Из опыта работы. Формирование навыков проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №49»г.Перми
«Формирование навыков
проектной деятельности
у старших дошкольников с ТНР»
(из опыта работы)
Подготовила
Учитель-логопед
Мельникова Ольга Васильевна
г. Пермь
2015
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы действительности.
Задача взрослого развивать интересы ребенка и обеспечивать для него необходимые условия, чтобы он познавал то, что ему хочется. Ребенок должен увидеть, что процесс обучения очень трудный, но в то же время очень интересный. Поэтому для меня стала актуальной проблема «Как научить ребенка добывать знания самостоятельно».
Все мы учились в школе и знаем, как трудно и болезненно переживают переход из детского сада в школу многие дети. А в связи с тем, что школьное образование постоянно реформируется, процесс обучения усложняется, меняются и требования подготовки детей к школе. Беседуя со многими родителями, дети которых в настоящее время посещают школу, выяснила, что уже в начальных классах ребенок должен владеть навыками составления реферата по какой-либо теме и донести его содержание до сверстников. Поэтому пришла к мнению, что проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Так как наша группа логопедическая, то вся деятельность строится на проектной основе, их тематика связана с лексическими темами, согласно годовому плану: «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов», «Одежда», «Комнатные растения», «Профессии на транспорте», «Моя Родина – Россия», «Мой город», «Мы читаем. Знакомство с произведениями А.СМ. Пушкина» и др.
На каждую изучаемую тему планируется работа по всем видам детской деятельности в соответствии с реализуемой программой детского сада «Детство» и программы Н.В. Нищевой. В своей работе использую три вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Так, в ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, т.е. понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей.
Нормативная проектная деятельность. Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) поддерживающие инициативу дошкольника.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
С чего начала свою работу? Совместно с детьми рассмотрели иллюстрации к темам, которые будем изучать в этом году. Предложили детям выбрать тему, которую бы они хотели изучить подробно в первую очередь. После короткого обсуждения дети выбрали тему «Животные», которую затем поделили на подтемы:
- «Животные родного края»
- «Животные жарких стран»
Каждый ребенок выбрал какое-либо животное, о жизни и повадках которого хотел узнать больше всего. После того, как дети выбрали тему, разъяснила им этапы составления проектов:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
поиск и предложения возможных вариантов решения
сбор материала
подготовка проекта
защита проекта.
На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – сформировать у ребенка умение самостоятельно добывать новые знания или овладевать новыми умениями.
1 этап - Подготовка
Объяснила, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю необходимую информацию по этой теме и обработать её. Как это можно сделать? Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Поэтому на этом этапе очень важно, подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации. Начинаем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен для проведения исследования, но и ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. “Подвожу” их к идее, что сначала надо подумать.
Следующий вопрос: где ещё, мы можем узнать что-то новое об этом. Отвечая на него вместе с детьми, я постепенно выстраиваю логическую линию: “подумать”, “спросить у другого человека”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”, “посмотреть в книгах”, “посмотреть по телевизору”.
Можно предложить и другие методы, например, получить информацию в интернете, позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке. Чем больше этих возможностей, тем больше методов, тем лучше и интереснее пойдет работа.
Сбор материала.
Теперь, когда дети определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Дети предлагали различные варианты сбора материала. Постепенно выстраивалась линия последовательности способов сбора информации и методов исследования:
- Спросить у другого человека.
- Прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях.
- Сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.).
- Посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы.
- Понаблюдать.
- Провести эксперимент.
- Получить информацию в Интернете.
Теперь, когда мы определили последовательность работы, пришли к выводу, что необходимо участие не только детей и воспитателя, но и родителей. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большую часть работы над проектом, иначе губится сама идея проектного метода. Для родителей был проведен мастер-класс, на котором разъяснили суть проектного метода и его значимость для развития личности детей. Родители познакомились с основными этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней, им были предложены рекомендации - памятки.
Обсудив способы сбора информации и методы исследования, которые мы выбрали с детьми, пришли к выводу, что все они эффективны и необходимо научить ребенка использовать их в своей работе.
Подумать
Например, подумав, приходим к выводу - “попугай живёт в дикой природе, в джунглях, в жарких странах”. Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочке пальму и солнце. “Пальма” будет служить напоминанием о джунглях, “солнце” - о теплом климате.
Следующая идея, например, - “попугаи бывают большие и маленькие”. Отмечаем всё это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованным к нему линиями – перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв; рядом на основе маленького овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребёнок может закрепить идею “о ярком оперении”.
Как показывает мой экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.
Следующий способ - спросить у другого человека на первых порах вызывает большие трудности. Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и самое главное, слышать других людей. То же самое и с другими способами сбора информации.
Узнать из книг. Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как не умеющему читать, узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.
Наблюдение и эксперимент. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Например, тема ”Попугай” дает возможность их использования. Попугаи не редкость в наших домах, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения птицы. Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли попугай громких звуков и резких движений, любит ли музыку и др.
Отмечу, что у дошкольника способность концентрировать внимание не высока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы “не идет”, не страшно, можно не акцентировать на этом внимания. Помогаю ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла на “одном дыхании”.
Обобщение материалов.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре, на глазах у всех листочки с собранной информацией. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенной работы. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача.
Сообщения.
Как только информация обобщена и дети готовы к презентации своих проектов, проводим конференцию, на которой дети выступают со своими сообщениями.
Как показывает практика, дети в этих условиях легко включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, мы старались акцентировать на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ. По итогам защиты проектов, мы поощряли не только тех, кто хорошо отвечал, но и, особенно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Еще один важный момент: дети лучше воспринимают и усваивают информацию, которую узнали от своих сверстников, оперируют данными знаниями, рассказывают другим детям и взрослым.
Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:
• Аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).
• Практические умения (использование на практике собранной информации).
• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в поиске альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).
• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).
• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё)
Вывод: проектная деятельность дает хорошие результаты, и может быть использована на всех предметных занятиях, так как дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной тематики.
будет интереснее познавать новое неизвестное, их знания будут пополняться.
В заключение хочется привести несколько общих правил, соблюдение которых позволит воспитателям, специалистам успешно решать задачи исследовательского обучения:
Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески.
Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативы детей.
Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний, прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
Формируйте навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Учите анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.