Разработка педагогического совета «Культура педагогического общения — как условие благоприятного психологического климата»

Разработка педагогического совета
«Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата»

Дата проведения: 3.02.2016

Место проведения: 7 кабинет

Цель проведения: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями; осмысление педагогами собственной деятельности.
Задачи:
Проанализировать результаты микроисследований, проведенных к педсовету среди учащихся и учителей.
Разобрать понятия «педагогический такт» и «педагогическое общение»
Разработать систему мер для качественного повышения уровня воспитания и обучения в школе.
Предполагаемые результаты:
Применение в работе полученных психологических знаний
Улучшение взаимоотношений между педагогами и учащимися, педагогами и родителями.

План проведения педагогического совета:

Введение. Цели и задачи.
Стили педагогического общения (Атарова О.А.)
Конфликты в педагогическом общении: стили поведения в конфликте. (Стокоз О.Н.)
Особенности общения с учащимися «группы – риска». Социальный паспорт школы. (Мазилкина Н.Н.)
Пути предотвращения конфликтных ситуаций в классном коллективе учащихся подросткового возраста. (Илюшкина О.Ю.).
`стаздыS к‰сіби іс - ‰рекетіндегі педагогикалыK ‰деп (Серикбекова Э.А.).
Формы работы классного руководителя с учащимися по сохранению благоприятного микроклимата в классе ( Ботищева С.А.).
Бала т‰рбиесіндегі мектеп пен жанaя арасындаCы ™зара Kатынас проблемалары (Батырханова А.Ж.)
Формы работы классного руководителя с учащимися по сохранению благоприятного микроклимата в классе в условиях инклюзивного образование (Молявко В.П.)
Балкина Е.И.
Рассмотрение педагогических ситуаций
Решение педагогического совета.

Ход проведения педагогического совета

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Отношения «учитель ученик» достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)
“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.” Леонтьев А.
Педагогическое общение это продуктивное общение между двумя мирами. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:
- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем; - интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху; - восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Понятие и основные составляющие педагогического такта Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Такт в буквальном смысле «прикосновение». В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Вот одна из них.
Педагогический такт это: «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов. Признаки и элементы педагогического такта
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Основными элементами педагогического такта являются: - требовательность и уважительность к воспитаннику; - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; - деловой тон общения; - внимательность, чуткость педагога.  Профессиональный такт проявляется: - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;  - в самокритичной оценке своего труда. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта выдержка и уравновешенность педагога.
Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.
10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.
1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
7. Неумение выразить веру в ученика.
8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.
10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

 Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный.
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать и т. д. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
2. Либеральный
Главной особенностью стиля общения по сути дела является самоустранение учителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет авторитарный или демократический стили общения.
3.Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности учителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт. Мы все с вами знаем, что это чувство меры в поведении и действиях учителя

Основными элементами педагогического такта являются:

Требовательность и уважительность к ученику
Умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему
Деловой тон общения
Внимательность и чуткость педагога

Профессиональный такт проявляется:
Во внешнем облике педагога
В умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в тоже время не торопиться с выводами о поведении и способностях учеников
В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладание в сложной ситуации
В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся
В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
В самокритичной оценке своего труда

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения.

В зависимости от того, насколько терпелив педагог он по - разному ведет себя в различного рода педагогических ситуациях. В ходе подготовки к педагогическому совету нами было проведен психологический опрос «Самооценка терпеливости педагога».
По результатам проведенной диагностики видна следующая картина:
В диагностике приняли участие 43 педагога нашей школы.
23 учителя имеют высокую терпимость. Они терпеливые люди, но им не рекомендуется по напрасну тратить свою энергию.
18 педагогов со средним уровнем терпимости: эти люди легко адаптируются к делам и общению.
2 учителя с низким уровнем терпимости.
У людей со средним и низким уровнем терпимости могут возникать конфликтные ситуации.
О конфликтах и путях выхода из конфликтов вам расскажет психолог Ольга Николаевна.

Решение педагогического совета:
Каждому педагогу совершенствовать навыки по формированию коммуникативной компетентности, находить конструктивный способ общения с учащимися
Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по предотвращению возможных конфликтных ситуаций
Включить в план проведение обучающих семенаров для педагогов (психолог)
Продолжить работу по расширению взаимодействия с родителями через проведение родительских собраний, лекториев, привлечение родителей для проведения мероприятий (зам директора по ВР, социальный педагог, психолог)
При анализе конфликтной ситуации рассмотреть все факторы, способствующие её возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия



15