Методическая разработка Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Использование эффективных технологий в учебно-игровой деятельности дошкольников
(будущих первоклассников)
3105150428625000
left431482500
Подготовила учитель начальных классов ОШ № 18 Цыба Е.Ю.
Шахтерск, 2015
Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольников.
Методические рекомендации
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи, быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Эффективные педагогические технологии
Игровые технологии
Интерактивные технологии
Здоровьезберегающие технологии
Развивающее обучение
Технология «Создание ситуации успеха»
Основные цели использования педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольников»
1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации к школьному обучению.
2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций) для успешного усвоения программ начального общего образования.
Основные задачи:
Обучающие:
формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов, формирование на этой основе умения учиться;
Развивающие:
развитие личности ребенка;
выявление и развитие у детей творческих способностей;
развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
Воспитательные:
психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;
воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы;
Основные принципы работы педагогов:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумно требовательностью;
комплексный подход при разработке приемов
вариативность содержания задании
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе выполнения заданий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании учебных умений, следование от простых и доступных заданий к более сложным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала;
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
практическая направленность;
занимательность;
наглядность.
Эффективные методы и формы организации учебно – игровой деятельности.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются
практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной темы. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Содержание используемого материала на занятиях с будущими первоклассниками
Подготовка к изучению математики.
1.Арифметический материал.
Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел, предметов. Состав чисел. Арифметические действия сложения и вычитания.
Решение простейших задач на основе счета предметов.
Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметами. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
2.Геометрический материал.
Распознавание геометрических фигур. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Пространственные и временные представления. Ориентирование в клетках. (графические диктанты).
3.Содержательно-логические задачи.
Задания основаны на математическом содержании первых двух разделов и направлены на развитие познавательных процессов у дошкольников: внимания, воображения, памяти.
Подготовка к обучению грамоте.
Первоначальное представление о звуках и буквах, о гласных и согласных звуках и буквах, о делении слов на слоги.
Развитие речи.
Составление рассказов по картинкам, ответы на заданные вопросы, грамотное, четкое выражение своих мыслей, рассказы о себе, умение общаться.
Подготовка к изучению письма.
Становление графического навыка по шаблонам и трафаретам, раскрашивание рисунков, работа по заданным образцам.
Эффективные приемы организации учебно-игровой деятельности будущих первоклассников
Период подготовки к школе является наиболее благоприятным для формирования у будущих первоклассников двигательных, языковых, мануальных, визуальных, слуховых, тактильных навыков. Специально подобранный комплекс развивающих упражнений, выполняемый под руководством учителя и родителей, позволяет добиваться необходимого для обучения уровня развития.
Запоминаем буквы и слова
Упражнения, которые выполняют малыши, направлены на формирование восприятия, внимания, памяти и воображения и проходят они главным образом в ходе развивающих игр.
Учитель заготавливает комплект букв на разноцветных карточках. Такой же комплект готовят с помощью родителей и дети.
Вот некоторые упражнения, которые они выполняют.
Учитель показывает букву, а ребенок должен быстро ее узнать. Это простейшее упражнение помогает выработать быстроту восприятия.
Показываются одна или две буквы. Ребенок должен запомнить и эти буквы, и цвета карточек, на которых они нарисованы.
Детям раздаются карточки с изображением недорисованных букв. Им предстоит завершить рисунок.
На столе лежат несколько перевернутых карточек с изображением букв. Ребенок, выбирая любую, должен назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы.
Ребенок выбрал букву. Ему предлагается за 1-2 минуты вспомнить и быстро назвать слова, начинающиеся с этой буквы.
На выбранную букву нужно вспомнить и назвать за 1-2 минуты слова, где она есть.
Читается предложение либо стихотворение, а ребенок должен посчитать, сколько раз он услышал ту или иную букву. По мере развития быстроты и объема восприятия скорость чтения увеличивается, и ребенку предлагается сосчитать, сколько раз он услышал в предложении не одну, а две буквы.
Ребенку за несколько секунд показываются 5-6 букв, записанных в одну строчку (например, КНАСОД), которые он должен запомнить, а потом назвать или написать их.
Предлагается запомнить 5-6 букв, но предварительно ребенок должен мысленно составить и запомнить слова, начинающиеся с этих букв, либо составить предложение, в котором каждое слово начинается с них.
В коробку кладут вырезанные из картона буквы. Ребенок, ощупывая их руками, должен узнать, что же это за буквы.
Из цветных карточек с изображением букв на столе выкладывается какой-либо узор. Он несколько секунд показывается детям, а затем им предлагается построить аналогичный рисунок.
Вот далеко не полный перечень тех игровых упражнений, которые выполняют дети с буквами.
Учимся считать
С помощью развивающих игр идет и обучение математике. Вот некоторые примеры. Ребенок в полном объеме должен представлять каждое число. Учитель, родители совместно с детьми изготавливают карточки, на которых кружочками обозначены различные числа. Карточки учителя должны быть видны всем, карточки же детей изготовляются таких же размеров, как и алфавит.

На одном из комплектов карточек кружочки должны быть разрисованы различными цветами. Рассмотрим это на примере числа пять.

К - красный, С - синий, Ж – желтый. Как правило, в шестилетнем возрасте дети уже имеют представление о числах по крайней мере до 10. Вот некоторые примеры: На столе раскладываются карточки и цифры:

В коробке или на столе находятся несколько карточек.
Ребенок, не глядя, дотрагиваясь до них руками, определяет числа. Это задание интересно выполнять на время.
Перед началом выполнения упражнения договариваются, что зеленые кружочки, например, будут указывать, сколько раз нужно хлопнуть в ладоши, желтые - подбросить мяч, красные указывают, сколько раз надо присесть и т.д.
Ребенку показывается карточка, где два зеленых кружка и один красный. Он должен два раза хлопнуть в ладоши и один раз присесть. Постепенно задания усложняются. Например, показывая число 10, состоящее из двух кружков зеленого цвета, шести - желтого и двух - красного, можно попросить выполнить задание в указанной последовательности или предварительно определить сумму кружков, а потом выполнить действия.

Показав расположение, а потом, перемешав карточки, учитель просит детей восстановить порядок. Ребенок, знающий цифры, выполняет это довольно быстро. Если есть трудности, то задание повторяется несколько раз.
Поочередно показывается либо число, либо цифра.
Ребенка просят столько же раз выполнить какое-либо действие: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, присесть, сделать столько шагов, наклонов.
Просят назвать слова, состоящие из трех, четырех и т.д. букв.
Называется слово, детей просят сосчитать, сколько в нем букв.
Условия выполнения этого задания изменяются в зависимости от уровня развития ребенка.
С интересом выполняют учащиеся и другие задания. Например, представьте все варианты, как можно нарисовать число 7.
Выполняемые упражнения позволяют в ходе игр усвоить закономерности сложения и вычитания.
Пример занятия с будущими первоклассниками (не обязательно в одном занятии использовать все предложенные виды работы)
Тема: Счет прямой, обратный, порядковый. Предыдущее и последующее число.
Цели:
повторить с детьми прямой и обратный, порядковый счёт; предыдущее последующее число;
закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур;
упражнять детей в решении задач, в записи их решения;
закрепить представления о свойствах предметов и геометрические представления детей,
развивать мышление, речь;
развитие творческих способностей, развитие и тренировка памяти, внимания и наблюдательности;
развитие артистических способностей и фантазии;
формирование положительной школьной мотивации.
Оборудование: колокольчик, рукавичка, геометрические фигуры, шаблон рукавички, наборные полотна, тетради.
Ход урока.
I. Организационное начало.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение прямого, порядкового, обратного счета.
-Какой счет знаете?
-Сосчитайте прямым счетом от 7 до 19, от 15 до 21.
-Сосчитайте обратным счетом от 16 до 7, от 19 до 10.
-Порядковый счет от 0 до 10.
-Назовите соседей чисел: 7, 9, 11. 21.
-Назовите предыдущие числа для: 7, 9, 19.
-Назовите последующие числа для: 4, 5, 1
2. Обозначь цифрой.
-Сосчитайте, сколько предметов в каждой рамочке и покажите соответствующую цифру.

3. Д/и « Назови скорей»:
-Сколько дней в неделе?
-Назови выходные дни.
-В какое время года спит медведь в берлоге?
-В какое время года убирают урожай?
-В какое время года распускаются листья на деревьях?
-Назови на один меньше: 6, 9, 4.
-Назови на один больше:2, 8, 6.
-В какое время суток мы просыпаемся?
-В какое время суток уходим из детского сада?
III. Постановка учебной задачи.
-Сегодня вы стали учениками подготовительного класса нашей школы. Сегодня на уроке мы будем считать, решать задачи, отвечать на вопросы. В школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?
IV. Открытие нового.
1.Знакомство с правилами.
1 правило:
Ответит хочешь, не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь, надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь!
2 правило:
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
(Звенит колокольчик)
2. Развитие речи.
-Сегодня мы с вами попадем в одну очень известную сказку. Что это за сказка, помогут догадаться слова: “Кто, кто в рукавичке живет?” (“Рукавичка”)

-Давайте вспомним героев этой сказки (дети называют героев, а я выставляю игрушки – героев сказки: Мышка, Лягушка, Ежик, Лиса, Волк, Медведь).
(Если детки не помнят сказку, то эмоционально прочитать ее).
-А сейчас у нас состоится кукольный спектакль, а вы станете артистами. А артисты не должны стесняться, говорят громко и четко! (Инсценировка сказки).
-Хорошо ли, что все звери собрались вместе?
-Как они жили? Почему?
-Плохо ли деду без рукавички?
3. Развитие двигательной памяти.
- А теперь давайте поиграем. Если я говорю «Медведь», то вы как мишки переваливаетесь с ноги на ногу, если – «Волк», то воете “у-у-у-у”, если «Лиса», то воображаете, махая руками, если «Лягушка», то квакаете, если «Мышка» - пи-пи, а “Ежик” - уф-уф. (Сначала показываю верно, а после начинаю детей путать).
4. Моделирование. Работа в тетрадях.
-Сейчас мы будем изображать героев сказки при помощи схемы. Рукавичку изобразим.
-А остальных – овалами разной величины.

- А теперь расскажем сказку по схеме.
5. Постановка руки.
-Сейчас мы отправляем в гости в нашу рукавичку. Но пройти к гостям не просто.
Откроем тетради и повторим за мной:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандаш я так держу.(показ)
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
-Вы видите в тетради дорожку. Она очень узкая. Ваша задача – “пройти” по дорожке, не выходя за границы.

-А для того, чтобы вас слушались ваши пальчики, их надо разогреть!
6.Физкультминутка.
Этот пальчик – самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик – самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Непоседливый он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок, да удал!
IV. Закрепление изученного.
1. Счет предметов.
-Давайте сосчитаем героев сказки. Сколько их всего?
-Положите перед собой столько квадратов, сколько героев в этой сказке?
-Мышка убежала. Сколько героев осталось?
-А теперь снова прибежала. Сколько стало героев?
2. Пространственная ориентировка. Порядковый счет.
-Кто пришел первым и поселился в рукавичке?
-Кто пришел за мышкой?
-А кто пришел первым?
-Кто сломал “домик” зверей?
3. Развитие памяти и внимания.
Д/игра “Что изменилось?”
- Посмотрите на зверей, запомните, кто за кем стоит.
(Убирать, переставлять героев, а ребята определяют, что изменилось).
4. Решение стихотворных задач
-А сейчас давайте посчитаем и проверим, какие вы внимательные. Послушайте
интересный стишок-загадку и ответьте на вопрос:
А у нашего мишки есть медвежата?
1 задача:
Шесть веселых медвежат
За машиной в лес спешат.
Но один малыш отстал.
А теперь ответ найди!
Сколько мишек впереди?
2 задача:
Посадил я 5 горошин,
Белых бусинок горошин,
А росточков из земли
Показалось только 3.
3 горошины взошло.
Сколько их не проросло?
V. Выполнение заданий в приложении 2.
VI. Подведение итогов.
Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора!
До свиданья, детвора!