Урок Повязки. Правила наложения повязок


Тема урока:
 «Повязки. Правила наложения повязок»
(класс: 7)
Тип урока – изучение нового материала.
Форма проведения урока – комбинированный урок с применением ИКТ.
Цель урока: знакомство с понятием повязка, правилами её наложения
Задачи урока: познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении; развивать практические навыки обработки и перевязки ран;
Обучающие-познакомить с понятием повязка, её назначением
-познакомить с правилом наложения повязки на кисть и локтевой сустав.
Развивающая-развивать практический навык наложения повязок
Воспитательная
- воспитание осознания необходимости первой доврачебной помощи
- воспитывать положительные качества личности в образовательном процессе
-воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
-воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (PowerPoint)Раздаточный материал:  тесты, перевязочный материал, комплекты кружков зелёного, жёлтого и красного цвета для каждого из учащихся
Ход урока:
1.Фронтальный опрос. Какие стихийные бедствия мы изучали в этом году? Учащимся предлагается по очереди записать на доске известные природные стихийные бедствия. В результате этих явлений происходят разрушения или уничтожения материальных ценностей и компонентов окружающей среды.
Все эти явления очень опасны потому что может произойти травмирование людей. Какие возможны травмы? (Ученики: переломы, вывихи, ушибы, ранения с кровотечениями)
2. Основная часть.
Учитель: Раны, сопровождающиеся кровотечениями, опасны осложнениями из-за попадания в них микробов. Что нужно предпринять, чтобы уменьшить вероятность заражения раны микробами?
Учащиеся: (предполагаемые ответы) обработать, забинтовать, марлевые салфетки, лейкопластыри - перевязочный материал для наложения повязки.
Учитель:Какой как вы думаете, будет тема сегодняшнего урока?
Учащиеся: Повязка, её назначение. Правила наложения повязки.
Учитель: Запишите в тетрадях число, тему урока (на слайде)
Повязка-это перевязочный материал которым закрывают рану. Сделайте запись определения повязки в тетрадь
Учитель: Давайте рассмотрим, какой перевязочный материал, применяют для повязок. Перевязочный материал должен хорошо впитывать влагу из раны, хорошо высыхать, легко поддаваться стерилизации.
Основным перевязочным материалом являются марлевые бинты. Найдите в учебнике какие бывают бинты. Учащиеся перечисляют. Учитель дополняет информацию о бинтах.
Марлевые(плоские) бинты могут быть длиной 5-7 м, шириной- от 5 до 20 см. Они бывают: узкие, средние, широкие. Бинты могут быть стерильные и нестерильные. Это написано на упаковке. Стерильные - это те, на которых нет микробов-обеззаражены. Такие бинты можно приобрести в аптеке. Также материал для повязки можно приготовить из любого материала и обеззаразить в домашних условиях, прогладив его с двух сторон горячим утюгом. Потом на одну сторону ткани следует накапать йодной настойки, столько, чтобы пятно закрыло рану, но прежде, чем прикладывать, ткань надо просушить, подержать несколько минут на воздухе, иначе может произойти ожог. Накладывая перевязочный материал, нельзя касаться руками той его стороны, которая кладётся на рану.
Трубчатые сетчатые бинты – они предназначены для фиксирования марлевой повязки на повреждённой части тела. Трубчатые сетчатые бинты различают по номерам: №1 -- №5:
№1 фиксирует повязку на мизинце;
№2 на руке;
№3 на бедре;
№4 на поясе;
№5 на грудной клетке.
Эластичные бинты– обладают способностью растягиваться, что дает возможность плотно фиксировать повреждённую часть тела без излишнего сдавливания. ( При растяжении связок и заболевания вен лучше всего применять эластичные бинты).
Для экономии перевязочного материала и укрепления повязок применяют лейкопластыри, которыехорошо удерживают перевязочный материал, а также заклеивают ссадины, царапины и небольшие раны. Кроме того, есть пластырь бактерицидный.
Учитель: Запишите в тетрадях:
Слайд – перевязочный материал с кратким описанием бинтов для повязок.
В чем, как вы думаете назначение повязки?
Учащиеся: Выслушивается мнение каждого. Запишите в тетрадь: повязка закрывает рану, предохраняя ее от загрязнения и травмирования.
Учитель: Существует несколько видов повязок на различные части тела: на голову, на грудную клетку, на живот и таз, на руку и ногу.
Что ещё нам необходимо знать, чтобы правильно осуществить перевязку?
Ученики: Надо знать правила наложения повязки
Учитель: Попробуйте сформулировать их. Учащиеся предлагают свои пункты правил наложения повязки.
С помощью учителя формируется общий список, учащимся предлагается его записать. На доске - слайд
Общие правила наложения повязок:
- пострадавший должен находиться в удобном для бинтования, устойчивом положении;- при наложении повязки надо стоять лицом к пострадавшему, чтобы видеть его состояние;
- бинтуют слева направо (по отношению к бинтующему), снизу вверх;
- бинт как бы катится по бинтуемой поверхности;
- повязку начинают с фиксирующих ходов(туров)- 2тура;
-каждый последующий тур бинта накладывают на половину предыдущего, получается двойной слой повязки;
-начинают и заканчивают повязку на узкой части тела; завязывают на здоровом, неповрежденном месте;
- после наложении плоского бинта надевают трубчатый бинт нужного размера.
3.Практическая часть
Учитель: Сегодня мы научимся выполнять наложение повязки на отдельные части руки - на ладонь, на локтевой сустав, на палец, на все пальцы(«рыцарская перчатка»). А вам приходилось самостоятельно накладывать повязки? Сейчас я вам продемонстрирую приемы наложения крестообразной повязки на кисть с учетом правил наложения повязок.
На экране появляетсяслайд наложения повязки на кисть, на палец, на локтевой сустав
Учитель выполняет наложение повязки на кисть. Обучающиеся разбиваются на пары, выполняют наложение повязки на кисть друг другу. В процессе выполнения работы учитель оценивает работу ребят.
Затем учитель показывает прием наложения повязки на локтевой сустав. Дети повторяют эту повязку. После чего на экране видео ролик – наложение повязки «рыцарская перчатка».
4.Итог урока
Учитель: чем мы сегодня занимались?
Учащиеся: познакомились с понятием повязка, назначение повязки, правила наложения повязки. Учились накладывать повязки на пальцы, на кисть, на локтевой сустав.
Учитель даёт оценку практической работы ребят.
Закрепление знаний. Тест.
Основной материал, которым пользуются при перевязке, это:
а) лейкопластырь;
б) трубчатые бинты;
в) марлевые (плоские бинты).
2 Повязка:
а) закрывает рану;
б) предохраняет рану от загрязнения;
в) воздействия воздушной среды;
г) уменьшает боль.
Какая допущена ошибка?
3 Каким из нижеперечисленных правил пользуются при бинтовании:
а) справа налево;
б) снизу вверх;
в) слева направо;
г) сверху вниз.
4 Начинают и заканчивают повязку на:
а) более широкой части тела;
б) более узкой части тела.
5 Трубчатые сетчатые бинты предназначены для:
а) фиксирования повреждённой части тела без излишнего сдавливания;
б) фиксирования марлевой повязки на повреждённой части тела;
в) наложения давящей повязки.
6. Длина бинта 5-7 метров, при этом они бывают:
а) узкие;
б) тонкие;
в) средние;
г) широкие.
Найдите допущенную ошибку.
(1-в; 2-в; 3-б,в; 4-б; 5-б; 6-б.)
Домашнее задание: конспект урок, практическое задание по наложению повязок
Рефлексия
Учитель:
-Если вам урок понравился, всё было понятно поднимите зелёный кружок, он символизирует возможность идти дальше
- Если было что-то непонятное, урок не очень понравился - жёлтый, он говорит о том, что вам необходимо приостановиться, поработать с составленным конспектом
- Если вы не узнали ничего нового, вам было неинтересно – красный изучите данный материал по учебнику, попросите помощи одноклассников, учителя.