские образы и мотивы давали возможность предельно широко раздвинуть временные и пространственные рамки произведений, чтобы показать, что силы ЗЛА, взявшие в стране верх, вполне соотносимы с крупнейшими общечеловеческими трагедиями. Торжество Воланда и всесильный мрак каторжных лагерей олицетворяют у Булгакова и Ахматовой прежде всего кошмарный мир сталинских репрессий и чудовищной государственной системы.
В духе русской классической литературы звучит напоминающий Достоевского мотив вины и страдающей совести:
Я всех на земле виноватей,
Кто был, и кто будет, кто есть…
Мир виноват перед матерью, у которой отняли сына, и перед поэтом, которому замазали «чёрной краской» рот. Она понимает, что её судьба - всего лишь одна из миллионов судеб. И она соединяет собственную судьбу с судьбой народной. Народная трагедия была огромна и предстаёт как трагедия.
Преподаватель: Булгаков, так же как и Ахматова был изгоем. Ахматова чувствовала себя во враждебной изоляции. И здесь их общая боль - всесилие мрака, зла что олицетворяет в реальной жизни- кошмарный мир сталинских репрессий- массовый террор.
6 учащийся: «Реквием» состоит из 10 стихотворений. Поэма была опубликована лишь после смерти поэта в 1988 году. О жизненной основе «Реквиема» и его внутренней цели Ахматова рассказала в прозаическом Прологе:
«В тогдашние годы ежовщины,- пишет она,- я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):
-А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».
В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха. Ахматова, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех сразу.
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы, не течёт великая река.
Но крепки тюремные затворы, а за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска. Для кого-то ветер веет свежий,
Для кого-то нежится закат - мы не знаем, мы повсюду те же
Слышим лишь ключей постылый скрежет, да шаги тяжёлые солдат.
Приговор...и сразу слёзы хлынут от всех уже отделена.
Словно с болью жизнь из сердца вынут.
Словно навзничь опрокинут,
Но идёт…Шатается…Одна.
7 учащийся: Почти весь «Реквием» написан в 1935-40 годах. Все даты связаны у Ахматовой с трагическими пиками горестных событий тех лет: арестом сына в 1935 году, вторым арестом - в 1939 году, вынесением приговора, хлопотами по делу, днями отчаяния.
Во вступлении речь идёт об арестованных, уходящих на каторгу или на расстрел и здесь звучит конкретная тема поэмы – плач по сыну :Уводили тебя на рассвете
За тобой как на выносе шла
В тёмной горнице плакали дети
У божницы свеча оплыла
На губах твоих холод иконки
Смертный пот на челе…Не забыть!
Буду я как стрелецкие жёнки
Под кремлёвскими башнями выть.
Здесь она скорбит о всех погибших сыновьях и о горе всех матерей.
Преподаватель: Ахматова считала себя виноватой в том, что уцелела. Стихи её в память мёртвых, только они удерживали её речь на грани безумного воя.
8 учащийся: Звучит мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину
И поит огненным вином
И манит в чёрную долину
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду
Ни сына страшные глаза-
Окаменелое страданье.
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья
Преподаватель: «Реквием» Ахматовой – подлинно народное произведение. Он отразил великую трагедию. Выразил своё время и страдающую душу народа.
9 учащийся: Эпилог состоит из 2-х частей. В первой части образ тюремной очереди.
И я молюсь не о себе одной
А обо всех, кто там стоял со мной
В лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеной.
И заключительная часть - тема Памятника, известная в русской литературе по Державину и Пушкину. Никогда в мировой литературе не возникал необычный образ памятника Поэту, стоящему по его желанию и завещанию у тюремной стены. Это - памятник всем жертвам репрессий.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне
Согласье на это даю торжество
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Ни в Царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Преподаватель: «Реквием» не был известен ни в 30-е годы, ни в последующие годы, как впрочем, не были известны многие произведения тех лет, лишь сейчас приходящие к читателю. Он был впервые опубликован лишь через 22 года - в 1988 году, как и многие её произведения. А 1989 год - был объявлен ЮНЕСКО годом А.АХМАТОВОЙ.
Он навеки запечатлел своё время и показал, что поэзия продолжала существовать даже и тогда, когда по слову Ахматовой, поэт жил с зажатым ртом. Задушевный крик стомиллионного народа оказался услышанным – в этом великая заслуга Ахматовой.
Электронный учебник. Прослушивание записи голоса А.Ахматовой
4.Закрепление (электронный учебник).Тестирование
1)Кто из поэтов был мужем А.Ахматовой?
Б.Л. Пастернак 3. В.Я.Брюсов
Н.С.Гумилёв 4.К.Д.Бальмонт
2)Назовите литературное течение, к которому относила себя А.Ахматова.
1. символизм 3. Футуризм
2. акмеизм 4. Эгофутуризм
3)Кто был любимым поэтом А.Ахматовой?
1.Ф.И.Тютчев 3. А.А.Блок
2.М.Ю.Лермонотов 4.А.С.Пушкин
4) Из какого произведения А.Ахматовой эти строки:
«Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был»?
1.»Молитва» 3.» Мужество»
2. «Реквием» 4. «Родная земля»
5) Как называется третий сборник стихов А.Ахматовой?
1. «Тростник» 3. «Белая стая»
2. «Подорожник» 4. «Вечер»
5.Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Приговор»
6. Подведение итогов урока.