Доклад на тему: Укрепление духовного единства многонационального народа Россий-ской Федерации путём реализации национально регионального компонента в начальном историческом образовании.


Тема: Укрепление духовного единства многонационального народа Российской Федерации путём реализации национально регионального компонента в начальном историческом образовании.

Студентка группы ПНК-4 Т.С.Дьякова
ГБОУ СПО РО «Волгодонский педагогический колледж»
Именно история своего рода и местности является особо значимой для осознания национального единства не только русского, но и других народов, населяющих РФ. Высокое Чувство патриотизма начинает развиваться с осознанного чувства любви и интереса к своей «малой родине». Однако, зачастую школьные уроки краеведения предпочитают относить к необязательным; закрывают общественные музеи, тому же, не боясь о сохранении собранных там памятников истории и культур; отказывают в материальной поддержке объединениям краеведов, их конференций и изданий; в то же время некоторые краеведные издания, популярные и даже справочно-информационные по назначению - недостаточно высокого научного уровня; обнаруживаясь, что авторы ещё немалого числа краеведных работ не овладели технологией современного научного творчества.
Развитие национально – регионального компонента в истории образования – важная задача и для всей России и для отдельных её регионов – крупных областей и малых городов. На национально – региональном более полно реализуются мировоззренческие возможности обществоведческих учебных курсов, складываются условия для действенного патриотического воспитания, раскрываются особенности усвоения научных идей и понятий курса в условиях переходного периода, создаются условия для творческого моделирования межпредметных связей в курсе национальной истории, раскрывается познавательный и воспитательный потенциал педагогического краеведения в контексте общественного курса.
Большую роль в реализации НРК педагогической деятельности играют экскурсии в исторические, художественные, краеведческие, бытовые и другие музеи. Повышенное внимание к детальному раскрытию особенностей этнокультурной, этнонациональной жизни, политико-административного устройства и т. д. приведёт, скорее всего, к вытеснению представлений о месте и значении той системы общественных отношений, в рамках которой живёт и развивается данный этнос в качестве относительно самостоятельной общности, способностей полноценно функционировать лишь в рамках более широких общественных процессов и закономерностей. Вместе с тем наиболее опасной тенденцией реализации национально-регионального компонента является то, что основное внимание в рамках курса отдаётся воспитание любви к «малой родине», в то время как формированию уважения к ценностям других народов и культур не уделяется внимание. Раскрытие механизма и закономерностей взаимодействия этнонациональных единиц страны с её государствообразующими компонентами, в первую очередь русским народом, его языком, культурой и социально-экономическим потенциалом, является фактически обоснованным и методологически перспективным направлением в педагогике обществознания. В тех случаях, когда государствообразующий компонент России полновесно представлен на местном уровне, краеведческое направление обществознания не будет, скорее всего, испытывать трудностей. РК-НРК предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона. Значительное место в РК-НРК обществоведческого образования занимают вопросы экономической составляющей жизни республик или регионов (промышленных, сельскохозяйственных, сырьевых, дотационных, доноров, холодных (северных), южных и т. д.), экологической ситуаций и тенденций, способных определять ее в ближайшем будущем, политики правительств субъектов Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования, СМИ, демографии, отношения к общественным организациям и объединениям, занятости молодежи - все это с использованием ярких, содержательных и убедительных фактов может стать основой НРК обществоведческого образования. К НРК, безусловно, относятся особенности национально-регионального менталитета, проявляющиеся в культуре и повседневности, роль национально-региональных верований и традиций и их проявления в истории духовной жизни народа и края, а также в современном повседневном поведении. Важно показать противоречивый характер влияния глобализационных стандартов содержание и своеобразие проявлений нациоиально-культурных и других национальных особенностей, привычек и традиций; выделить аксиологические аспекты национальной и региональной культуры, сохраняющие свое ценностное содержание и значение в условиях унификации мировосприятия, социального поведения и самовыражения личности.
НРК обществоведческого образования предполагает отбор включение в учебную дисциплину «Окружающий мир» экономических, социальных, социально-культурных, религиозно-конфессиоиальных, конституционно-правовых, международно-политичских и внешнеэкономических данных и теоретических положений, отражающих исторические особенности регионов во всех сферах области, современное состояние региональных показателей, тенденции динамики и перспективы развития в рамках краткосрочных, несрочных и долгосрочных прогнозов.
Таким образом, национальный – региональный компонент связывает местные, частные и конкретные события с задачей соучастия субъекта РФ или региона в решении задач, стоящих перед страной в условиях сложных и противоречивых глобализационных процессов. РК-НРК обществознания призван систематически способствовать ориентации учащихся на осознание общих задач, стоящих перед гражданинами России, и на понимание необходимости учитывать различные проявления их специфики в разных субъектах РФ и регионах страны. Поэтому НРК участвует в обеспечении мировоззренческого единения россиян. Сущность НРК обществоведческого образования определяется тем содержанием учебных планов и их реализацией, которые отражают особенности проявлений исторического и современного состояния жизни данного народа, края (региона).
На основании вышесказанного, мы можем сделать уверенный вывод о том, что НРК в соответствии дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе является важнейшим, если не единственным, фактором укрепления духовно-нравственного единства представителей различных национальностей Российской Федерации. Особенно важно отметить, что его потенциал огромен, если учитывать возраст учащихся, их непредвзятое, несформированное ещё обществом отношение к окружающим их сверстникам.