Трагическое звучание «Реквиема» А.А.Ахматовой, конспект урока литературы, 11 класс

Конспект урока литературы Трагическое звучание «Реквиема» А.А.Ахматовой
Цели: познакомить с особенностями жанра и композиции поэмы «Реквием»; расширить представление о поэме как жанре литературы; определить роль художественных средств
в поэме; развивать навыки анализа поэтического текста
Ход урока:
Я вижу все,
Я все запоминаю.
А. Ахматова
I. Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть стихотворений А.А. Ахматовой из предложенного списка.
2. Обобщение по вопросам:
– С помощью каких поэтических средств воссоздается внутренний мир героини стихов Ахматовой? (вопрос 2, стр. 184.)
– Как проявляются в стихах Ахматовой традиции русской поэтической классики? (Вопрос 6, стр. 184.)
– Чем привлекла и что открыла вам поэзия А.А.Ахматовой?
II. Поэмы А. Ахматовой.
1. Повторение теории литературы.
– В чем особенности поэмы как жанра литературы?
– Каков лирический герой поэмы?
– Чем отличается эмоциональный настрой поэмы от произведений других поэтических жанров?
2. Индивидуальное сообщение учащихся.
«Поэма без героя» Ахматовой (на основе прочитанного текста и материала учебника под ред. Журавлева, стр. 182–184).
III. Эпоха и человек в поэме Ахматовой «Реквием».
1. Слово учителя.
Ахматову не миновали прокатывающиеся по стране волны сталинских репрессий: в 1935 году был арестован ее единственный сын Лев Николаевич Гумилев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке.
Переживаемую ею трагедию Ахматова разделяла со всем народом. И это – не метафора: много часов провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из тех, кто стоял там, рядом с нею, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» – поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.
Завершенная в предвоенном 1940 году, поэма была опубликована много лет спустя после смерти ее автора, в 1987 году, и прочитывается оно как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Но предъявляет эти обвинения не поэт, а время, и не возмездия взыскивает Ахматова – она апеллирует к истории, в которой закрепляется память человечества.
Спустя два десятилетия после завершения поэмы, в 1961 году, ей был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую – поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму – характеристику:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был.
– В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?
– В поэме черты обобщенного человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись к эпилогу.
2. Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.
Примерные вопросы при анализе
1. Реквием – заупокойная католическая месса, оплакивание погибших. Почему Ахматова дала своему произведению такое название? В чем его смысл?
2. Какие моменты истории легли в основу произведения? Как в поэме семейная беда (в 30-е годы были арестованы и осуждены муж Ахматовой, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Пунин и ее сын Л. Гумилев) перерастает в народную драму?
3. На какие части делится «Реквием», как его композиция отражает смысловую многомерность и глубину текста?
4. Каков смысл эпиграфа (1961) и предисловия (1957) к поэме, написанной в 1935–1940 годах?
5. Как поэтесса объясняет выбор темы?
6. Почему «надежда все поет вдали» среди «осатанелых лет»?
7. Какие картины возникают, когда вы читаете строки:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
8. Как борются в поэме желание смерти и воля к жизни? В каких контрастных образах запечатлен этот поединок?
9. Как Ахматова проводит границу между прежней жизнью и безумием, охватившим страну?
10. Почему образом распятия заканчивается поэма?
11. В чем смысл эпилога?
12. Почему Ахматова просит поставить ей памятник «здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов»?
13. Какой представляется вам лирическая героиня «Реквиема»?
14. Какими приемами достигает Ахматова общечеловеческого звучания своей темы?
3. Самостоятельная работа.
Класс разбить на группы в соответствии с количеством частей в поэме.
Исследование. Какие средства художественной выразительности помогают раскрыть идею «Реквиема»?
Слушание и обсуждение получившихся работ.
IV. Итог урока и обобщение.
– Какие впечатления остались после прочтения поэмы Ахматовой?
– Какова роль средств художественной выразительности в данном произведении?
Учитель. Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной.
Ахматова не жертва, а страдающий участник и строгий судья истории.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, –
Ведь все равно я с вами до конца.
(«Многим».)
Домашнее задание.
Анализ одного из стихотворений А.А.Ахматовой «Реквием».








Литература, 11 класс




15