Какие слова пишутся с заглавной буквы? Открытый урок. 2 класс


Тема урока: «Какие слова пишутся с заглавной буквы»
Цель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
Задачи:
·                     Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
·                     Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся.
·                     Формирование навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
·                     Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
·                     Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
·                     Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Воспитывать любовь к родному языку, Родине, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: рисунки, карточки, газеты.
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день ребята! Прослушайте стихотворение и узнаете , какой у нас будет урок.Великий, могучий, свободный,Надежды и силы родник.Тебе посвящаем урок мы сегодня,Родной наш, правдивый и гордый язык.
– Итак, наши испытания будут связаны с русским языком. А урок сегодня  необычный.
II. Мотивация  (самоопределение к деятельности)
-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!
III. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Р..бята, б..реза. ш..шки, ч..па-ч..пс, дерев..я, ло...
— Какие буквы нужно поставить вместо точек? Объясните. (Ребята — Е запоминаем, береза — Е запоминаем, шишки — ШИ пиши с буквой И, чупа-чупс — ЧУ пиши с буквой У, деревья — пиши разделительный Ь, лоб — проверяем словом лбы.)
— Спишите слова в алфавитном порядке.
2. Самоопределение к деятельности
— Найдите ошибки в диктанте Незнайки. Меня зовут незнайка. Я жыву в солнечном городе.
— Какие правила не знает Незнайка? (ЖИ пиши с И. Имена, названия городов пиши с большой буквы.)
IV. Проверка домашнего задания
V. 1. Словарно–орфографическая работа
ГСРФКОРОВАЖДМАОИНЩППВЖИСОБАКАХИНЧК
ГСРФКОРОВАЖДМАОИНЩППВЖИСОБАКАХИНЧК

- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака).
- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).
- Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске открываются таблички с этими словами.
(В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).
- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
- Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.
- Как пишутся клички животных?
- Запишите в тетрадь слова корова, собака, и припишите к ним ту кличку, которая вам нравится.
2. Работа с картинками. (Дети записывают слова в тетради.)
(На стенах: карты России, Крыма; портреты известных людей.)
- Наша страна занимает самую большую территорию в мире. Россия – речной и озерный край. Величайшие реки её: Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Байкал – самое глубокое пресноводное озеро в мире. А в Республике Крым – самым красивым водопадом является водопад Джур-джур (Журчащий), самый высокий водопад – Учан-Су (Падающая вода), в Крыму два моря – Черное и Азовское, Столица Крыма – Симферополь, мы живем в городе – Керчь.
В России родились великие талантливые люди: учёные, поэты, писатели, художники. Вам, конечно, знакомы эти имена. А.С. Пушкин – поэт, автор сказок. А.В. Суворов – великий полководец, не проиграл ни одного сражения, ему принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою».
М.В. Ломоносов – учёный, поэт. И.И. Шишкин – художник.
Все они любили свою Родину – Россию. И ради неё творили и трудились. Вспомним слова
А.С. Пушкина: «Служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что человек способен, высшее его назначение».
Каждый из нас является частью России. И мы обязаны знать её историю и родной язык, беречь и любить природу. Я надеюсь, когда вы вырастите, то станете достойными гражданами своей страны.
VI. Постановка темы урока
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
1. Целеполагание. Постановка учебной задачи. (Дети ставят перед собой цели и задачи по уроку.)
Я хочу узнать…
Я хочу научиться …
Все клички до одной
Пишут с буквы прописной.
(Вернёмся к Солнечному городу.)
VII. Работа по теме урока
Работа с учебником. Упр. 130 (с. 86).
— На какие две группы можно разделить все слова? (Названия городов и имена.)
— Как пишутся эти слова? (С большой буквы.)
— Запишите слова по вариантам: вариант I — названия городов, вариант II — имена.
(Проверка. Два ученика читают, остальные проверяют.)
Вывод делает учитель.
Актуализация знаний
Учитель
-А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…, то есть географические названия
Работа в группах с таблицей
Учитель (Давайте дополним каждую колонку своим примером)
- Подберите слова по этим группам.
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Географические названия
(города, села, реки, улицы..)
Слова для справок: Белово, Пушкин Александр Сергеевич, Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Керчь, Судак.
— Сегодня на уроке мы вспомним, какие слова пишутся с большой буквы.
Вывод делают учащиеся.
Чтение стихотворения учителем.
Буква заглавная очень важна,В письменной речи для дела нужна.Ставится буква у строчки вначале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя реки, имя улицы, города.Клички животных, названия книг.
Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! Знает об этом любой ученик. (Е. Измайлов)
4. Упр. 131, (на стр. 86).
5. Карточки с заданиями
Игра «Лови ошибку»
Учащиеся получают карточки с пятью предложениями, напечатанными прописными буквами. В каждом из предложений есть два слова, сходных по форме (по звучанию и написанию), но разных по значению: одно обозначает предмет (вещь, животное, явление природы и др.), а другое называет человека по имени и/или фамилии. Необходимо переписать предложения в тетрадь, пользуясь изученными по теме правилами орфографии.
1.УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
2.ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
3. ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.
254
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЕС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦОВ ДЕЛАЛ АЛЕША СКВОРЦОВ.
Вывод. Итак, какие Вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
VIII. Физкультминутка
IX. Постановка проблемы
-Сегодня на наше имя пришла телеграмма, от героя из произведения Эдуарда Успенского. Отгадайте, от кого.
В Простоквашино живёт.
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская. 
- Ребята, кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, просил  нас помочь исправить ошибки.
Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)
       
  Зачеркни  лишнюю  букву.
      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.
Найди и исправь  ошибки.
        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
Проверка.  (Взаимопроверка)
Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками. 
X. Итог. Где же  в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы?  (название книг, фильмов, газет, журналов, адрес на конвертах) .- Как будем писать их названия?
XI. Рефлексия
- Ребята, помните выражение, с которого мы начали наше занятие?
(«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься»)
-Сегодня на уроке мы с вами прошли небольшую часть длинной дороги знаний. 
Продолжи предложения:
Сегодня я узнал …
Я понял, что …
Я учился …
Я смогу ...
Меня удивило, что …
Мне захотелось ...
XII.Оценивание учащихся
XIII. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
Упражнение 132, стр. 87.
Записать названия улиц нашего города.
Придумать сказку о большой букве.