Обобщённый педагогический опыт на темуРазвитие творческих способностей на занятиях объединения Цветочная страна в процессе освоения разнообразных техник и материалов.

Обобщённый педагогический опыт на тему "Развитие творческих способностей на занятиях объединения Цветочная страна в процессе освоения разнообразных техник и материалов".
1.Литературный образ состояния вопроса.
1.1. история темы педагогического опыта в педагогике.
Практически каждая представительница прекрасного пола рано или поздно сталкивается с проблемой того, как разнообразить свой повседневный быт. Палочкой-выручалочкой в выполнении столь непростой задачи выступает декоративно-прикладное творчество. Куда ни посмотри, цветы повсюду окружают нас. Ткани, посуда, обои на стенах, ковры, светильники, вышивка, даже в кованых ограждениях балконов присутствует цветочная тематика, не говоря уже о цветочных композициях, стоящих в квартирах и загородных домах. Цветы - совершенное создание природы, дарящее человеку радость созерцания. Поэтому мы и стремимся украсить свою жизнь цветами, привнося их в рукотворные произведения - украшаем одежду, прическу, предметы интерьера, праздничные столы, порой окружаем себя цветами, даже не задумываясь об этом. Они с нами с рождения и на протяжении всей жизни.
Проблема приобщения ребёнка к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования его личности. Развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности, умение реализовать свои замыслы является одной из важнейших задач современного дополнительного образования. Самостоятельное изготовление искусственных цветов из разных материалов не только очень увлекательно и интересно, но и еще позволяет воплотить в реальность самые интересные и креативные идеи. Ребенок легко осваивает базовые технологии изготовления цветов, развивая моторику пальцев рук, образное мышление и осваивает элементы дизайнерского декора. В процессе создания цветка ребенок передает то, что задумал, не плоским изображением, как на рисунке, а объемным, натуральным.
На мой взгляд, изготовление искусственных цветов является едва ли не самым интересным видом прикладной деятельности детей. Оно позволяет ребенку выразить в своих работах свое впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изготовление искусственных цветов имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Педагогическим замыслом работы было преодоление ряда затруднений, возникающих у обучающихся в процессе изготовления поделок, путём вовлечения их в творческую деятельность.
1.2. История изучения темы инновационного опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
С 2003 года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район в объединении «Цветочная страна».
В истории педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, В.А.Фаворский, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно детям. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище букетами с цветами, коврами с цветочным орнаментом, расписными подносами и шкатулками. Потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только настоящее, великое, идущее из глубины души.
Известный педагог Е.А.Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения для создания декоративных узоров.
По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.
Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка), нетрадиционные (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, круп, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше. Комбинированная аппликация (применение войлока, ткани, лент, кружева, тесьмы, пряжи). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в учреждениях дополнительного образования нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения, но дизайн несет в себе современный орнамент на базе народного.
В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов, формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета.
Ремесло и творчество, как любая сфера человеческой деятельности, находится в постоянном развитии. Изменения в моде, факторы социально-экономической жизни общества, сохранившиеся культурно-исторические традиции «малой» родины определяют современное состояние декоративно-прикладного творчества и влияют на формирование интереса школьников к этой рукотворной деятельности.
1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Анкетирование – метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение. Способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.
Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаимное развитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.
Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.
Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. 
Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.
Игровая деятельность – ведущая деятельность воспитанника, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.
Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.
Композиция — это произведение искусства, имеющее определенное законченное построение. Цветочная композиция — группировка растений в вазе, в цветочнице или в интерьере. С чего начинать? В первую очередь определяют место, где будет стоять (лежать или висеть) композиция и для чего (для кого) она предназначена. Это поможет выбрать, определить сосуд, а точнее говоря основу, на которой будет строиться композиция. Обязательно учитывается тип интерьера.
Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.
Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.
Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.
Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
2. Психолого-педагогический портрет группы.
Базой для формирования данного педагогического опыта являлись воспитанники объединений «Цветочная страна». Дети в основном среднего и выше среднего уровня развития.
Для ребят характерны такие психологические умения, как:
- собственная активность ребенка;
- сотрудничество между членами группы;
- толерантность.
Ребята с различным уровнем познавательной деятельности. Около 30% учащихся с хорошо развитой памятью, мышлением, вниманием. Это дети нервно и психологически устойчивы, на занятиях активны, быстро усваивают программный материал, являются призерами различных конкурсов декоративно-прикладного творчества. Занимаясь в объединении «Цветочная страна» учащиеся обучаются изготовлению цветов из различных материалов, учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с современными техниками изготовления цветов, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. При этом осуществляется нравственное воспитание личности, формирование таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.
3.Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия проводятся с применением разнообразных методов и приёмов обучения: словесных, наглядных, практических. Почти каждое занятие включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют различные виды цветов из разнообразных материалов (ткань, атласные ленты, фоамиран), создают выкройки, выполняют саму работу. Итогом работы воспитанников объединения являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Работа в паре. Работа, которая позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на занятиях приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Работа в группах. Этот метод обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка выполнения творческой работы. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
Интегрированные уроки. Способствуют формированию художественного вкуса. Ребятам очень нравятся уроки, объединяющие учебный материал по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам: окружающему миру, изобразительному искусству, истории. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к декоративно-прикладному творчеству, развивает эстетический вкус, внимание, пробуждает желание изготавливать красивые вещи своими руками, научиться создавать дизайнерские композиции, как художники.
Информационно-коммуникационные технологии. Во время занятий использую слайдовые презентации, с помощью которых знакомлю детей с видами и строением цветка, различными композициями известных дизайнеров, которые впоследствии служат, идеями при создании картин из цветов, композиций. Направлениями декоративно-прикладного искусства, с разными художественными жанрами и т.д. Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения детей.
Здоровье-сберегающие технологии. В процессе обучения для того чтобы снять возникшую во время занятий усталость, провожу с детьми физкультминутки, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Часто на своих занятиях стараюсь настроить детей эмоционально. Для этого я использую на занятиях музыкальные произведения. Музыкальные образы и музыкальный язык соответствует возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. По ходу занятий я использую пословицы и поговорки, призывающие к творчеству: «Заняты руки, не будет скуки», «Руки да душа - и горница хороша», «Всякому молодцу ремесло к лицу».
Пробуждая интерес к своему объединению, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых ребят, не даю остановиться в своем развитии более способных детей, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
3.2.Актуальность педагогического опыта.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, наблюдаемые в учебно-познавательной деятельности, диктуют новые условия преподавания дополнительных образовательных программ, основанных на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Целью в объединении «Цветочная страна» является формирование у обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности, умения организовать технологический процесс и его элементы в практической работе. Предметов интерьера, изготовление аксессуаров для одежды и волос, демонстрации изделий выполненых самостоятельно, которые будут способствовать формированию новой, творческой, инициативной личности, адаптированной к условиям жизни в обществе, владеющей набором знаний, умений и навыков, отвечающей требованиям нового времени. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет- ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучености, склонностей. В результате применения данных форм обучения удалось повысить заинтересованность учащихся в обучении изготовления искусственных цветов, усовершенствовать навыки изготовления и составления интерьерных композиций из цветов, созданию картин. С помощью декоративно-прикладного искусства воспитывается уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.
3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте.
Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. Проблема развития творческих способностей у воспитанников в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различных поделок, одежды и украшений).
Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М.А. Ершовой, И.О.Кагана, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой.
Специфику художественного творчества рассматривал Иммануил Кант в 18 веке, как учение о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной работе над оформлением этого содержания, когда созидатель руководствуется вкусом. Вкусу, как сознательному элементу, Кант придает важнейшую организационную функцию.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, А.К. Марковой и других учёных. Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.
3.4.Результативность педагогического опыта.
Сравнивая результаты декоративно-прикладной деятельности детей в начале года и в конце, можно заметить разницу в уровне овладения детьми определенных способностей и навыков по изготовлению искусственных цветов. Проверка определялась путём проведения мониторинга, который проводится 2 раза в год:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2. Повторная проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса, образовательной программы.
Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков, проводится на завершающем этапе изучения программы.
По результатам видно, что в начале года у детей преобладает низкий и средний уровень, высокий уровень почти у единиц детей, и то не по всем показателям. В конце года средний и высокий уровни заметно повысились. Уровень знаний, умений и навыков на начало и конец года значительно вырос. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам изготовления цветов. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. У детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли. По итогам проведённой работы видно, что обучение детей нетрадиционным способам изготовления искусственных цветов, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу создания декоративных работ, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. По имеющимся спискам детей составляется график или диаграмма сохранности контингента обучающихся по видам образовательной деятельности (срокам реализации образовательной программы педагога), что показывает сохранность контингента детей за 2015 г. – 2016 г. 98%. Воспитанники объединений регулярно участвуют в районных, краевых, международных конкурсах и выставках
- Мыцыкова Полина 2 место в конкурсе декоративно - прикладного творчества "В единстве наша сила ", в рамках зонального конкурса - выставки "Чудо мастера в Армавире ".
- Орешникова Ксения 1 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
- Григорян Кима 2 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
- Ковтун Анастасия 3 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
- Конопкина Елизавета 2 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
- Чеботарь Мария 2 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
- Снежко Ангелина 3 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
- Пономарева Елизавета 3 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества г. Армавира (приказ №01-02/12 от 28.03.2016г.),
-Ковтун Анастасия 3 место в муниципальном смотре-конкурсе «Молодые дарования Кубани» (приказ №70 от12.02.2016г.),
- Ковтун Анастасия 2 место в зональной выставке детского декоративно-прикладного творчества ст. Советской (приказ №9 от 26.02.2016г.). Творческие отчеты, конкурсы и другие виды отчетной деятельности по мере реализации образовательной программы четко показывают, какие знания, умения и навыки получены детьми за определенный период обучения, насколько они совпадают с поставленными в программе задачами. Уровень знаний и умений отражается в отчетах педагогов, мнениях родителей, товарищей по объединению.
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
Чтобы идти в ногу со временем, нам необходимо внедрять в свои занятия инновационные «подарки» современности. Сами учреждения дополнительного образования заинтересованы в привлечении максимального количества обучающихся. Новизна опыта в идее по другому выстраивать учебный процесс, индивидуально подходя к каждому обучающему через нетрадиционные занятия, развивающие и усиливающие мотивацию обучающихся. Практическая значимость  опыта заключается в том, что разработанные  тематические занятия, формы и методы работы по развитию художественно-эстетического восприятия  по средствам декоративного творчества  могут быть использованы в практике работы педагогов дополнительного образования. При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих занятиях использую следующие компьютерные программы: учебные, демонстративные, мультимедийные. Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют занятие и делают его более доступным. Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта
Технологичность моего педагогического опыта представляется в регулярном использовании сетевых технологий в практической профессиональной деятельности.В своей работе я использую все доступные средства обучения: иллюстрации; рисунки; картинки; методическую литературу; стихи, загадки, ребусы, кроссворды; мультимедийное оборудование; презентации; фотографии, необходимые атрибуты – все это улучшает качество занятий, вызывает интерес у детей, желание заниматься.Обобщаю и распространяю собственный опыт на муниципальном уровне, размещая методические материалы, мастер-классы, методические разработки на сайтах и сетевых сообществах.
Регулярно использую современные образовательные технологии (развивающего обучения, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие технологии).
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Основной целью работы объеднения "Цветочная страна", которой я руковожу, является стимулирование творческой активности детей, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Большое внимание в своей работе я уделяю изучению, новых современных видов народного декоративно-прикладного творчества.
Основными задачами занятий в объеднения "Цветочная страна", являются:
- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и эмоционально – чувственного отношения к природе и предметам;
- воспитание детей интереса и любви к декоративно – прикладной работе, народному искусству родного края;
- развитие художественно – творческих способностей детей;
- формирование трудовых умений и навыков;
- обучение детей приемам обработки различных материалов(ткани, лент, фоамирана), флористики – с целью выполнения художественных изделий;
- привлечение учащихся к изучению литературы с целью получения новых знаний по истории и развитию декоративно – прикладного искусства.
В целом занятия по программе призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными текстильными материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.
В процессе работы у детей развиваются:
- чувства цвета, ритма;
- тренируются пальцы рук, глазомер;
- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и
эстетическое восприятие мира;
- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками.
В своей работе я использую разнообразные методы обучения:
·методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);
·методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);
·методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);
При работе с учащимися я выбираю следующие формы работы:
·анализ работ учащихся;
·выставки работ учащихся;
·коллективное творчество;
·физкультминутки
При коллективном анализе работ учащихся я акцентирую внимание на том, что получилось, т.е. даю положительную оценку деятельности ребёнка, тем самым создаю благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Работы, выполненные коллективно, служат украшением интерьера. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.
В своей работе я привлекаю родителей к участию в жизни объеднения. Одна из важнейших моих задач - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. В основе моего сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Сотрудничество с родителями осуществляется мной в следующих формах:
·Дни открытых дверей ;
·Анкетирования ( родителей, детей) ;
·Собрания;
·Беседы, встречи (индивидуальные, коллективные);
·Дни творчества детей и их родителей «Семейная гостиная»;
·Организация совместного досуга (концертные и праздничные программы);
·Семейные выставки.
На протяжении многих лет мной поддерживается тесная связь и сотрудничество с библиотеками, районным музеем.
В объединении"Цветочная страна" мной созданы комфортные условия для занятий детей.
4.Вывод.
Таким образом, занятия по изготовлению цветов позволяют ученикам сформулировать собственный взгляд на творчество, проявить индивидуальные особенности в изготовлении работ. Новые методы и технологии обучения детей прикладному творчеству расширили творческие возможности детей, что позволило им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от предлагаемых стандартов и утвердиться в позитивной позиции «творца». Декоративно-прикладное творчество один из способов развития личности ребенка, которыйи несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.