Использование национально-регионального компонента на уроках математики


Использование национально-регионального компонента на уроках математики
Концепция обновления и развития школы предусматривает введение национально-регионального компонента (20% учебного материала).
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Национально-региональный компонент в школе и его связь с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных задачи – это обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная связь с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает интерес к истории республики, села; происхождению и названию городов, сёл, рек, к природному изучению края. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
     Систематичность      Доступность      Наглядность      Разнообразность материала      Связь материала в учебной и воспитательной работе Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации. Применение элементов национально-регионального компонента в учебных предметах требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы.             
Учащиеся мало знают не только о национальной культуре хакасского народа, но и вообще о Хакасии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям хакасского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале республики Хакасия. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задания интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Хакасии, культурой, историей, традициями. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в работу на уроке. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.
Задания составлены на культурно-краеведческом материале Республики Хакасия.
- 1-

Д Т
В Г ЫУ ЗРМ С
Х А К А С И Я
ЗД В М Е Н Ч
Н А А М К У А
А Ч Д У С Ч А РН Н А Д О Т А Е 1.Число, в котором есть разряд единиц, десятков.
2.Математическое задание, содержащее условие и вопрос.
3. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
4. Мелкая единица измерения массы.
5. Наименьшая единица измерения времени.
6. какой знак нужно поставить между уменьшаемым и вычитаемым?
7. Наименьшее четырёхзначное число.
-Какое слово образовалось в выделенной строке?
- 2 –
Среди степей, курганов древних.
В объятьях гор, где солнце спит,
Надев платочек голубого неба,
Красавица Хакасия стоит.
Так пишет о нашей малой родине наш земляк Пётр Соколов из деревни Будёновка.
- Исключительно богата природа нашей республики. ¾ её территории составляют горы, но есть и степи, и тайга, и полноводные реки, и солёные озёра. На территории республики Хакасия насчитывается около 1000 разнообразных по размерам, степени проточности и солёности озёр. Около 500 озёр Хакасии относятся к крупным, более 100 из них — солёные.
Только на территории Бейского района насчитывается более 40 крупных и мелких озёр. Может быть, вы назовете некоторые из них? (Собачье, Журавлиное, Заливное…)
- Самые крупные из них: Сосновое, Сабинское, Подгорное (Мраморное).
- На ваших столах лежат макеты озер, а на них задания. Если вы верно решите примеры, мы узнаем названия озер известных далеко за пределами нашей республики. Это лечебные озера, по берегам которых построены санатории и базы отдыха. Здесь лечатся и отдыхают взрослые и дети из многих уголков России и даже из зарубежья.
- Приступаем!
1 карточка.
50+6+30=19+(9-8)=74-(20+50)=92-(18-8)=
ИШРА

20 86 4 82
(Шира)
2 карточка

12-9+6=80-20-60=8-(2+3)=
УСТ
3 9 0
(Тус)
3 карточка
7+5-8=9+2-1=19-9+3=10+(5-2)=
ЛЕЁБ
3 10 4 12
(Белё)
Задача. Площадь озера Белё 26 кв.км, а площадь озера Иткуль на 5 кв. км меньше. Узнайте площадь озера Иткуль. (21 кв.км)
-3-
- Если у нас так много водоемов, то и рыбы наверняка множество….
- Какую рыбу вам приходилось ловить? (карась, окунь, щука, лещ, елец, ёрш, сазан,карп…)
- Давайте-ка устроим привал: наловим рыбы и сварим вкусную… (уху).
- Чем будем ловить рыбу? (удочкой, сетями).
- Добывать себе пропитание будем все вместе. Отправляемся на берег удить рыбу.
Игровой момент. 1 вариант. Дети ищут спрятанные по классу рыбки.
2 вариант. Бумажные рыбки с магнитиками и удочка с магнитиком.
- Какой удачный улов! А как называются рыбы, которых вы поймали? (карась, щука, окунь)
Задача
На территории Хакасии насчитывается 76 видов млекопитающих. Это на 41 вид больше, чем видов рыб в водоемах. Сколько же видов рыб ученые насчитали в наших реках и озерах? (35)
-4-
Вопрос (повторение): Какие рыбы водятся в водоемах Хакасии?
Задание: у какой рыбы нет чешуи, и она не водится в хакасских водоёмах, мы узнаем, если решим цепочку примеров.
(примеры напечатаны на рыбках, которые поймали). Правильный ответ укажет на изображение этой чудо-рыбы.
+32 -44 +59 +15 -74 -9

23
?

Щука-4
Сом-2
Карась-3
Ответ: Сом-2.
-5-
Повторение: - Сколько в Хакасии крупных озер? (500)
-Сколько видов рыб? (35)
Многие из них водятся в реках, которых в нашей республике 324, в том числе самые крупные: Енисей, Абакан, Чулым, Томь. Сколько тогда мелких рек и речушек? ( 324 - 4 = 320)
Вопрос: - Какая из крупных рек считается главной? (Дети высказывают свое мнение).
Ответ вы узнаете, решив эту цепочку из примеров
20 – 6 = … : 2 = … + 30 =… - 33 = …X 3 =….
Абакан – 10
Енисей - 12
Чулым - 14
Томь - 16
Абакан - 514 км.
Енисей – 4287 км.
Чулым 1799 км.
Томь – 827 км.
Какие крупные реки, протекают на территории Хакасии?
Енисей — река в Сибири, в переводе — большая вода.
Енисей занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди рек мира.
- 6 -
Повторение: Задача. – Сколько крупных рек в Хакасии? (4 – Абакан, Енисей, Чулым, Томь)
- Какая самая крупная река?
- Какое место она занимает по России? (2) Среди рек мира? (7)
Задача: Туристы прошли на лодках по реке Абакан 24 км, а по реке Енисей на 36 км больше. Какова длина всего пути, пройденного туристами?
Составим краткую запись:
? км Абакан – 24 км
Енисей - ? км на 36 км больше
- 7 –
Вопрос: - Какой город является столицей Хакасии?
- Сколько всего городов, и как они называются вы узнаете решив эти примеры.
Задание: Посмотрите внимательно на выражения на доске, в их ответах зашифрованы названия городов. Все ли выражения решены, верно?
20 : 4 2 = 10 35 + 5 -18 = 22 2 X 4 4 = 16 (80 – 8) + 28 = 100 18 : 6 + 4 5 = 26
По классу развешаны таблицы, на которых рядом с ответом записано название города:
Абаза-16 Черногорск - 22 Абакан- 10 Сорск-100 Саяногорск-
26
-8-
Что было самым распространенным летним напитком хакасов, приготовленным из кислого коровьего молока? (Айран)
Из ведра айран налили в банку, бидон и в кастрюлю. В банку – 3 л, в бидон – 7 л, а в кастрюлю столько же, сколько в бидон и в банку вместе. Сколько же было в ведре литров айрана первоначально?
- 9 –
Задача: В Хакасии 5 городов, а больших сел в 2 раза больше. Сколько больших сел в Хакасии?
В состав республики входят 5 городов (Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск, Черногорск), 13 поселков городского типа.
- 10 –
Задача: В 1991 году Абакану исполнилось 60 лет, это на 21 год меньше, чем сегодня. Узнай сколько лет Абакану сейчас?
- 11 –
- Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).- Тогда отгадайте мою загадку: "Это где у нас шахтёры, добывают угля горы”? (Черногорск).
- Для чего добывают уголь? Как называют людей этой профессии?. Почему?
Задача: За неделю с разреза «Изыхский» вывезли 36 белазов угля, а с разреза «Черногорский» на на 26 белазов больше. Сколько всего вывезли угля?В нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г.Черногорска, села Белый Яр, села Бея.
- 12 –
Тайга наша гордость. Какие хвойные деревья растут в нашей тайге?
Кедр – это сибирская сосна, растет несколько сотен лет. Ценится своей древесиной, целебными свойствами.
Ребята, а чем еще популярен кедр? Показ картинок.
Задача: С 3 кедров собирают 30 кг орехов. Сколько кг орехов собирают с 8 кедров?
– Можем мы ответить на вопрос задачи? Почему?
– Можем ли узнать, сколько кг орехов собирают с одного кедра?
- 13 –
4. Богат и разнообразен животный мир нашей тайги и всей Хакасии в целом. Но многие животные уже занесены в Красную книгу.
Задача: В Красную книгу Хакасии включено: 4 вида рыб, птиц- 80 видов, млекопитающих- 15 видов.
Задание: Поставь вопрос, реши задачу.
- 14 –
Сиби́рский кедр. Вечнозеленое дерево, достигающее 35—44 метров в высоту и 1,8 метра в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни — 500 (по некоторым данным 800—850) лет.
Берёза —высота 30—45 м, обхват ствола до 1,2—1,5 метра.
Задача: Высота кедра 44 м. Какова высота березы, если она на 16 м. ниже кедра?
- 15 –
Богата Хакасия степями, лесами, тайгой и полями. На полях Хакасии выращивают зерновые культуры: пшеницу, рожь, овес, гречиху. А также кукурузу, которая является хорошим кормом для животных.
Задача: Для посева подготовили 90 ц. зерна. Из них пшеницы посеяли 55 ц. , ржи на 17 ц. меньше, остальное – овес. Сколько центнеров овса посеяли?
- 16 -
Задание: Назвать домашний адрес. Повторить на память все села, города, в которых проживают одноклассники. (Отвечают 2, 3 учащихся).
Задача: За время следования от дома до школы Саша делает 2 остановки. От дома до автовокзала его путь занимает 15 мин. пешком. От автовокзала до с Белый Яр – 45 мин.на автобусе. И от остановки до школы – 10 мин. Сколько времени Саша тратит добираясь до школы? ( перевести в часы, мин.)