Статья Дифференцированный подход к обучающимся на уроках русского языка и литературы


Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературы

Сколько цветов на лугу,
И каждый красив по-своему…
В этом подвиг цветка!
Мацуо БасёВот уже который год подряд педагогическая общественность говорит о необходимости работы по технологии разноуровневого обучения на ступенях основной школы. Накоплен немалый опыт по проблеме дифференцированного обучения. Поистине новатором является И.Г. Песталоцци, он развил положение прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоничного развития всех сил и способностей человека. И.Г Песталоцци имел в виду, что "развитие ребёнка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным".
Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку и,как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют высказать своё мнение по тем или иным проблемам.
Целью моей деятельности является обеспечение каждому ученику условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования и повышение качества обучения через использование индивидуального и дифференцированного  подхода в обучении русскому языку и литературе.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:
- проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
- взаимообучения( мобилизация групповых, парных форм деятельности);
- индивидуализации ( организация деятельности с учётом индивидуальных способностей);
- мотивации ( активная мыслительная деятельность).
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми:
- как организовать учёт индивидуальных способностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы( то есть выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребёнок не успевает по предмету;
- как методически правильно построить урок;
- как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;
- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
- исходя из таких критериев, отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его.
Учитывая индивидуальные особенности учащегося, класс можно делить на три группы: ученики с высокими-средними-низкими учебными возможностями.
Критериями деления учащихся на группы являются:
- объём имеющихся знаний;
- культура умственного труда;
- уровень познавательной активности;
- способность к абстрактному мышлению;
- умение анализировать и обобщать;
- утомляемость от интеллектуальной деятельности;
- уровень самостоятельности;
- уровень работоспособности.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности.
Ученики с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учащимися должна идти не по пути увеличения объёма знаний, а за счёт разнообразных заданий:
- составление текстов диктантов;
- составление карточек-заданий по изученному материалу;
- составление обобщающих таблиц для работы на уроке( слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, правописание предлогов);
- работа с дополнительной литературой;
- проверка индивидуальных заданий;
- выполнение обязанностей консультантов при групповой работе.
Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учащихся 3 группы. Если их лишить возможности работать самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше всех остальных нуждаются в постоянной помощи.
Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся группы А (сильных учеников), они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества.
Далее работа проводится с учащимися группы Сс использованием таблиц, параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников, пока учитель помогает учащимся второй группы), возможно практическое задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.
Лучше составить 2-3 варианта заданий (работа с текстом, анализ предложений , словосочетаний, разные виды разбора- фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический; творческие задания; тесты и др.). Учащиеся сами выбирают вариант или заранее предназначаю задание определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки-задания.
Варианты заданий, использованные на уроках.
5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями
по теме «Второстепенные члены предложения».
1. Словарно-орфографическое задание
Уровни А.В. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.
Уровень С. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.
 Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,
 обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щатьпл…нету ,про…ьба, сож…ление,
 иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду
 береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да.
2. Задания при объяснении нового материала
Для группы сильных учащихся.
Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имён существительных и прилагательных в русском языке. Составьте таблицу «Способы образования имён существительных и прилагательных». Назовите способы образования, которые можно считать самыми распространёнными для каждой части речи.
Определите способы образования данных слов: безоблачный, сельскохозяйственный, осенний, безводный.
Для группы средних учащихся.
Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
Образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:
- при помощи приставок (мятежный, водный, грамотный);
- при помощи суффиксов (машина, осень, журавль);
- при помощи приставок и суффиксов (море – за-, -ск-; размер – без-, -н-; шефы – под-, -н-);
- сложением основ (русский и белорусский, чернее брови, лес пилить). Учащимся можно предложить подбирать примеры самостоятельно.
Для группы слабых учащихся.
Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
Назовите, каким способом образованы слова:
- с помощью приставок. Обозначьте их (предобрый, презабавный, безводный);
- с помощью суффиксов. Обозначьте их (осенний, матросский, талантливый);
- с помощью приставок и суффиксов. Обозначьте их (сотрудник, приморский, прибрежный);
- из двух основ. Обозначьте их (железнодорожный, плодовоягодный, угледобывающий).
На уроках литературы также комбинирую словесный, наглядный и практический методы. Очень нравятся детям творческие задания, задания на сопоставление героев произведений с современными людьми и историческими личностями, сравнения экранизации произведения и оригинального текста. Часто даю задания опережающего характера что позволяет разнообразить деятельность на уроке и повысить накопляемость оценок. Учащиеся с удовольствием готовят доклады, сообщения, участвуют в создании опорных схем, плакатов по творчеству того или иного писателя.

По литературе уроки контроля проходят в следующих формах: письменные, устные опросы, тестирования, и, также, активно ввожу зачетную систему. Зачетная система позволяет мне, как учителю, более системно и полно проверить знания учащихся, составить план работы с плохо усвоившими материал учениками и спланировать работу по расширению и углублению материала для тех, кто хорошо усвоил программу.
Урок литературы для обучающихся 6 класса по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша» на тему «Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши».
Дифференцированные задания по сказу (по группам).
1 группа
Назовите основные качества характера Левши.
2 группа
Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст)
3 группа
1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.
2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?
Интересным может быть подход и к домашним заданиям. В конце урока предлагается несколько заданий: выполнение упражнений, составление различных схем по изучаемому материалу, составление простого или сложного плана, подбор примеров на соответствующее правило уз художественной литературы, различные творческие работы.
Современный урок не может быть эффективным без учёта степени участия в нём каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися.