Развитие слухового восприятия детей с депривацией слуха как один из аспектов социализации


Развитие слухового восприятия детей с депривацией слуха как один из аспектов социализации
Никулина Г.А. – учитель ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»

В настоящий момент перед школой для детей с нарушенным слухом стоит задача подготовки молодёжи к жизни и труду в условиях рыночных отношений. Выпускники должны быть психологически и практически подготовлены к жизни в современном обществе, ясно понимать, что успех напрямую зависит от знаний и умений, приобретённых в школьные годы; от их речевого развития. Успешная социализация ребёнка, характеризующая способность к сотрудничеству с другими людьми, на сегодняшний день – одна из важнейших в современной педагогической науке проблем. Термин социализация в современной психологии означает процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социальное становление идёт через общение. У детей с нарушенным слухом потребность в речевом общении, являясь социально необходимой, не возникает без целенаправленного воздействия.
Какие проблемы возникают в процессе социализации у ребёнка, а затем взрослого человека при нарушении одного из ведущих анализаторов – слуха? Процесс социализации у этой категории имеет свои особенности, определяемые ролью слуха в формировании социальных навыков. По определению Л.С. Выготского, «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Глухота прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности».
Для успешной социализации детей с нарушенным слухом главной задачей является развитие устной речи и формирование коммуникативной функции речи.
В школе для детей с нарушенным слухом уделяется большое внимание развитию речевого слуха. Эта работа проводится со звукоусиливающей аппаратурой и без неё в ходе всего учебно - воспитательного процесса: на всех общеобразовательных уроках, во внеклассное время, на музыкально – ритмических занятиях, в слуховом кабинете и на специальных индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха позволяют формировать у детей навыки восприятия речи, готовят детей к свободному общению с окружающими, способствуют реализации имеющихся у детей резервов слуха и эффективному развитию фонематического слуха, закрепляют навыки самоконтроля и контроля за речью других участников диалога.
Одной из форм организации индивидуальных занятий по развитию речевого слуха являются занятия с малыми группами учащихся. В соответствии с программными требованиями такие занятия проводятся, начиная с 6 класса. Преимущество данных занятий в том, что они позволяют формировать навыки восприятия речи разных дикторов, с разной манерой говорить, разным тембром голоса. Эта форма занятий даёт возможность готовить слабослышащих детей к общению с широким кругом собеседников, что важно для адаптации в обществе.
На уроках дети воспринимают речь слухозрительно и на слух. Индивидуальные занятия, проводимые с группой из 2 – 3 учащихся, наиболее эффективно способствуют реализации резервов слуха учащихся: устраняется ситуативность, речевой материал для тренировки слухового восприятия подбирается более сложный, чем на уроках; имеется возможность неоднократно (до 5 – 6 раз) предъявить речевой материал, что позволяет тренировать фонематический слух. Дети упражняются в восприятии речи на слух со слуховыми аппаратами только индивидуального пользования, что формирует у них практические навыки восприятия речи окружающих в любых условиях.
На занятиях в роли дикторов попеременно выступают ученики: в то время как один был диктором, второй упражнялся в восприятии речи одноклассника на слух. Речевой материал давался ученику – диктору в письменном виде. Диктор читал написанное за экраном. Его товарищ отвечал, тоже пользуясь экраном. Вначале дети объединялись в группы в зависимости от уровня развития речевого слуха и состояния произносительных навыков, группы были постоянными. В последующем состав группы менялся, чтобы исключить привыкание к одному собеседнику.
Остановимся на содержании и методических приёмах проведения занятий. Учитель предъявляет задание, используя экран, одному из учащихся, который воспринимает его на слух с аппаратом или без него. Другой ученик на это время выключает аппарат, чтобы не слышать учителя. После того как первый ученик воспримет задание, учитель предлагает второму ученику включить аппарат, послушать, что скажет ему собеседник и ответить за экраном. Например, учитель говорит первой ученице: «Аня, скажи Свете, сколько времени ты тратишь на дорогу в школу, и спроси, сколько времени тратит она».
Другой приём состоит в том, что учитель предъявляет задания одновременно 2 – 3 учащимся: «Оля назовёт два неодушевлённых существительных, Света придумает три одушевлённых существительных, а Аня подберёт прилагательные к этим существительным. Далее предлагаются такие задания: «Придумывает пример на умножение Оля, придумывает пример на сложение Алёша, а Аня придумывает пример на деление. Проверьте ответы своих товарищей».
Дети находятся на оптимальном для восприятия речи расстоянии друг от друга и от учителя. Если после 2 – 3 предъявлений ученик не воспринимает речь товарища на этом расстоянии, то оно уменьшается.
Очень полезными и интересными для детей были занятия, на которых они упражнялись в ведении диалога на заданную учителем или свободно выбранную тему. На групповых занятиях предусматривались игровые виды деятельности, использование наглядного материала. Широко применялось закрытое лото, особенно на первых занятиях. Например, у одного из участников диалога закрытое лото, где представлены различные продукты питания, одежда, обувь, хозяйственные товары; у второго - закрытое лото с карточками, на которых даны названия магазинов. Первый ученик открывает картинку и, не показывая её товарищу, спрашивает: «Скажи, в каком магазине можно купить …»? Второй ученик даёт полный ответ за экраном и находит соответствующую карточку с названием магазина. Если он правильно воспринял задание, получает картинку и подкладывает её под карточку с названием магазина.
Необходимо отметить, что на одном занятии в тренировку включается материал по нескольким темам, чтобы исключить создание подсказывающей ситуации.
На занятиях с детьми, у которых уровень речевого развития достаточно высокий, используется такой вид работы, как составление загадок по картинкам. В этом случае одному из учеников даётся картинка, например, с изображением пингвина. Другие дети не видят её. Ученик составляет загадку по этой картинке и предъявляет её товарищам на слух.
На занятиях малыми группами дети упражняются не только в восприятии живой речи, но и в восприятии речи в записи. Слабослышащие дети испытывают значительные трудности при восприятии речи в записи, но обучать их этому надо, поскольку в дальнейшей жизни этот навык им будет необходим.
Также необходимо обучать детей восприятию речи по телефону, в тренировку включался диалог, как с учителем, так и со своими одноклассниками. Учитель находится рядом с одним из участников диалога. Например, учитель за экраном сообщает ученику, что его товарищ заболел. Ученик задаёт по телефону соответствующие вопросы товарищу.
Групповые занятия способствуют эффективному развитию речевого слуха, формируют устную речь и способность понимать обращённую речь.