Урок-исследование по поэме А.Ахматовой «Реквием»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Семенчина А.В. Технический лицей. УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОЭМЕ А.АХМАТОВОЙ ©РЕКВИЕМª Голоса ©Реквиемаª . Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица. А.А.Ахматова Цель. й А.Ахматовой ©Реквиемª , с третьи м, заключительны м периодом её жизни, а также с работами исследователей в этом направлен ии. Проанализиро вать поэму ©как настоящую драмуª, пытаясь услышать ©многоголосьеª: голос поэта, матери и историка. Представить отчет об исследовании в разных формах: компьютерная диаграмма, картина, фильм. Оборудование: й (портрет В.Фаворского, 1956 г,; скульптура З.Маслениковой, 1963 г., и фотографии: Москва, 1964 г., фото Д.Шоломовича; Комаров о , 9 мая 1965 г., фото Л.Шилова.) ,портрет Н.Гумилева, портрет Л.Н.Гумилева, план - схемы частей поэмы . Ученики получают предва рительные задания. Общее задание. эпиграфа. Индивидуальные задания. Первое задание. Работа по группам. Каждая группа исследует ©голосаª поэмы: голос поэта, голос м атери, голос историка. Результаты своих исследований группы оформляют в разных формах, форма обговаривается заранее. Второе задание. Ученик ‬ исследователь. десят иле тием творчества поэта. Материалы для исследовател я. Иссл едователь жизни А.Ахматовой Выдержки из статьи М.Кралина, в которой сделана попытка выделить в тво рческой жизни поэта три периода (пролога, центральной части и эпилога), остановимся на последнем. 12 декабря в замке Урсино (г. Катания, Италия) Ахм чена Международная литературная премия ©Этна - Таорминаª ‭ ©За 50 - летие поэтической деятельности и в связи с недавним из данием в Италии сборника стиховª. 15 декабря Оксфордский университет (Англия) принял постанов ление о присвоении Ахматовой почётной степени доктора лите ратуры. 5 июня 1965 ственно присуждена степень почётного доктора литературы. С 17по 21 июня Ахматова находилась в Париже. 5 марта 1966 года после длительного лечения (четвертый ин фаркт произошёл 7 ноября 1965 г.) А. Ахматова скончалась. Исследователь творчества А.Ахматовой М.Баженов. В 1957 г. Ахматова продолжает работу над ©Рек виемомª. ния об А.Модильяни. В октябре 1958 г. выходит в свет книга ее ©Стихотворенийª (ти раж 25 тыс. экз.) В 1959 г. работает над пушкинской прозой. В апреле 1961 г. выходит книга ©Стихотворения. (1909 - 1960)ª (тираж 50 тыс. экз.). В октябре 1965 г. выходит в свет ее последняя прижизненная кн и га ©Бег времениª. 2 М.Кралин . © В последнее десятилетие один за другим выходят сборники ее стихов, тщательно просеянные сквозь цензурное си то; за рубежом печатаются ©Реквиемª (1963, Мюнхен) и ©Поэма без герояª, давно уже гуляющие по России во множестве спи сков. Ахматова много переводит, пишет статьи о Пушкине, пытается восстановить сожжённую трагедию ©Энума Элишª. Она по - прежнему, как и в годы молодости, окружена толпой поклонников и поклонниц. Её имя появляется в списке кандидатов на Нобелев скую премию, о днако вместо ©Нобелевкиª она получает более скромную, но почётн ую. Ахматова не хотела умирать. Ее рабочие тетради были полны замыслов (например, киносценарий о лётчиках), на сентябрь 1966 года планировалась новая поездка в Париж (сов местно с Арсением Тарковским) ª Третье задание Литературный критик. Изучить выдержки из материалов исследовате лей, посвящённых третьему периоду творчества А.Ахматовой. Выписать в тетрадь главные тезисы их работ, тем самым подготовиться к участию в колл ективном анализе поэмы ©Реквиемª на уроке . Выдерж ки из работ исследователей творчества А.Ахматовой 1. Н.Скатов. © Вообще, как и образ героя, образ женщины - героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. При необычайной конкретности пережива ний это не только человек конкретной судьбы и биографии, вернее, это носитель бесконеч ного множества биографий и судеб... Личное (©голос твойª) восходит к общему, сливаясь с ним: здесь к всечеловеческой притче и от неё ‭ выше, выше ‭ к небу. И так всегда в стихах Ахматовой... В ощущении судьбы, которое появилось уже в ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахмато вой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности ‭ чувстве со причастности миру, сопереживаемости с миром и ответствен ности перед ним, получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба ‭ судьба страны, судь ба народа ‭ история ª (1989). 2. Ю.Кярякин . © Представьте, если А.Ж данов, гр омя А. Ахматову в 1946 году, знал о её ©Реквиемеª... Представьте, воскресни он се годня и прочитай ©Реквиемª, узнай об отмене постановления о журналах ©Звездаª и ©Ленинградª. Представьте ещё: пусть даже ничего он и не знает об этом... Пусть бы вынырнул прям о из 1946 года в 1989 ‭ что бы с ним стало? Что он мог увидеть, предви - деть со своей точки зрения, с точки зрения застенка, подвала, эшафота, что бы с ним стало, с палачом, в очеловеченном, очело вечивающемся мире?.. Стоит, стоит об этом задуматься. Есть, есть возмездие! А вот Анна Андреевна Ахматова, наверное, не была бы потрясена. Она обо всём этом ‭ знала, она именно на все это и работала. А знала потому, что находилась на вершине гуманистической куль - туры ‭ и русской, и мировой. Оттуда далеко видно ( а уж о судь бе палачей и говорить нечего ) . Есть, е сть справедливость!ª (1989) 3. Л.Озеров. © Именно в ©Реквиемеª особенно ощутим лаконизм по эта. Если не считать прозаического ©Вместо предисловияª, здесь всего только около двухсот строк. А звучит ©Реквиемª как эпо пея, месса, выглядит как собор ..ª 4. Из диалогов И.Бродского с С.Волковым. Волков. © Конечно, там (в поэме ©Реквиемª) есть два плана: реаль ный биографический ‭ Ахматова и судьба её арестованного сы на; и символический ‭ Мария и её сын Иисус.ª Бродс кий. © Для меня самое главное в ©Реквиемеª ‭ это тема раз двоенности, тема неспособности автора к адекватной реакции. Понятно, что Ахматова описывает в ©Реквиемеª все ужасы ©большого террораª. Но при этом она всё время говорит о том. что близка к безумию.. . Здесь самая большая правда и сказана: ©Прислушиваясь к своему // Уже как бы чужому бредуª. Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происхо дит, смотрит как бы со стороны... Когда человек плачет ‭ это личное дело плачущего. Когда пл ачет человек пишущий, когда он 3 страдает ‭ он как бы даже в некото ром выигрыше от того, что страдает. Пишущий человек может переживать своё горе подлинным образом. Но описание этого го ря ‭ не есть подлинные слезы, не есть подлинные седые волосы. Это всего лишь приближение к подлинной реакции. И осознание этой отстранённости создаёт действительно безумную ситуа цию. ©Реквиемª ‭ произведение, постоянно балансирующее на грани безумия, которое привносится самой катастрофой, не ут ратой сына, а вот этой нравстве нной шизофренией, этим раско лом ‭ и не сознания, а совести. Расколом на страдающего и пи шущего... Конечно, ©Реквиемª Ахматовой разворачивается как настоящая драма: как настоящее многоголосие. Мы все время слышим раз ные голоса ‭ то простой бабы, то вдруг ‭ поэтессы, то перед нами Мария. Это все сделано как полагается: в соответствии с законами жанра реквиема. Но на самом деле Ахматова не пыта лась создать народную трагедию. ©Реквиемª ‭ это всё - таки ав тобиография поэта, потому что всё описываемое ‭ произо шло с поэтом © (1992). Ход урока. 1. Звучит запись отрывка из ©Реквиемаª Вольфганга Амадея Моцарта. 2. Слово учителя. Сегодня вы познакомитесь с заключительным этапом жизни и творчества А.Ахматовой. Мы попробуем исследовать поэму Анны Ахматовой ©Реквиемª с точки зрения композиции, услышать разные ©голосаª, понять важность художественного, исторического и гражданского значения этого произведения . У нас проводился вечер , посвя щенный памяти жертв политических репрессий, на котором вы уже знакомились с отрыв ками произведения Ахматовой. Сейчас мы более глубоко прочтем эту поэму. Вы сейчас услышали музыкальное произведение, которое тоже называется ©Реквиемª. Его автор Вольфганг Амадей Моцарт. ©Реквиемª - последнее произведение музыканта, написанное по заказу , как поминальная мелодия, плач по покойнику. Есть ли у вас предположения относительно загла вия поэмы? Из Большого энциклопедического словаря: ©по начальному слову латинского текста Реквиема ‭ ©Веч ный покой даруй им, Господиª, заупокойная мессаª, ©к атолическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение. В своих записных книжках Ахматова называет поэму по - латыни ‭ © Re quiem ª . Почему первоначально имелось ©Фонтанный Домª или ‭ © Requiem ª ? Почему Ах ма това не остановилась на перво м из этих вариантов? Фонтанный Дом ‭ так называл свою усадьбу, чтобы отличить её от других петербургских, её владелец граф Шереметев; это место жительства Ахматовой в Ленинграде (Набережная реки Фонтанки, 34, кв. 14) с апреля 1924 года, где она поселилась в квартире своего мужа Н.Пунина , профессора - искусствоведа, во внутреннем флигеле и прожила, с перерывом на ташкентскую эвакуацию, до лета 1952 года. Сейчас дом - музей Ахматовой ©Фонтанный Дом воспринимался читателями не как реальное ме сто обитания Ахмато вой, а как образ, непосредственно связан ный с её поэзией: ©Царское Селоª, ©Фонтанный Домª ‭ всё это были понятия не географические, а поэтические, и жить там ‭ значило жить в стихах, а не в стенах ª . Вероятно, использует ся как символ Творчества для поэтес сы. Здесь был написан ©Реквиемª . Латинский вариант названия, очевидно, должен вызвать литера турные и музыкальные ассоциации (с произведением А.Пушкина ©Моцарт и Сальериª, с ©Реквиемомª Моцарта, с темой смерти вообще). Очевидно, в названии ©Фонтанный Домª было бы очень много не ясного для читателя и личного; в латинском варианте, помимо связи с гуманистической культурой, всё же больше отстраненно сти. Русский вариант, не нарушая широких культурных ассоциа ций, содержал в себе обобщение, символ Смерти и Памяти. 3. История создания поэмы. Выступление ученика ‬ историка. Впервые опубликована в журнале ©Октябрьª, 1987, №3 (публика ция З.Томашевской). Над 4 лирическим цикло м ©Реквиемª, позднее называемом ею и поэмой, Ахматова работала в 1934 ‭ 1940 годах и в начале 60 - х годов. 30 - е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, в скоре перешедшей на территорию ее Родины, но и другой, не менее страшной во йны , которую вели Сталин и его приспешники с собственным народом. Чу довищные репрессии 30 - х годов о брушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленнико в А. Ахматовой, разрушили и ее семей ный очаг: в начале был арестован и сослан сын, - студент Ленинградск ого Университета, а затем и второй муж Н.Н.Пунин. Первый муж Анны Ахматовой ‬ Николай Гумилев ‬ был расстрелян еще в 1921 году. Сама Ахматова все годы жила в ожидании ареста. По словам Л.К. Чуковской, ©Реквиемª заучи вался людьми, которым Ахматова довер яла, а таких было не бо лее десятка. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала ©Реквиемª в редакцию ©Нового мираª. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди чита телей в ©самиздатовскихª списках. (По сообщению В. К . Покровского, в некоторых списках поэма имела конкурирующее название ©Фонтанный Домª). Один из списков попал за границу, и впервые полностью (без ведома автора) ©Реквиемª был опубликован от дельной книгой в Мюнхене (1963). Экземпляр мюнхенского ©Рек виема ª был подарен Ахматовой (с авторской правкой) её библио графу М.В.Латманизову. Ныне он находится в музее Ахматовой в Фонтанном Доме и был взят за основу при подготовке настоя щего издания, с учётом всех последних публикаций... Авторизован ные списки, взяты е за основу этих публикаций, имеют некоторые разночтения... Поскольку ©Рекви емª при жизни Ахматовой не был н апечатан в нашей стране, остаётся дискуссионным вопрос о том, какой список следует считать каноническим. Выступления с индивидуальными заданиями учеников - исследователей и лит.критика. 4. Слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Ахматовой…. Мы говорим сегодня о Голосе поэта в трагическую эпоху. Какие эпиграфы вы можете предложить? Как вы поняли значение эпиграфа к самой поэме? Эпиг раф взят из стихотворения А . Ахматовой ©Так не зря мы вме сте бедовалиª 1961 года, это третья, последняя строфа. Переда вая поэму в редакцию ©Нового мираª, Ахматова присоединила к ней эпиграф. Строки его прямо указывают на то, что содержа ние поэмы нельзя с водить к личной трагедии, что это ©народнаяª поэма, историческая. Об этом есть запись в ©Листках из дневни каª: ©13 декабря 1962. (Ордынка). Давала читать © Requiem ª. Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих сти хах никогда не слыхала, (©Наро дныеª). И говорят самые разные людиª. 5. Чтение наизусть учащимися отрывков из ©Реквиемаª © Вступлениеª , © Посвящениеª, V , VI части, Эпилог. 6. Каковы ваши впечатления о поэме? Приблизительные ответы учащихся: ... образ женщины - героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. При необычайной конкретности п ережи ваний... это носитель бесконечного множества биографий и судеб... …. Анна Андреевна Ахматова... находилась на вершине гуманистиче ской культуры ‭ и русской, и мировой. ...Реквиемª Ахм атовой разворачивается как настоящая драма: как настоящее многоголосие. Мы все время слышим разные голо са ‭ то простой бабы, то вдруг ‭ поэтессы, то перед нами Ма рия... ©Реквиемª ‭ это всё - таки автобиографии поэта.. ...©Реквием является поэмой эпи ческо й, сотканной из лирических нитей . 7.Анализ поэмы. 5 Слово учителя. Одним из заданий было групповое: класс, разде лившись на три группы, приготовил сообщения. Цель его ‭ проанализи ровать ©голосаª, звучащие в поэме: голос поэта, историка и матери, а также, в нимательно изучив композиционную схему, предлагаемую Е.Эткиндом, отметить в ней место звучания ©своегоª голоса. Прослушав, вы попробуете ответить на вопрос. Согласны ли вы с мнением Солженицына о поэме: ©Это была трагедия народа, а у вас ‭ только трагед ия матери и сынаª. Подобную точку зрения высказывает И.Бродский, говоря о том, что ©Реквиемª ‭ автобиография поэта, а не народная трагедия. Каждая группа или один учащийся представляет план - схему поэмы, где наглядно видно деление частей поэмы по принципу ©г олосовª. Возможные варианты анализа поэмы по группам. Вариант сообщения первой группы.. В качестве иллюстративного материала ребята демонстрируют фильм(3 - х минутный ролик со слайдами и музыкой Т.Альбиони) Главный акцент в поэме сделан на личности поэта. Е го слова ‬ это звучание не просто свидетеля эпохи, но представителя великой русской культуры, носителя великого литературного наследия. Гневный голос поэта ‭ страдающего гражданина своей страны ‭ слышится в шести главах поэмы (плюс эпиграф). Ахматова, прод олжая пушкинскую традицию ©глаголом жечь сердца людейª, уже в эпиграфе открыто заявляет о своей позиции, о своей главной роли в жизни ‭ роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны. ©Я была тогда с моим народом, //Там, где мой народ, к нес частью, былª. Она не конкретизирует, где это ©тамª ‭ в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; ©тамª ‭ это значит вместе, в широком смысле слова. Она не говорит ©была на родинеª, просто не может выговорить в этом контексте, поэтому использует св ой любимый прием ‭ создание образа через отрицание: ©не под чуждым небосводомª И сразу же после эпиграфа мы слышим голос поэта в прозаиче ском отрывке ©Вместо предисловияª и в ©Посвященииª ‭ очень важных для понимания поэмы. ©Вместо предисловияª ‭ это заве щание ей, поэту, наказ ©это... описатьª. Завещание, потому что все стоящие в этой очере ди, ‭ отверженные, ©прокажённыеª, хуже мертвецов (©мёртвых безды ханнейª), ©живутª в своём мире страха и нищеты. И это народ, а поэт ‭ его часть и поэтому разделяет с н им его гибельную судьбу. Где - то ©вда лиª ©для кого - то веет ветер свежий, // Для кого - то нежится закатª (на другой планете? в другой Галактике? или в другой части света?). Ахма това не знает, где и кто живёт иначе. Или не смеет сказать? Или это не важно, ибо поэма не о счастливых, а о тех, перед чьим ©горем гнутся горы, // Не течет великая рекаª. Вновь голос поэта становится слышным в третьей и четвертой гла вах. Только поэт может так почувствовать и так сказать ©Нет, это не я, это кто - то другой страдает. // Я бы так не моглаª. Есть ли путь к заб вению, если знаешь, что уход в смерть, в безумие ‭ не для тебя. Ты осу ждён нести свой крест. Кем? Людьми? Судьбой? Богом? Не спасёт ничто: ни ©новогодний лёдª, ни ©тюремный топольª. Природа, помогавшая раньше, покину ла, как и люди: ©Ото всех уже отделенаª. Поэтическая партия вновь звучит в десятой главе и первой части ©Эпилогаª. Продолжается монолог ©мертвецаª, ищущего свою ещё жи вую душу в разговоре с Богом. Десятая глава ‭ поэтическая метафора, с помощью которой по эт может, увидев как бы со стороны, передать всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса (и своего сына), но не слышит голоса Матери. Нет таких слов, которые способны передать её сос тояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Если продолжить, расшифровать поэтическую параллель: Иисус, Богоматерь ‭ сын, которого ©уводили на рассветеª, мать, кричащая ©семнадцать месяцевª, то возникает вопрос: если Иисус погиб ради лю - дей, ради спасения их душ, искупив все грехи мира, то ради чего погиба ет сын, чьи грехи, не палачей ли своих, он должен искупить? Ответа нет, так как туда, ©где молча Мать стояла, // Так никто взглянуть и не по смелª. В образе Богоматери сливаютс я все матери мира, детей которых убивают, и 6 если Иисусу ‭ смерть, ей ‭ страдания: старость, страх, мо литва. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибну щего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли как бы сближается с ней. И нет спасения. Постепенно к ©Эпилогуª, его первой части, голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераз дельно. Здесь ©раскол на страдающего и пишущегоª сменяется вновь удвоенным осознанием невозможности что - либо изменить, удвоенным чувств ом вины и безнадёжности. В композиционной схеме можно отметить главы, в которых звучит голос поэта, присоединив эпиграф и ©Вместо предисловияª. Вариант сообщения второй группы. В качестве иллюстрации ‬ картина, центральное место в которой занимает образ матери, потерявшей сына. Мы считаем, что самое трагическое и выразительное звучание в поэме приобретает образ матери. . Голос матери мы слышим в семи главах, и если сравнить это с го лосом поэта, то получается примерно одинаковое их количество. Во всех гл авах (они идут почти подряд: первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая и девятая) голос матери ‭ монотонный, как молитва, ‭ едва слышен. Это рассказ о происшедшем, о своей судьбе и судьбе сына. Очень личный. Это по жанру ‭ не то молитва, не то причит ание - По следнее подтверждает историческая аналогия: ©Буду я, как стрелецкие усёнки, II Под кремлёвскими башнями вытьª. Во все времена судьба сы новей и мужей ‭ погибать, матерей ‭ их оплакивать. Очень личная тра гедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей ‭ в пространстве России и во времени (беспредельном ‭ ив прошлом, и в будущем). Во второй главе много повторов слов (©тихоª ‭ ©тихийª, ©жёлтый месяцª ‭ ©жёлтый месяцª, ©входитª ‭ ©входитª, ©эта женщи наª ‭ ©эта женщинаª). Неотвязная мы сль, сводящая с ума ©теньª, а не человека, женщину, которая больше не может страдать и, в поисках спа сения, видит себя отстранение глазами ©месяцаª ‭ как бы из другого мира, вдруг сменяется трезвым осознанием невозвратности происходя щего. Осознан пригово р судьбы: ©Муж в могиле, сын в тюрьмеª. Впере ди только безумие и смерть ‭ как высшее счастье и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же итог (©тихий Донª, ©жёлтый месяцª, ©огромная звездаª, ©ночи белыеª, ©шелест лета ª . Но смерть не приход ит. И ©каменное словоª приговора падает ©на... ещё живую грудьª. Теперь мать молится не Богу, но смерти, так как не может ©снова научиться житьª. Каждая из глав бесконечного горест ного монолога матери, каждое слово которого выстрадано, за каждое слово кот орого заплачено не слезами, но жизнью, но безумием, но невы носимыми страданиями, всё более трагична: невыносимее всего лако низм последней, самой страшной ‭ девятой главы. Смерть не приходит. Пам ять жива. Значит, только безумие может спасти, но лишь отняв всё, чт о осталось, ‭ память. Главный враг ‭ память. ©Надо память до конца 'битьª, окаменеть, чтобы не помнить сына ©окаменелое страданьеª. В ыхода нет. В этих главах поэт и историк не приходят на помощь матери. Она страдает одна. Вариант сообщения третьей группы . Эта группа составляет диаграмму распределения голосов в поэме используя цветовые акценты и объясняя назначение каждого цвета. Доминирующим и самым важным мы считаем исторический аспект Начиная с эпиграфа, во многих главах по крупицам растворены и сторические реалии. Когда всё происходит? ©В страшные годы ежовщ иныª. Где? ©Там, где мой народ, к несчастью, былª ‭ в России, в Л ен инграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах ‭ во Вступленииª и во второй части ©Эпилогаª. Эпоха, в которую суждено было страдать народу, описана достат очно образно и зримо. И очень жёстко: ©...безвинная корчилась Русь // П од кровавыми сапогами // И под шинами чёрных марусьª. Кто жертва? Весь народ, ©осуждённых полкиª, вся Русь. Кто палач? Он только однаж ды на зван: ©Кидалась в ноги палачуª. Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на ©чёрных марусяхª. Их определяет 7 только одна де таль ‭ ©верх шапки голубойª. Поскольку они нелюди, о них больше не чего сказать. Палач не назван, но ясно, кто он ‭ Хозяин этой безумной страны. Последняя глава ‭ самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах ‭ это мужья и сыновья; другая половина ‭ в тюремных очередях, это матери и жёны . Все слова бедны для описания историй их жизни, а души их заполнены единым страданием. Матери, жёны, поэтессы, историки ‭ все они в этой очереди. Вся Россия. Где же подручные палача? Они не заслужили слов. Но не заслужили и забвения. В последней главе гол оса поэта и историка подавляет мощный хор женского не крика, не плача ‭ воя. С ним слит и голос матери. Но они (поэт и историк) не должны перестать слышать этот крик. К сожалению, нельзя свершить возмездие: как наказать историю, судьбу, жизнь? Как наказать палача? Став палачом? И поэтому нужно призвать Память на помощь. Память, голос поэта, не позволяющий забыть ни крупицы. Интересен в этой связи внутренний конфликт между ©голосамиª: мать мечтает о забвении, считая Память своим главным врагом; в то же время для историка Память ‭ главный помощник, без которого невоз можно сохранить верность прошлому ради будущего. Последняя глава как мартиролог, только мартиролог без имен (©отняли список, и негде узнатьª). Он не дает надежды и не обещает пе ремен. Он только н апоминает о жертвах и о содеянном. 6.Выводы урок а. Учитель: Согласны ли вы с мнениями Солженицына и Бродского об автобиографичности поэмы? Солженицын, отказывая поэме в народности, видимо, имеет в ви ду, помимо очевидного автобиографизма. ещё и во многом женское по нимание и озвучивание событий. Женский взгляд. В сущности, даже о мучениях сына сказано очень скупо: ©Смертный пот на челеª, ©...обезумев от муки, // Шли уже осуждённых полкиª, ©...сына страшные глаза ‭ // Окаменелое страданьеª. Но, думаетс я, замысел Ахматовой был шире. В основе поэмы лежит метафора: мать и сын как Иисус Богородица. Страдания матери и страдания сына через искупление вины сего народа. Почему только один палач назван в поэме? Почему нет п роклятий, осужд ений? Почему всё так отстранение, когда речь идёт о возмездии? Почти два тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, с пешит друг друга казнить. По сути - то палачи ‭ сами люди. Они мол чат, они терпят, они страдают, они предают, они казнят. Поэт описыв ает происходящее, постоянно испытывая чувство вины за весь народ. 3а всю ©безвинную Русьª. Почему же безвинную, ведь сажают и казнят не иностранцы, не захватчики, а свои, ©в кровавых сапог ахª? Слова ©Реквиемаª обращены ко всем ©умершимª на семьдесят ле т согражданам. Тем, кто сажал, и тем. кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произве дение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка, ‭ в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и лич ными. 8 Использованная литература 1. А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, 1977. 2. М.Кралин. Времена Ахматовой // А.Ахматова. Собрание сочин ений в 2 то мах, Т. 1, М - : Цитадель, 1997.. 3. А.Ахматова. Узнают голос мой. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ по эта. /Сост. Н.Глен, Л.Озе ров. М.: Педагогика, 1989. 4. Анна Ахматова: дни и события. Краткая биохроника / Сост. М.Баженов // В : А.Ахм атова. Узнают голос мой..,: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта / Сост. Н.Глен, Л.Озеров. М.: Педагогика, 1989. 5. В.Жирмунский. Поэзия Ан ны Ахматовой // А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. / Сост., подготовка текст а и примечания В. Ж ирму н ского. Советский писатель, ЛО, 1977 6. А.И.Павловский .Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Москва. Просвещение, 1991. 9 Композиционные схемы. Голос матери. Пролог Сюжет Эпилог ный центр № стиха. / II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 / II Число 25 12 8 8 5 11 14 8 12 16 20 8 12 34 строк Голос поэта Пролог Сюжет Эпилог ный центр № стиха. / II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 / II Число 25 12 8 8 5 11 14 8 12 16 20 8 12 34 строк Голос историка . Пролог Сюжет Эпилог ный центр № стиха. / II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 / II Число 25 12 8 8 5 11 14 8 12 16 20 8 12 34 строк