Проблема обучения грамматическим навыкам английского языка на среднем этапе


Проблема обучения грамматическим навыкам английского языка на среднем этапе.
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.
Грамматический навык - синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи [5].
Для развития грамматического навыка, мы можем предложить следующие упражнения:
1. Составление небольшого рассказа о том, что вы делали вчера используя Past Simple, Past Perfect.
Цель: употребить изученные грамматические структуры при составлении устного монологического высказывания.
Ход: учитель даёт задание классу: напишите несколько предложений о том, что было вчера и расскажите классу.
Yesterday I got up at 7. I washed? Dressed and had breakfast. Then I went to school ...
2. Составление диалога по теме «Дни недели».
Цель:  повторение форм  настоящего, прошедшего и будущего простых времён в ситуации реальной коммуникации.
Ход: учитель задаёт вопросы всем ученикам по очереди.
Teacher: Let's remember days of the week.
Pupil: Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday.
Teacher: What day is it today?
Pupil: Today is Thursday.
Teacher: What day was yesterday?
Pupil: Yesterday was Wednesday.
Teacher: What day will be tomorrow?
Pupil: Tomorrow will be Friday.
Teacher: Do you do to school every day?
 Pupil: Yes, we do. We go to school every day.
Teacher: Were you at school yesterday?
Pupil: No, we weren't. We weren't at school yesterday.
Teacher: Will you be at school tomorrow?
Pupil: Yes, we will. We'll be at school tomorrow.
Так же, мы можем выделить
упражнения, для формирования грамматического навыка.
1. Сравните употребление ... в следующих ситуациях и скажите, по какому признаку они противопоставлены.
2. Сравните ситуации, найдите общее и отличительное в значении грамматических форм.
3. Объясните употребление грамматических явлений.
4. Скажите, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях.
5. Выберите подходящую форму из нескольких данных.
6. Укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих русских предложениях.
7. Прослушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует переводу, данному на карточке.
8. Образуйте грамматические формы по образцу (правилу).
9. Определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях.
10. Скажите, какое грамматическое явление вы употребили бы в следующих ситуациях.
11. Измените ситуацию таким образом, чтобы можно было употребить противоположную по значению грамматическую структуру.
12. Выразите согласие или отказ, употребляя од ну из двух предложенных вам грамматических форм. Обоснуйте свой ответ.
Упражнения для совершенствование грамматического навыка
1. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).
2. Дополните предложение, обращая внимание на…
3. Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.
4. Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера, раньше).
5. Ответьте на вопрос и задайте такой же вопрос товарищу.
6. Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами.
7. Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).
8. Поделитесь друг с другом новостью, впечатлениями.
Если нас просят о чём-то, и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: «Мне не хотелось бы этого делать», или «Я не буду это делать», или «Попроси кого-нибудь другого» и т.п.
В настоящее время в преподавании иностранным языкам, предпочтение отдаётся использованию личностно-ориентированных технологий, стимулирующих творческую активность учащихся и комбинированных методик, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к предмету "иностранный язык", а именно:
формирование способности самостоятельного решения;
развития коммуникативных задач на иностранном языке;
совершенствование всех компонентов коммуникативной компетенции.
Определив современные требования к обучению иностранным языкам, необходимо заметить, что функциональный подход в преподавании иностранных языков, и в частности грамматической стороны речи, позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед предметом иностранный язык в настоящее время.
Грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо).
Для развития навыков говорения, мы можем предложить следующие упражнения:
Составьте диалог, используя данные вопросы.
Clown 1: Hi.
Clown 2: Hello, friends! Answer our questions, will you?
1. Do you like fruit (meat, vegetables)?
2. Which fruit (vegetables) do you like?
3. What kind of food do you like?
4. Have you ever had a butter and cheese sandwich?
5. Is Coca-Cola worth trying?
6. What do you order when you go to a cafe or restaurant?
7. What is your favourite food?
8. What do you usually have for breakfast?
9. Have you ever tried hot dogs?
10. Which drinks do you like and which don't you like?
11. Do you know what a sandwich is?
12. What would you like to try at our Food Fair?
2. Ответить на вопросы по теме: «Погода».
Why is it so cool in our classroom? (closing the window)
Is it cold today? How do you find the weather today?
Do you like it? Why do you like such weather?
Who dislikes today's weather? Why don't you like it?
Prove that the weather is fine today.
We are having terrible weather today, aren't we?
Для развития навыков чтения, мы можем предложить следующие упражнения:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
This text is about Mike. He is 10 years old. He was sociable, talkative and lazy. He wasn’t honest. Once, he was late to the lesson.
-What’s trouble with you? – said the teacher.
-Sorry, I’m late. My watch stopped. I went to school and saw the fire. It was dangerous. And I helped the young girl to leave this place. She was happy. I am a helpful boy.
-I see, - said the teacher. Take your place.
Questions:
How old is Mike?
Was he kind or not?
What character has he got?
Was he honest?
What was his story about?
Was it about the fire?
How do you think was it true?
Was it dangerous?
Did he help the girl to leave that dangerous place?
Was it true?
Для развития навыков аудирования, мы можем предложить следующие упражнения:
Прослушайте текст. Перескажите его.
We are different.
I have a brother. His name is... . We like each other, but we are different. I like to read and he likes to listen to music. I like music too. I like Pugacheva, but he likes «Modern Talking". I play chess with pleasure, and he plays draughts with pleasure. I like to watch TV in the afternoon, but he likes to watch TV in the morning. I eat soup, but he eats porridge.
Прослушайте текст и ответьте на вопросы.
This text is about Mike. He is 10 years old. He was sociable, talkative and lazy. He wasn’t honest. Once, he was late to the lesson.
-What’s trouble with you? – said the teacher.
-Sorry, I’m late. My watch stopped. I went to school and saw the fire. It was dangerous. And I helped the young girl to leave this place. She was happy. I am a helpful boy.
-I see, - said the teacher. Take your place.
Questions:
How old is Mike?
Was he kind or not?
What character has he got?
Was he honest?
What was his story about?
Was it about the fire?
How do you think was it true?
Was it dangerous?
Did he help the girl to leave that dangerous place?
Was it true?
Для развития навыков письма, мы можем предложить следующие упражнения:
1.Написание диалога по образцу. Для предъявления грамматической структуры Present Perfect в сравнении с Present Perfect Continuous может быть предложен следующий диалог. Подчеркните предложения стоящие в данных временах.
Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is one problem, as our interviewer found out.
Interviewer: How long have you been trying to pass your driving test, Betty?
Betty: Seventeen years.
Interviewer: How many times have you taken it?
Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time. I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.
Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?
Betty: That’s right.
Interviewer: How many have you had?
Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two thousand pounds already. I’m taking the test again next week.
Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now. How long have you been saving?
Betty: Since 1982
Interviewer: And how much have you saved?
Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little second-hand car.
Interviewer: Well, all the very best with your next test.
Betty: Thank you.
Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи [2]. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.
Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному для исправления и изменения уже созданного текста.
Рецептивные грамматические навыки - это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте[4] .
Может показаться, что соотнесённость с ситуацией присуща только операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления, правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением. Скажем, фразой «В городе много строят» можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника (т.е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней неопределённо-личного местоимения означает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько усвоено говорящим его грамматическое значение (в данном случае - неопределённость действующего лица). А оно как раз теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и её значение едины и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой – с ситуацией, от чего зависит выбор.
Понимание и признание этого влекут за собой отказ от последовательного формирования сначала операции оформления (в языковых и им подобных упражнениях), а затем операции выбора (в речевых упражнениях), ибо в этом случае оформление вынуждено отрывать от ситуативности и поэтому не вырабатывается механизм ситуативного слежения за оформлением высказывания. Названный механизм вырабатывается только в том случае, если форма и функция усваиваются параллельно, при ведущей роли функции, как это имеет место в условно-речевых упражнениях.
Обе операции - выбор и оформление - синтезированы в грамматическом навыке в единое действие, обладающее качествами речевого навыка как такового [2].
Следовательно, для успешного формирования коммуникативной компетенции нужен набор определённых грамматических навыков.
Применительно к речевой деятельности выделяются:
речевые навыки (автоматизированное выполнение речевых действий и операций)
речевые умения (использование речевых навыков в коммуникативной деятельности) [1].
Языковые навыки могут функционировать отдельно от речевых. Это имеет место при пассивном владении языковым материалом – иностранного языка. Человек, пользующийся рецептивными видами речевой деятельности, например чтением при пассивном знании языкового материала, опирается в первую очередь на рецептивные языковые грамматические и лексические навыки.
Таким образом, языковые навыки имеют большое значение при овладении иностранным языком в школьных условиях. Лексические и грамматические навыки являются обязательными компонентами всех видов речевой деятельности, потому что во всех видах речевой деятельности есть лексический и грамматический материал.