Выступление на городской пленарной конференции МО классных руководителей: Работа педагога-психолога с классными руководителями по психолого-педагогической поддержке обучающихся.


Работа педагога-психолога с классными руководителями по психолого-педагогической поддержке обучающихся.
В ситуации, сложившейся сегодня в школе, учитель оказался обойденным вниманием психологов, которые в большей степени, и это справедливо, занимаются учащимися и их родителями.
Однако сложно представить эффективной работу психолога без тесного взаимодействия с классным руководителем. Трудно переоценить то огромное воспитательное и психологическое влияние, которое оказывает учитель своей личностью, поведенческими реакциями на ребенка, а ведь он проводит с обучающимися в совокупности времени больше, чем родители, и уж гораздо больше, чем психолог, не имеющий физической возможности дойти до каждого ребенка в школе. Именно поэтому классный руководитель рассматривается мной как важнейший потенциальный сотрудник психологической службы школы. С другой стороны, педагогическая профессия выливается в напряженнейший труд (пожалуй, ни в одной профессии нет такого эмоционального выгорания, как в нашей), и учитель сам нуждается в психологической помощи и поддержке. На таком «взаимовыгодном» сотрудничестве и строятся отношения между психологом и классным руководителем в нашей школе уже много лет.
Основная цель моей работы с педагогами вытекает из цели работы школы, заявленной в программе развития как «Школа успеха и сотрудничества»: создание образовательного пространства для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Повысить психологическую компетентность классного руководителя в вопросах
взаимодействия с детьми и подростками.
Помочь учителю в организации взаимодействия с классным коллективом и
отдельными обучающимися с учетом их психологических особенностей
Обучить классных руководителей приемам оказания помощи и поддержки
обучающимся с различными видами трудностей.
Повысить мотивацию учителей именно к профилактической работе с
обучающимися. Сделать профилактическую работу приоритетной.
Работа с классными руководителями включает мероприятия по всем основным направлениям деятельности психолога:
- Так диагностика включает исследование стиля педагогического общения классного руководителя
- Развивающая работа с педагогами включает обучение навыкам взаимодействия с особыми детьми: агрессивными, гиперактивными и т.п.
- Имеет место совместная психопрофилактическая работа с учителями, родителями и детьми (тренинги, родительские семинары и т.д.);
- Просвещение учителей в основном осуществляется по вопросам взаимодействия с обучающимися и их семьями и оказания поддержки.
На следующем слайде представлены формы и методы работы с МО классных руководителей:
- консультации как индивидуальные, так и групповые;
- семинарские занятия («Акцентуированные подростки», «Профилактика асоциального поведения», «Основы эффективного взаимодействия с родителями», «Новые формы и методы работы с семьей» и др.;
- большинство классных руководителей прошли психологические тренинги: тренинг педагогического общения, тренинг толерантности)
- особой популярностью пользуются деловые игры: «По вопросам ЗОЖ» с участием учителей и старшеклассников, «Взаимодействие семьи и школы» с участием классных руководителя и родителей;
- стали традиционными родительские семинары с участием родителей, классного руководителя и психолога («Как мой ребенок адаптируется», «Подростковая наркомания: мифы и реальность»)
- классные руководители принимали участие в работе проблемных групп «Учитель и проблема дисциплины в классе», «Конфликт в педагогической среде и способы его разрешения»
- педагогам предлагаются группы психологической поддержки: «Саморегуляция и аутотренинг», «Профилактика эмоционального выгорания»
- психолог выступает на педсоветах, семинарах, заседаниях МО классных руководителей. «О проблеме домашнего насилия», «Подростковые субкультуры», «Полоролевые различия мальчиков и девочек и их проявления в обучении» - лишь некоторые темы психологического лектория.
Знаменательно, что именно в год Семьи, в 2008г., в нашей школе стартовал психолого-педагогический проект «Семейный психолог».
Основной целью проекта «Семейный психолог» является создание условий для оказания первичной психопрофилактической помощи ребенку через психологическую поддержку семьи.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
обучение педагогов и родителей приемам эффективного взаимодействия
друг с другом и с ребенком;
достижение взаимодействия семьи и школы в подходах к решению вопросов
воспитания;
разработка и внедрение в образовательную практику новых форм и методов
работы с семьей;
создание гибких программ по коррекции и развитию родительско-детских
отношений;
закрепление педагогами полученных знаний и навыков в форме самостоятельных
проектов и презентаций, использование их в дальнейшей практике.
В проекте принимает участие 12 учителей (как учителя начальной школы, так и среднего и старшего звена) На слайдах представлены фрагменты практических занятий.
В перспективе дальнейшего сотрудничества вижу следующее:
Систематизировать работу с классными руководителями по
предупреждению асоциального поведения среди детей и подростков.
Особое внимание уделить совместной работе по профилактике наркомании
и алкоголизма, пивного в том числе.
Включить в систему деятельности работу по профилактике нехимической
аддикции (игромании, интернет-зависимости).
Оказать помощь классным руководителям в работе по профессиональному
самоопределению старшеклассников.
Основной целью на ближайшее время ставлю разработку и создание модели общешкольной работы по профилактике асоциального поведения с активным включением родителей, общественности, волонтеров из среды подростков. Достижение поставленной цели вижу только в тесном взаимодействии с классными руководителями.