Методическая статья. Развитие навыков чтения на среднем этапе обучения. Современные требования.


Методическая статья:
Развитие навыков чтения на среднем этапе обучения. Современные требования.
В данной статье хотелось бы остановиться подробнее на таком виде деятельности как чтение, которое считается непродуктивным видом деятельности, но тем не менее является самым востребованным у обучающего не только в процессе обучения. но и в обыденной повседневной жизни современного человека, получающего информацию из разных источников.
Согласно новым требованиям, обучающиеся должны
-понимать основное содержания текстов по теме- выборочно понимать необходимую информации
-понять текст полностью
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;- догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
- игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;- пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником
По анализу внешнего оценивания( ЕГЭ, ГИА) и других испытаний задания по чтению вызывают трудности при выполнении и характеризуется большим количеством неверных ответов. Учащиеся связывают свои трудности с наличием в текстах обилия незнакомой лексики, «туманных»- неконкретных утверждений, двояких трактовок смысла и содержания. Эксперты же связывают неутешительные результаты с недостаточно развитыми умениями выполнения заданий , разного характера по чтению. Обучающие не владеют стратегиями чтения, и разные типы задания выполняют одинаково - стремясь понять каждое слово, переводя буквально тексты на русский язык. Цель данной статьи- разобрать стратегии основных видов чтения, обосновать необходимость и возможность формирования этих навыков с начального этапа обучения, привести примеры текстов с разнообразными заданиями, которые можно использовать в практической работе.
Reading for gist, skim reading, skimming - понимание основного содержания прочитанного (ознакомительное чтение) Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов борьбы с этим - установить жесткие временные рамки на чтение текста и игнорировать просьбы ученика перевести то или иное слово. Самое типичное задание этого типа- подобрать заголовки к абзацам текста.
Reading for specific information или scanning – чтение с извлечением необходимой информации ( поисковое или просмотровое чтение. При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.
Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Reading for detailed comprehension или reading for detail – полное понимание прочитанного(изучающее чтение). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста/.
Умения владеть всеми основными стратегиями чтения проверятся выполнением заданий ЕГЭ по иностранному языку.
Как мне кажется, в основной школе основное внимание обучению чтению уделяется в старших классах, где тексты имеют большую информативную и содержательную ценность и не до конца используются возможности обучению разным видам чтения на начальном и среднем этапе, тогда как именно там , при использовании текстов небольшого объема можно обучить алгоритмам разных видах чтения, организовать контроль и проверку основных навыков.Предлагаю тестовые задания базового уровня по чтению страноведческого характера , которые можно применять на среднем этапе обучения.
Прочитайте текст и отметьте утверждения( True/False)
The Queen’s Christmas Speech
The Queen’s Christmas Speech is a modern royal custom. On Christmas Speech
Day at 3.00 in the afternoon the Queen makes a speech on radio and TV. It’s ten minutes long. In it she talks to the people of the UK and the Commonwealth and tells them about the past year. Traditionally, in speeches kings and queens say ’’We’’ not ‘’ I’’. The British queen says ‘’My husband and I’’. The British Queen doesn’t make her speech on Christmas Eve, she films it a few days before she celebrates Christmas with her family at Windsor.
The queen makes her speech with her husband.
Her speech lasts three minutes.
People can hear the speech on the radio and watch it on British television.
At Christmas the Queen spends time with her family.
Read the text and complete the text with the missed words:
Eve, boat, Bible, parade, gold, friends’, their, lighted, any, first, sack, are, sing, parents, good, presents, brings.
Christmas
Merry Christmas In Mexico, during the nine days before Christmas people visit their (1) ... houses in the evenings, carrying (2) ... candles. They (3) ... carols and knock at the door. At (4) ... they are not let in. This is one of the customs of the posada! Then they explain they are Mary and Joseph, (5) ... of the Christchild. They (6) ... welcomed warmly. In many European countries children receive (7) ... from St. Nicolas on the 6th of December. In the Netherlands he arrives in Amsterdam by (8) ..., with his servant Black Peter, who carries a (9) ... to take away (10) ... children who have been naughty. He brings presents for the (11) ... children. In many ports of Spain AND South America it isn’t father Christmas or St. Nicolas who (12) ... the presents, but the Three Kings or Three Wise men. They do it on the (13) ... of the 6th of January. In Madrid there is a (14) ... in the streets of the Three Kings riding their camels. This commemorates the visit of Melchior, Caspar and Balthuzar to the baby Jesus in Bethlehem, with (15) ... gifts of (16) ... and frankincense as described in the (17) ...
Read the texts and answer the questions.
The First-Foot
There is a tradition of “first footing” in Britain. “First foot” is the first person to come into the house on New Year’s Day who brings good fortune for the coming year. A visitor should be a young, handsome, dark-haired, healthy male. A blonde, a red-haired or a woman are supposed to bring bad luck.
The first-foot should bring gifts of money, bread or cake, coal or salt . The bread and cake mean that the hosts wouldn’t be hungry during the coming year, the coal would make the house warm throughout the year.
When does the “First Foot”come?
What person do the hosts like to receive on this day?
What do the gifts mean?
Read the text and choose the right variant:
New Year’s Resolutions
New Year in Great Britain is also a time to make New Year’s Resolutions. People write down New Year’s Resolutions and promise to be better. Typical New Year’s Resolutions of British kids include getting better marks, becoming stronger. The grown- ups promise to give up smoking, lose extra weight, or save some money. A good thing is that if you are not successful, you can make new resolutions next year.
« New Year’s resolutions»- is a a) holiday . b) tradition c) celebration 2. Children usually want a) to be older . b) to study better
c) to change their resolutions

You can make resolutions a) once a year . b) twice a year
c) any time
КЛЮЧИ:
I. 1. F
2. F
3. T
4. T
II.1- friends’ , 2-lighted,3-sing, 4- first. 5- parents, 6- are, 7- presents, 8- boat, 9- sack, 10- any , 11- good, 12- brings, 13- Eve, 14- parade, 15 -their , 16- gold, 17- Bible.
III. a) He comes on the New Year’s Day.
b) The hosts like to receive dark-haired, handsome male.
c) The gifts ( bread, salt, coal) mean the hosts will be happy, wealthy and healthy throughout the year.
Правилен любой ответ, верный по смыслу, он может быть выражен другими словами.
IV. 1. b 2. b 3. aКудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30. 2. . Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.