Открытый урок на тему «Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий»

Предмет: русский язык
Класс: 7 «Б»
Тема урока: « Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий».
Цель урока: Познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и его разрядами.
Этапы урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1.Стадия вызова
(15 мин.)











1.Орг. момент. Приветствие учащихся. 2.Создает эмоциональный фон с помощью тренинга «Я люблю солнце- оно любит меня !». 3.Учитель делит детей на группы с помощью мозаики.
(глагол, имя прилагательное, морфологический разбор)
4.Актуализация пройденного материала.
Слово учителя
- А сейчас, ребята, от каждой группы выйдут представители и возьмут задания в конвертах для своей группы. 1 группа- отвечает на вопросы по теме «Глагол» 2группа - отвечает на вопросы по теме «Имя прилагательное» 3 группа- выполняет морфологический разбор имени прилагательного и глагола.
(у доски)
5.Учитель предлагает первой группе составить «кластер» на тему «Глагол», второй группе составить пятистишье на тему «Имя прилагательное», третьей группе составить Диаграмму Венна ( глагол + прилагательное).
6.Презентация работ.
7. Введение в тему урока с помощью эпиграфа.
Эпиграф к сегодняшнему уроку послужат слова В. Даля: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».
Слово учителя:
- Как вы думаете, зачем мы повторили имя прилагательное и глагол?
( Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что-то общее и с глаголом, и с прилагательным).
Ученики приветствуют учителя.
Взявшись за руки создают круг и повторяют слова :- Я люблю солнце- оно любит меня! Я люблю землю - она любит меня! Я люблю людей – они любят меня!
После тренинга делятся на группы с помощью мозаики.
Каждая группа берет свое задание в конвертах и выполняют их.
Первая группа отвечает на вопросы по теме «Глагол»
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного и совершенного вида?
-Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?
- Какие наклонения глагола вы знаете?
- Какие временные формы глагола вы знаете?
- В каких формах пишется – ться?
Составляют кластер на тему «Глагол»
Защита работы.
Вторая группа отвечает на вопросы по теме «Имя прилагательное».
- Что называется именем прилагательным?
- Какие прилагательные называются качественными, относительными и притяжательными?
- Каким членом в предложении является имя прилагательное?
Составляют пятистишье к слову« Прилагательное».
Третья группа выполняет морфологический разбор прилагательного и глагола. ( у доски )
С юга надвигалась3 черная3 туча.
Составляют Диаграмму Венна.
Защита работы.
С помощью эпиграфа определяют тему урока.

2. Осмысление
(25мин.)














8. Учитель знакомит учащихся с новой темой.
9. Раздает разноуровневые задания.
1уровень
С помощью, каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
С помощью, каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
2 уровень
1. Распределите слова по разрядам: действительное или страдательное?
Читающий мальчик, таявший снег, подстреленный заяц, читаемый документ, накормленный ребенок, погасший костер, связанная веревка.
2. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени.
Образец: обладать- обладает- обладаемый.
Распространять, утверждать, охранять.
3уровень
С помощью причастий: посаженный, написанная, выращенная составьте три предложения.
Самостоятельно знакомятся с новой темой.
Для закрепления новой темы, выполняют уровневые задания.
1уровень
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов –ущ(-ющ); -ащ(-ящ)
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –вш,-ш.
Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов – ем(-им);
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов – нн, - ённ, - енн,-т-.
2 уровень
1.Действительные причастия- читающий, таявший, погасший.
Страдательные причастия- подстреленный, накормленный, связанная.
2. Распространять- распространяет- распространяемый; утверждать – утверждает- утверждаемый; охранять- охраняет- охраняемый.
3уровень
Яблоня, посаженная дедушкой, расцвела весной.
Сочинение, написанное мной, лежит на столе.
Овощи, выращенные мамой, очень популярны.

Рефлексия
(5 мин.)


Ученики заполняют лист обратной связи и оценочные листы.
Д/з: Составить пять-шесть предложений употребив причастия.
Заполняют оценочные листы и записывают домашнее задание.