А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития. Система образов.


Тема: А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития. Система образов.
Цели:
Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: текст произведения, портрет писателя
Ход урока
1.Орг.момент
II. Вводная часть
Ребята, прежде чем начать изучение новой темы, я бы хотела, чтобы вы ответили на мои вопросы и из первых букв ваших ответов, составили фамилию писателя, произведение которого мы будем изучать на уроке. 1.Главный член предложения, отвечающий на вопрос Кто? Что? ( Подлежащие) 2.Рыба , имеющая несколько названий :речной, европейский, обыкновенный. Вид хищных, занесен в Красную книгу (Угорь) 3. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой какой повести Гоголя ? « Шинель» 4. В каком звании был Тушин в романе» Война и мир»( капитан) 5. Самый распространенный сочинительный союз (и) 6.Какая неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета? ( наречие) Правильно, ребята! Это Пушкин. II. Актуализация знаний1. Сообщения учителя Сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке). Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Не случайно его прозвище в Лицее было «француз». В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом. Это было место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. Лицей заменил Пушкину детство. Но лицей был окончен - детство прошло. Началась жизнь… Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года. На сюжет поэмы С. Рахманинов написал в 1892 г. свою первую оперу «Алеко». Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. «Цыганы» воспроизводят базовую коллизию «Кавказского пленника» (1821), восходящую к повести Шатобриана «Атала» (1801): разочарованный байронический герой не в состоянии раствориться среди «благородных дикарей», хотя и страстно желает этого. В этой поэме Пушкин постепенно освобождается от своего былого байронизма; налицо «эволюция от свободного, сладкозвучного и ласкающего стиля его юности к суровой красоте последних вещей» (Д. С. Мирский)[1]. III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Выразительное чтение Учитель под лирическую музыку читают эпилог поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». 2. Беседа - В эпилоге автор раскрывает нам основную тему этого замечательного произведения. Какова она? Главная тема – свобода личности, вольница. - Как вы думаете, почему поэма, посвященная теме свободы, воли, заканчивается словами «…И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»? Пушкин показывает, что свобода не всеми понимается одинаково, что свобода поступков одного человека может причинять горе другим людям. - Эта мысль и стала основной идеей поэмы «Цыганы». - Но так ли уж свободен и счастлив этот дикий народ, как думал Алеко, стремясь в цыганский табор? Давайте попробуем разобраться в этом. Обратимся к началу поэмы. Какую картину вы представляете, читая этот отрывок? Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут. - В чем привлекательность такой жизни? Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики. - Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь? Является символом вольности? Земфира. А вот романтиком автор считает другого героя. Кого? Алеко. Опишите его (работа с текстом)Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа «на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, гонят мысли, просят денег и цепей, ставит себя выше этого общества. Алеко стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия. - Скажите, а как Алеко попал в цыганский табор? Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой. - Как отец реагирует на это? Зачитайте. Цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сами сделать выбор своего жизненного пути. - И они сделали этот выбор: Алеко остался в таборе, живет жизнью цыган, он свободен, как ему кажется. И так пролетели 2 года. - Почему несчастлив Алеко? Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему, разлюбила его. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев смятение в душе Алеко, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты, принятия свободы чужой воли. - Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. - Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? Что он не такой. Ничто его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее. - Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? Он убивает девушку. - Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается конфликт! Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы - эгоизм Алеко и великодушие Старика. - А что такое свобода для Земфиры? Для Старика? Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее тоже ничего не требовали. Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других. - А как понимает свободу автор? Он любит своих героев, соглашается со стариком, с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что «цивилизованному» человеку нельзя жить в мире, где царят законы вольницы. Появление Алеко в «диком», нетронутом просвещением мире, привело к кровавой драме. - А.С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы «Что значит быть свободным?», «Может ли человек быть свободным?» Он предоставляет читателю право самому ответить на них. IV. Применение. Формирование умений и навыков 1. Творческое задание. Составление кластеров. - Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? ( класс делится на 2 группы, каждая группа выполняет определенное задание)
V.Подведение итогов урока. Выставление оценок .Этап рефлексии
VI.Домашнее задание Выучить наизусть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».